Задачи духовного окормления Московского государственного университета технологий и управления имени Кирилла Григорьевича Разумовского и региональных филиалов ВУЗа на современном этапе

04.06.2015 00:13

Священник Тимофей Чайкин, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

Уважаемая Валентина Николаевна!

Уважаемые участники нашего события!

Позвольте приветствовать от имени Председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла всех участников первой видеоконференции   с духовниками региональных институтов Московского государственного университета технологий и управления имени Кирилла Григорьевича Разумовского (Первый казачий университет).

Так как эта конференция первая, позвольте мне познакомить вас с деятельностью Синодального комитета и задачами, которые обозначил духовенству Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по духовному окормлению и поддержке казачества.

Православие является прочной духовно-нравственной основой жизни, на которой сформировались традиции и ценности казачества. Именно по этой причине православная вера занимает совершенно особое место в истории и культуре казаков, является связующим звеном и прочной основой их духовных и культурных традиций в России и за рубежом.

В речи на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества 14 октября 2009 года в г. Новочеркасске Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отметил, что «без хранения веры, без духовной ревности, без твердой опоры на духовные и нравственные ценности невозможно не только возродить казачество, но и само казачество невозможно».

Сформулированная, таким образом, стратегия возрождения казачества через его воцерковление, стала главным ориентиром деятельности новой синодальной структуры, призванной осуществлять координацию в вопросах диалога и сотрудничества Русской Православной Церкви с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, а также с органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими взаимодействие с казачеством, поскольку сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории, ибо по слову Апостола «все водимые Духом Божиим, суть сыны Божии, сонаследники Христу. Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8. 14, 17).

Святейший Патриарх сказал: «Казак – это не тот, кто носит казачью форму, а тот, кто дух казачества содержит в себе. А этот дух неразрывно связан с православной верой – горячей сильной верой, с такой же горячей любовью к Родине, с готовностью защитить свой народ, свою страну».

Эти слова стали девизом совместной работы в благородном деле возрождения честного православного казачества в нашей благословенной стране.

5 марта 2010 года в историческом здании Священного Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге на заседании Святейшего Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил образование Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Его Председателем был назначен тогда Епископ Павлово-Посадский, сегодня митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.

Синодальный комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством является органом исполнительной власти религиозной организации “Русская Православная Церковь”, а также координирующим органом по отношении к аналогичным органам исполнительной власти епархий Русской Православной Церкви.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с каноническими нормами и правилами Русской Православной Церкви, постановлениями Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви, определениями Священно­го Синода Русской Православной Церкви, Указами и распоряжениями Патриарха Московского и всея Руси, Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Комитет осуществляет и координирует деятельность Русской Православной Церкви, ее диалог и сотрудничество с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, а также органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими взаимодействие с казачеством.

Основными целями деятельности Комитета являются совместное исповедание и распространение православного вероучения, поддержка взаимоотношений Русской Православной Церкви с казачеством в России и за рубежом, воцерковление казачества, ибо по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «казачество – православное, и именно Русская Православная Церковь, на канонической территории которой возникло это сословие, несёт ответственность за его пастырское окормление по всему миру».

Комитет взаимодействует с митрополиями и епархиями, координирует и направляет деятельность войскового духовенства и привлеченных к работе с казачеством священнослужителей. Цель такого соработничества заключается в создании условий для реализации в казачьей среде задач по организации процесса взаимодействия казачьих обществ с приходами Русской Православной Церкви, а также механизмов формирования пространства духовно-нравственной культуры в казачьих формированиях и станицах.

Позвольте обратить ваше внимание на основные принципы-ориентиры работы с казаками:

  1. Координация работы духовенства в казачьих соединениях;
  2. Формирование через веру православного образа жизни;
  3. Наблюдение за духовным состоянием казачества;
  4. Применение канонических санкций прещения при отступлении от духа и традиций казачества.

Представленный перечень направлений дает возможность логически реализовать в казачьей среде важный принцип формирования казачьего сообщества: «казак без Веры – не казак», в основе которого лежат традиционные отечественные ценности.

Формирование православного образа жизни неразрывно связано с сохранением и приумножением богатых традиций казачьей культуры, которые свято хранила Русская Православная Церковь.

Справка. По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, к работе по духовному возрождению казачества привлечено большое количество священнослужителей Русской Православной Церкви – более тысячи священников (или почти 6% от всего количества священнослужителей Русской Православной Церкви), которые духовно окормляют казачьи общества.

Казачий духовник – это священнослужитель, определенный Церковью духовно окормлять членов казачьего общества. Основной обязанностью духовника является пастырское попечение о казаках, их семьях, их духовном состоянии, а также сохранение мирного духа среди членов казачьиего общества. В этом ответственном и многотрудном деле духовник руководствуется Словом Божиим, правилами Святой Церкви, мудрыми Апостольскими писаниями, а также яркими, поучительными примерами из истории казачества и государства Российского. Казачий духовник обязательно участвует в работе правления казачьего общества, имеет право приостанавливать решения атамана или даже казачьего круга, если оно противоречит истинам Православной веры и нормам христианской нравственности. Особо важна сегодня роль казачьих духовников, роль пастырской работы с казаками.   Священнослужители, поддерживая и укрепляя в казачьей среде основы   православной веры, способствуют сохранению и воспроизводству лучших качеств казачества, таких как, преданность Отечеству, готовность и умение защищать его рубежи, верность долгу, трудолюбие, укрепление семейных устоев.

Основополагающие принципы воцерковления казачества:

  1. Каждый казак и члены его семьи призваны посещать Божий Храм, как правило, по воскресным и праздничным дням.
  2. Каждый казак призван жить в венчанном браке.
  3. Каждый ребенок в казачьей семье должен быть крещеным.
  4. Казак, если он хочет жить полнотой церковной жизни, обязан регулярно участвовать в Таинстве исповеди и Таинстве Святого Причастия.
  5. В каждом образовательном учреждении казачьей станицы в обязательном порядке должно быть организовано изучение курсов по «Истории казачества» и «Основам Православной Веры».

Основная работа Синодального Комитета по взаимодействию с казачеством, профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью сосредоточена в среде духовенства, определенного священноначалием для работы в казачьей среде. С этой же целью по благословению Святейшего Патриарха Кирилла создана и Коллегия  войсковых священников – постоянно действующий совещательный орган при Синодальном Комитете Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, целью которого является подготовка решений по вопросам, относящимся к деятельности Комитета.

Разработаны следующие документы:

1) Примерное соглашение о сотрудничестве отдельского казачьего общества и прихода русской
православной церкви;

2) Основные направления духовно-просветительской работы в казачьих обществах;

3) Сборник чинопоследований для казачьих духовников и войсковых казачьих обществ;

4) Положение о Епархиальном отделе по взаимодействию с казачеством;

5) Положение о войсковом казачьем священнике;

6) Внутренний устав казачьего общества;

У соработничества Церкви и казачества есть благодатная основа – легендарная, героическая история казачества, духовные устои его жизни, где нормой поведения всегда было правило, когда один за всех и все за одного, где строго соблюдались законы казачьего братства, взаимовыручки, где превыше всего ставилась защита униженных и оскорбленных, борьба со злом и несправедливостью. Это подтверждают нам слова из Святого Писания: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:14).

Сегодня стоит задача сделать эти принципы нормой жизни казака и его семьи. В этом заключается Божие призвание к пастырям Церкви Христовой – помочь казакам в утверждении того образа жизни, который должен стать образцом для гражданина нашего Отечества. Чтобы люди, видя этот пример, говорили: «Так и надо жить!»

Поскольку взаимодействие – это двусторонний процесс, необходимо, чтобы именно сами войсковые казачьи общества, образовательные организации с казачьей компонентой определили пути этого взаимодействия, начиная с признания роли священнослужителей в жизни казачьих обществ и организаций, разработки договора о взаимодействии, определяющего права и обязанности сторон, вплоть до формирования системы войсковых и отдельских структур конкретно отвечающих за духовно-просветительскую работу среди казаков и членов их семей.

В настоящее время совместно с казачьими обществами выработаны факторы воцерковления казачества, в соответствии с которыми проводится мониторинг религиозной ситуации в казачьих обществах:

  1. Крещение в Православную веру;
  2. Отношение к церкви (посещение храма);
  3. Знание молитв;
  4. Знание правил поведения в храме;
  5. Личностная сопричастность Православной вере (ношение нательного креста, наличие Библии в доме, наличие икон в доме и др.);
  6. Венчанный брак;
  7. Крещение детей;
  8. Таинства: Покаяние (Исповедь),

Причащение (Евхаристия)

  1. Таинство Елеосвящение (Соборование)
  • Соблюдение постов и обрядовых форм поведения православного человека (освящение дома, милостыня, именины и др.).

Наиболее значимыми факторами являются:

  • «Участие в таинствах покаяния и причастия»
  • «Крещение детей»
  • «Личная сопричастность православной вере».

Именно данные факторы должны учитываться в первую очередь при организации работы по воцерковлению казаков. Однако, как показало исследование, данные факторы еще не находится на достаточно высоком уровне. Следует заметить, что все остальные факторы также значимы. Они должны быть реализованы при организации процессов воцерковления казачества и должны образовывать целостную систему. Вам, уважаемые духовники и руководители образовательных организаций, необходимо взять их на вооружение.

Проведенный мониторинг позволил сформулировать ряд актуальных задач, требующих первостепенного решения в совместной деятельности комитета, епархиальных отделов, казачьих духовников, атаманов и их помощников (товарищей) по взаимодействию с РПЦ. Такая деятельность в первую очередь должна отразиться в просветительской и воспитательной работе, направленной на формирование у казаков установок, модели поведения, образа православного человека:

  • прибегающего к совершению таинств Покаяния и Причастия, таинству Брака, Соборования;
  • обязательно совершающего крещение детей;
  • испытывающего личную причастность православной вере через ношение нательного креста, наличие Священного Писания и икон в доме.

Вышесказанное обязательно должно дополняться:

  • знанием молитв;
  • знанием правил поведения в храме;
  • соблюдением постов и обрядовых форм поведения.

В совокупности это образует целостную систему воцерковления казака.

Также следует заметить, что данная система должна дополняться формированием у казака стремления быть прихожанином.

В своей работе Синодальный комитет сотрудничает с органами государственной власти. В 2010 году Председатель Синодальном комитета по взаимодействию с казачеством был включен в состав Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества и назначен Председателем постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества. Войсковые казачьи священники и сотрудники Синодального комитета на постоянной основе принимают участие в заседаниях Совета. В состав профильной комиссии входят 30 человек, большинство из которых являются представителями органов исполнительной власти регионов Российской Федерации, атаманы войсковых казачьих обществ, войсковые священники, руководство реестровых и общественных казачьих обществ, ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского, представители администрации города Москвы и представители Синодальных учреждений.

С 2013 года я, как ответственный секретарь Комитета, включен в состав Комиссии по делам казачества в Центральном Федеральном округе в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

В 2014 году постоянной профильной комиссией по развитию системы непрерывного казачьего образования, военно-патриотическому, духовно-нравственному и физическому воспитанию подрастающего поколения Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, в которую входят сотрудники Синодального комитета, проводилась работа, направленная на совершенствование системы непрерывного образования казаков, на развитие сети образовательных организаций, осуществляющих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций российского казачества.

Синодальный комитет по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла выполняет координационные и методические задачи относительно развития духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения казаков не только в России, но и в странах зарубежья.

Сотрудниками Синодального комитета по взаимодействию с казачеством разработано Примерное соглашение о сотрудничестве казачьего кадетского корпуса и прихода Русской Православной Церкви в области духовно-нравственного воспитания кадет. Данное соглашение было направлено в казачьи кадетские корпуса, в епархии Русской Православной Церкви, в реестровые казачьи общества.

Все казачьи кадетские корпуса заключили соглашения с приходами Русской Православной Церкви. В настоящее время указами священноначалия во всех казачьих кадетских корпусах назначены духовники, которые наставляют кадет с ответственностью относиться к вере, своему призванию и своей Родине.

Подготовлен Устав воспитанника православного кадетского казачьего корпуса.

Разработаны планы совместной работы казачьих кадетских корпусов с приходами Русской Православной Церкви.

Разработано Типовое положение о духовнике образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества.

Деятельность духовника корпуса регламентируется локальным актом корпуса. Такая работа сейчас ведется и в региональных филиалах МГУТУ.

По заданию Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества от 11.02.2011 г. рабочей группой под руководством Председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла были разработаны «Концепция традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах» и «Программа традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах».

Эти документы были одобрены на совместном заседании постоянной профильной комиссии по развитию взаимодействия системы образования с казачьими обществами и объединениями Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества и постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества и приняты на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.     Документы были изданы и направлены во все казачьи общества, казачьи кадетские корпуса, школы и классы, духовникам и атаманам казачьих обществ, а также размещены на сайте Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

С целью методического обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания в казачьих кадетских корпусах, школах и классах был создан раздел «Методические материалы» на сайте Синодального комитета по взаимодействию с казачеством www.skvk.org.

Сотрудниками Комитета организовано повышение квалификации руководителей казачьих кадетских корпусов, духовников, представителей казачьих обществ, отвечающих за развитие казачьего образования. Это и проведение Международных и Всероссийских научно-практических конференций, диалог – клубов, Круглых столов, а также – информационно-обучающих семинаров, которые проводятся в Москве, в регионах России и в странах зарубежья.

 Изучение казачьего компонента начинается с детского сада, затем продолжается в общеобразовательной школе, имеющей статус «казачья», казачьем кадетском корпусе, колледже, ВУЗе.

Сотрудниками Синодального комитета совместно АПКиППРО разработана модульная программа повышения квалификации «Развитие казачьих кадетских корпусов и образовательных учреждений всех типов и видов, осуществляющих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества», которая реализуется через систему Международных информационно-обучающих семинаров.

Программа предусматривает проведение курсов повышения квалификации и информационно-обучающего семинара «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в образовательной среде».

Всего было организовано 4 международных информационно-обучающих семинара: 2 в Ростовской области и 2 – в Краснодарском крае. Свидетельства АПКиППРО о повышении квалификации получили 312 человек, из них- 81 священник.

Местом проведения семинаров всегда является корпус-победитель Всероссийского конкурса «Лучший казачий кадетский корпус».

Цель семинаров – диссеминация   опыта построения образовательного пространства учреждений, ориентированных на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций и духовно- нравственных ценностей казачества, которые отражаются в принципе «Казак без веры – не казак». Обмен практическим опытом работы по взаимодействию казачьих обществ, Русской Православной Церкви, муниципальных образований и образовательных учреждений в деле духовно-нравственного воспитания учащихся казачьих кадетских корпусов России.

Семинары позволяют создать общероссийское казачье православное педагогическое сообщество, в которое включены священнослужители и казаки, представители органов управления образованием и институтов повышения квалификации работников образования, деятели науки и культуры, руководители органов государственной и муниципальной власти, родители учащихся. А вопросов, которые нужно решать совместно, еще много. На наш взгляд, нужно с большим вниманием отнестись к проблемам профессиональной подготовки педагогов к работе с молодыми казаками и, в частности, проблемам православного образования педагогов.

Синодальный комитет взаимодействует с казачьими образовательными организациями.

МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) является главным стратегическим партнером Синодального комитета по взаимодействию с казачеством в течение 5 лет.

Основное направление взаимодействия – сотрудничество в сфере сохранения и развития духовно-нравственных и культурно-исторических традиций российского казачества в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Комитет имеет опыт совместного проведения мероприятий разного уровня по изучению и распространению передового международного и российского опыта в сфере сохранения и развития духовно-нравственных и культурно-исторических традиций казачества: конференций, форумов, семинаров, практикумов, педагогических мастерских,   и других мероприятий с участием преподавателей Университета, студентов и аспирантов.

Один из знаковых совместных проектов – проведение казачьего направления «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества» в рамках Международных Рождественских чтений, мы реализуем вместе уже 3 года. За это время в мероприятиях приняли участие более тысячи человек из разных регионов России, а также из Украины, Беларуси, Киргизии, Казахстана и Молдовы, Франции, Германии, Китая, Канады, Швейцарии, США, Италии и других стран.

В работе конференций, организованных по инициативе Синодального комитета по взаимодействию с казачеством при поддержке Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, приняли участие представители синодальных и епархиальных учреждений Русской Православной Церкви; представители органов государственной власти, научного сообщества; архиереи Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей; члены Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества; атаманы и представители казачьих обществ и общественных объединений казачества России и стран зарубежья; священнослужители, окормляющие казачьи общества, и общественные организации казачества   в России и за рубежом; деятели культуры, искусства и образования; духовники, директора и педагоги «казачьих» образовательных организаций; преподаватели и студенты Московского государственного университета технологий и управления имени Кирилла Григорьевича Разумовского (Первый казачий университет).

Участники форумов решали важные для казачества задачи. Это     и выработка подходов и единой стратегии в сфере духовно-нравственного развития казачества; укрепление и развитие международных связей; разработка и обсуждение методик, программ, концепций, рекомендаций, способствующих возрождению традиционных ценностей российского казачества, трансформации их на современные поколения казачьей молодежи; обмен практическим опытом работы в вопросах духовно-нравственного развития казачества. Рассматривались многие аспекты правового регулирования, методологии, теории, экономики, организации и обеспечения разноплановой работы по расширению процессов взаимодействия казачьих обществ с Русской Православной Церковью.

Все участники увозили с собой бесценный опыт, новые контакты и благословение на новые дела.

Были обсуждены важные проблемы возрождения и развития казачества на благо нашего Богоспасаемого Отечества.

Всего за 5 лет в конференциях приняли участие 1428 человек, сделано 432 научных доклада и практических выступлений.

По итогам работы конференций издано 4 сборника общим тиражом 2150 экземпляров, которые вручались бесплатно всем участником конференций, а также размещены на сайте СКВК в разделе «Методические материалы».

Эти мероприятия позволяют накапливать и обобщать опыт по вопросам духовно-нравственного развития казачества как одной из активных и созидательных сил нашей страны.

Конференции, по слову казаков, помогают им осознать, какую силу они представляют, и какую ответственность несут за наше Отечество.

Такие форумы проводятся не только в Москве. Например, в 2014 году мы совместно с Университетом провели межрегиональную научно-практическую конференцию «Формирование и развитие системы непрерывного образования казаков: духовно-нравственный аспект. Опыт Ставропольского края» на базе Ставропольского Аграрного университета.     В конференции приняли участие 187 участников из Ставропольского, Краснодарского краев, Ростовской области.

Сегодня перед казачьими обществами стоит задача формирования целостной системы казачьего образования, основанной на духовно-нравственных и культурно-исторических традициях казачества.

Остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания в системе высшего казачьего образования. Так как в ней имеются специфические особенности профессиональной подготовки, включая аспекты формирования готовности к воинской службе, и православного образования студентов-казаков.

Именно на базе МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) была открыта кафедра «Теологии» и студенты-казаки получили возможность приобщения к родным духовным традициям в ВУЗе. Это пилотный проект, который позволит изучить опыт работы и рекомендовать его в другие ВУЗы, в которых обучаются казаки.

Сегодня     необходимо сообща решать проблемы разработки организационного, педагогического, психологического, методического, нормативно-правового обеспечения учебно-воспитательного процесса высших образовательных организаций, расположенных в казачьих регионах.

Вопросы формирования ценностных ориентиров и нравственных идеалов воспитания подрастающего поколения казаков, преемственности духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях  всех видов и типов, реализующих казачий компонент: от детского сада до ВУЗа, создание системы непрерывного казачьего образования являются стратегическими и требуют совместного тщательного изучения и осмысления.

Для решения этих вопросов заключено соглашение о сотрудничестве Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет).     Предметом настоящего Соглашения является сотрудничество между Сторонами по сохранению и развитию духовно-нравственных и культурно-исторических традиций российского казачества. А в основе этих традиций всегда лежала наша вера.

В рамках уставной деятельности Синодальный комитет организует информационно-методическое обеспечение процесса взаимодействия Русской Православной Церкви, казачьих обществ и общественных организаций казачества. Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством изданы следующие документы:

1) «Концепция традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах»;

2) «Программа традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах»;

3) Основные направления духовно-просветительской работы в казачьих обществах;

4) Сборник чинопоследований для казачьих духовников и войсковых казачьих обществ;

5) Положение о Епархиальном отделе по взаимодействию с казачеством;

6) Положение о войсковом казачьем священнике;

7) Внутренний устав казачьего общества;

8) Устав воспитанника православного кадетского казачьего корпуса

9) Материалы Первого большого съезда казачьих духовников «Православие духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения»;

10) Материалы 5-ти международных научно-практических конференций «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества»

11). Молитвослов православного казака.

В целях содействия сохранению традиций, обычаев соотечественников-казаков, проживающих в странах СНГ и дальнего зарубежья, воспитанию подрастающего поколения в духе отечественных традиций, объединения казачества в России и за рубежом, сохранения единого духовного и культурного пространства сотрудниками Комитета проводятся мероприятия по популяризации культурного и духовного наследия казачества, пробуждению интереса к своим российским корням и реалиям современной России, объединения казаков вокруг Русской Православной Церкви. Справка. Казачество возникло на территории России и является поистине уникальным культурным и историческим явлением. Многие века казаки самоотверженно воевали и трудились во имя веры и Отечества, черпали свою силу в Православии. В начале прошлого века эта традиция была насильственно прервана. Исторически сложилось так, что многие казаки по разным причинам и в разное время были вынуждены покинуть свою родину и сейчас их потомки проживают в разных странах мира. Многие из них стараются не терять связей с исторической родиной, стремятся сохранять свои традиции, язык и уклад.

В настоящее время казаки проживают в Украине, Беларуси, Абхазии, Азербайджане, Южной Осетии, Армении, Киргизии, Казахстане, Грузии, Великобритании,   США, Австралии, Германии, Канаде, Польше, Сербии, Португалии, Китае, Италии, Швейцарии, Франции, Аргентине, Чехии, Словении, Болгарии и других странах.

По признанию старшего поколения казаков, проживающих в разных странах, большую обеспокоенность в настоящее время вызывает проблема сохранения духовных ценностей, нравственных установок, традиционных для казачества.

Сотрудниками Синодального комитета активно развивается взаимодействие с казачьими обществами и общественными объединениями казачества за рубежом. Организовано оказание   научно-методической, духовно-просветительской помощи епархиям в организации духовного окормления казачьих обществ за рубежом, участие в проведении международных семинаров, конференций, чтений, фестивалей, посвященных истории, культуре и традициям российского казачества проводимых в России и на территориях их проживания.

В настоящее время начата работа по подготовке к V Всемирному Конгрессу казаков, который пройдет в сентябре 2015 года и будет посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Уважаемые участники конференции!

Воцерковление казаков сегодня — это жизненно важный вопрос. От этого зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, Церкви, или будет постепенно деградировать и исчезать. Принадлежность к Церкви — это не вопрос только религиозного выбора, это вопрос быть или не быть казачеству. Лишь при условии принадлежности к Церкви, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, — только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям — политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество.

Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством
Поделиться:
Седмица 21-я по Пятидесятнице.
14 ноября 2024
Бессребреников и чудотворцев Космы (икона) и Дамиана (икона) Азийских и матери их прп. Феодотии. Сщмчч. Иоанна (икона) епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших. Мцц. Кириены (икона) и Иулиании. Мч. Ерминингельда, царевича Готфского. Мчч. Кесария, Дасия и с ними пяти. Сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров. Сщмчч. Александра и Димитрия пресвитеров, мц. Елисаветы. Мч. Петра.
Наверх