Забайкальские казаки: от защиты границ до иммиграции

16.01.2017 08:41

Три столетия забайкальские казаки защищали границы государства. Их знамя – полотнище войсковых цветов с изображением лика Спаса Нерукотворного и надписью «С нами Бог» – вживую видели не только маньчжуры и японцы, но и немцы. Но свою главную войну, войну против большевиков, казаки проиграли. Поэтому вынуждены были покинуть родные земли и перебраться в Китай, Австралию и Северную Америку.

Заселение Забайкалья 

В самом конце 30-х годов 17-го века до далеких Забайкальских земель добрались первые поселенцы. Это были енисейские и прочие сибирские казаки. Они проводили разведку путей из Предбайкалья до берегов Амура, искали серебряные рудники, а также налаживали контакты с местными аборигенами. Поэтому постепенно на той территории стали появляться зимовья и остроги.


Забайкальские казаки

Одним из главных первопроходцев стал атаман Петр Иванович Бекетов. Это он основал Якутск, Нерчинск и Читу. По большому счету Бекетов продолжил дело, начатое еще Еналеем Бахтеяровым, Василием Поярковым и Ерофеем Хабаровым.

Основанный Петром Ивановичем Читинский острог вскоре стал столицей всего разношерстного Забайкальского казачьего войска. Оттуда русские первопроходцы отправлялись в далекие, еще неизведанные земли.

Чита — столица Забайкальского казачества

Интересно то, что пограничное казачье войско было сформировано лишь во второй половине 18-го века. Вскоре для его усиления специально начали создавать бурятские полки. Дело в том, что в то время официальной границы с Монголией как таковой не существовало. Постоянно исходила угроза из Маньчжурских земель. Все эти факторы требовали наличия в Забайкалье полноценного и сильного войска, способного при необходимости дать отпор неприятелю. Поэтому кроме бурятских полков началось формирование и тунгусских.


Забайкальское казачье войско в первой мировой войне

К 1764 году казаков-бурятов насчитывалось немногим менее двух с половиной тысяч человек (они служили в 6 полках). Численность тунгусов была значительно скромнее — всего пятьсот.

Любопытно вот еще что: русские казаки являлись православными, а большинство бурятов — исповедовали буддизм. Но никаких разногласий и столкновений на религиозной почве не происходило. 

Пограничная жизнь 

К началу 19-го века по восточной границе расползлась сеть казачьих острогов, которые прикрывали так называемые «сторожки». Проще говоря, наблюдательные вышки, на которых 24 часа в сутки несли боевое дежурство несколько казаков. Периодически на разведку обстановки в приграничные территории отправлялось несколько отрядов, численность которых варьировала от 25 до 100 человек.

Казаки несли круглосуточное дежурство на вышках

Учитывая растянутость границы, численности казаков не хватало. Поэтому в 10−20-х годах 19-го века в приграничные остроги начали переселять других казаков и просто «гулящих» людей из близлежащих территорий. Соответственно, численность Забайкальского казачества резко увеличилась.

Официально оно появилось лишь в середине марта 1851 года по распоряжению императора Николая I. К этому его подтолкнула рекомендация генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского. Так на Забайкальской земле появилось сильное и, что важно, мобильное войско. Ему поручили важную и сложную задачу — нести службу на границе с Китаем.

Численность войска превышала 48 тысяч человек. Правда, большую половину солдат составляли горнозаводские крестьяне. Службу они начинали в 17 лет, а в отставку — в 58. В 1866 срок службы был сокращен до 22 лет.

Ни один конфликт Российской империи того времени не обошелся без участия в нем Забайкальских казаков. Так, например, они подавляли Ихэтуаньское восстание (1899−1901) в Китае и дошли до Пекина. Затем бились с японцами в 1904—1905 годах при Мукденах и у Порт-Артура. Довелось им «наследить» и в Первой Мировой войне.

Забайкальским казакам довелось поучаствовать даже в Первой Мировой войне

Забайкальских казаков в темно-зеленых мундирах с желтыми лампасами знали и боялись. Особенно, жители Маньчжурии и Японии. Самураи во время войны и вовсе отказывались вступать в бой с казаками даже при большом перевесе сил в свою пользу. 

Трудный выбор

К моменту гражданской войны Забайкальское казачество представляло из себя серьезную силу. Оно объединяло 12 станиц, около 70 хуторов и 15 выселок, где жило около 260 тысяч людей. А на постоянной военной службе числилось порядка 15 тысяч солдат.

Как и большинство казаков в Гражданской войне, Забайкальские не предали царя и воевали на его стороне. Лидерами сопротивления стали атаман Григорий Михайлович Семенов и барон Роман Федорович (Роберт-Николай-Максимилиан) Унгерн-Штернберг. Но некоторые, конечно, поддержали и красных.

1.jpg
Атаман Семенов

Когда стало известно, что монархия свергнута, в марте 1917 года в Чите произошел Первый съезд Забайкальского казачьего войска. На нем было принято решение «превратить» казаков в обычных граждан, а само казачество просто ликвидировать. Большинство эту инициативу не поддержало. Началась борьба за сохранение казачества. Но она успехом не увенчалась. В 1920 году, уже в Советской России, Забайкальское казачество (как и другие казачьи войска) было упразднено.

Казаки эмигрировали в Китай, Австралию и Северную Америку

Несогласные с этими решение казаки вместе с семьями перебрались в хорошо им знакомую Маньчжурию, возведя там свои станицы. Другие эмигрировали в Австралию, третьи — в США и Канаду.


Памятник основателю Читы Бекетову Петру Ивановичу

Вернуться на Родину некоторые казаки отважились лишь в 60-х годах прошлого столетия. Их поселили в Казахстане.

…Несколько лет назад в бывшей столице Забайкальского казачества — Чите, открыли памятник Петру Бекетову. Этот монумент является напоминанием для потомков — территория нашей страны приумножалась благодаря храбрости и героизму сибирских казаков.

Текст и фото: Дилетант
Поделиться:
Неделя 26-я по Пятидесятнице.
22 декабря 2024
Зачатие праведною Анною (икона) Пресвятой Богородицы. Пророчицы Анны (икона), матери прор. Самуила (икона). Свт. Софрония (икона), архиеп. Кипрского. Прп. Стефана Новосиятеля. Сщмч. Владимира пресвитера. Сщмч. Владимира пресвитера и мц. Евфросинии. Сщмчч. Василия и Александра пресвитеров. Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость" (икона).
Наверх