Почти сто лет назад большевистской властью был принят декрет «О расказачивании» (постановление Оргбюро ЦК РКП (б) от 24.01.1919г.), положивший начало кровавой политике уничтожения русского казачества, в результате которой значительная часть казаков была подвергнута жестоким репрессиям и изгнанию из России.
24 января 2017 года в скорбную годовщину этих событий в храме святого равноапостольного князя Владимира при Московском президентском кадетском училище им. М.А. Шолохова войск Национальной гвардии Российской Федерации была отслужена заупокойная панихида по атаманам и казакам со сродниками их «во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим»[1].
Совершил панихиду настоятель Князь-Владимирского храма, войсковой священник Центрального казачьего войска Иерей Марк Кравченко.
Чтобы молитвенно почтить память атаманов и казаков, членов их семей невинно убиенных, от болезней и ран в нашем Отечестве и в изгнании скончавшихся в Князь-Владимирском храме собрались товарищ войскового атамана ЦКВ, атаман Отдельского казачьего общества Московской области казачий полковник Геннадий Николаевич Сидорин; атаман Московского казачьего округа Союза казаков России Василий Федорович Зайцев; заместитель верховного атамана Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья есаул Николай Леонидович Дьяконов; атаман Районного казачьего общества «Юго-Восток» казачий полковник Шишкин Сергей Владимирович; казаки реестровых казачьих обществ и общественных объединений казачества г. Москвы и Московской области.
Перед началом богослужения священник Марк обратился к собравшимся с пастырским словом:
«Сейчас мы с Вами будем молиться о всех тех, кто был убит в результате декрета 1919 года, положившего начало геноциду русского казачества. Уничтожали не только воинов, но и их жен, детей, стариков. Подчас вырезали всех поголовно, подвергая жесточайшим пыткам, унижениям, обрекая на голод. Уничтожали от мала до велика, чтобы казаки не возродились вновь.
Многие родословные были уничтожены полностью, утрачены целые фамилии. Но именно для того мы и собрались, чтобы засвидетельствовать, что казачество живо, и у Бога все живы. И коль мы поминаем их, то они молятся за нас. Среди убиенных казаков, я уверен, множество тех, кто не отрекшись от Христа в минуту смерти, пребывает теперь в сонме новомучеников и исповедников Российских. Может быть, земная Церковь их никогда не прославит, но для Бога они все известны. И именно для них – невинно убиенных, не отрекшихся от Бога и Отечества земного, существует праздник, когда мы чтим всех новомучеников и исповедников Российских, когда мы вместе с Церковью Небесной прославляем здесь на земле всех тех, кто пострадал за Христа, за веру православную, и прославлен у Бога, порой, даже будучи не известным для нас с вами.
Дай Бог, чтобы в этой молитве об усопших предках, которые были когда-то разрознены идеологически, политически и иногда даже духовно, когда отец воевал с сыном или брат воевал с братом, мы преодолели нынешнюю разрозненность и разделенность, приблизились к окончанию той гражданской войны, которая продолжается все эти годы. Мы с вами знаем, что гражданская война не закончилась в те даты, о которых говорят учебники истории, но продолжалась и в годы Великой Отечественной, продолжается и сейчас, в том числе, в сети интернет и на страницах социальных сетей.
Конечно, для нас этот день не только скорбный – это поминовение, которое придает нам трезвение и бодрость духа, напоминает о том, что враги у Отечества были, есть и будут. Нам надо совместными усилиями поставить на первое место служение Богу и Отечеству, и только потом – свои интересы, тогда казачество вновь приобретет силу единство, заключающиеся в служении Правде Божией.
Призываю каждого из вас начинать с самого себя, чтобы мы действительно стали воинством Христовым, объединенным вокруг Его Евангелия и Святых Таинств Церкви».
По завершении поминального богослужения иерей Марк поблагодарил всех за совместную молитву и пожелал всем воспитать своих детей так, чтобы молитва об убиенных и усопших не пресекалась, и память о них не прерывалась, чтобы в свое время и по нам было кому помолиться. Все присутствующие были приглашены на поминальную трапезу и чаепитие, прошедшие в крытой галерее у стен храма.
Справка:
Ежегодно во многих храмах России проходит панихида по безвинно убиенным казакам, погибшим в годы массовых репрессий казачества, приуроченной к скорбной дате 24 января 1919 года.
Принятое 24 января 1919 г. постановление Оргбюро ЦК РКП (б) нацеливало местные органы Советской власти на оказание доверия в казачьих областях только иногородним и требовало репрессий по отношению к вовлеченному в борьбу с большевиками казачеству. Подхватившие эту директиву руководители были готовы идти еще дальше — через отмену лампас и упразднение станиц вплоть до самых крайних мер. Действие рождало противодействие, вылившееся в мощное Вёшенское выступление казаков на Верхнем Дону в поддержку Белого движения. Начался самый сложный период в отечественной истории, когда в годы братоубийственной гражданской войны значительная часть русского казачества была подвергнута жестоким репрессиям и изгнанию из России.
[1] Из прошения на заупокойных ектениях панихиды по жертвам политики расказачивания.
Клирик Князь-Владимирского храма, диакон Александр Шмат