За спасение целой семьи в селе Мысхако во время наводнения в прошлом году казак Андрей Артюхов был представлен к высшей награде Кубанского казачьего войска — ордену «За выдающийся вклад в развитие Кубанского казачества». Об истинных ценностях кубанских казаков герой поведал корреспонденту «НР».
— Я знаю, вы досконально изучали историю своего рода и выяснили удивительные подробности, это так?
— Мой пращур Сидор Билый был первым кошевым атаманом у черноморцев по выбору казаков. Он был женат на Марии Даниловне, имел дочь Марию и четырех сыновей: Николая, Василия, Тимофея и Александра. Так вот моя семья — потомки старшего сына Николая. Вместе с другими казаками он стал основателем станицы Курчанской. Вообще, потомки рода Билых пережили многое. Чего только стоило раскулачивание станицы Полтавской, где тоже жили мои предки, когда 21 января 1933 года по приказу Сталина всех до единого казаков станицы с семьями погрузили в товарные вагоны, без еды и воды отправили на Урал. В станице тогда ни души не осталось, только выли собаки и мычали недоеные коровы. До Урала добрались немногие, более половины умерли в дороге, первыми погибали дети. Но мои родные выжили.
— Как они вновь оказались на Кубани?
— Сбежали. Шли назад пешком три года, без паспортов, без еды и денег, сменив фамилии на Артюховых, Артюхиных и Артюх. Тогда многие казаки меняли фамилии, благодаря чему спасали свои семьи. Перебирались исключительно ночами. Но дошли!
— Андрей Владимирович, откуда вам известны такие подробности о жизни своей семьи?
— Бабушки с детства рассказывали историю рода, выселения, раскулачивания. Даже при социализме в семье в красном углу стояли родовые иконы. А когда бабуня увидела меня в 1994 году в казачьей форме, расплакалась, все повторяла: «Хлопчики, да неужто не расстреляют нас за это?» С тех пор я не скрываю своего казачьего происхождения.— Шашкой и нагайкой владеете?
— А как же! Есть у меня и шашка, и нагайка, на лошади с пяти лет, причем конным спортом в школе я занимался с тренером профессионально.Андрей Артюхов продемонстрировал корреспонденту «НР» собственную шашку и нагайку, показав с последней несколько приемов.
— Наконечник кожаного хлыста у нагайки называется хлопунец. В него вшивается до 30 граммов свинца, поэтому он такой тяжелый. Нагайкой в старину обязаны были владеть и казаки, и казачата, и казачки. Казачонка, пока он не овладеет нагайкой, к шашке не допускали. Казачке в руки шашку брать воспрещалось, но она в отсутствие казаков, часто уезжавших на военные дела, должна была охранять и защищать себя и детей. Потому женщины нагайкой владели виртуозно и с ее помощью могли победить сразу нескольких нападавших. По сравнению с нагайкой нунчаки — просто детская игрушка.
— Я знаю, в Новороссийском казачьем обществе маленьких казаков и казачек обучают Казачьему спасу — древнему искусству ведения боя. Это так?
— Да, их обучают владеть шашкой, нагайкой, но нужно понимать, что Казачий спас — это не просто боевое искусство, основанное на выполнении четких механических движений, отточенных в результате долгих тренировок. Казачий спас — древнейший кладезь знаний ведения боя и выживания, основанный на совершенствовании духовной практики.
— Есть исторические записи, утверждающие, что казаки в старину могли исчезать на поле боя бесследно, проходить сквозь стены, знали боевые магические заклинания, благодаря которым раны затягивались буквально на глазах. Сейчас эти знания хотя бы частично сохранились?
— Частично сохранились. Насчет прохождения сквозь стены и бесследного исчезновения утверждать не берусь, но по поводу ведения бесконтактного боя скажу — я знаю новороссийских казаков, которые обладают таким искусством. Кстати, есть довольно не безосновательное мнение, что в основе восточных единоборств заложены принципы именно Казачьего спаса.
— Вы упомянули о семейном архиве, в котором есть фотографии ваших предков-казаков. А еще какие-то семейные реликвии в семье есть?
— Есть старинная бабушкина прялка, которую она перед смертью попросила забрать из хаты в станице Курчанской и сохранить как память о ней. С этой прялкой связана удивительная история. Родовую хату Билых после смерти всех живших в ней родственников продали. Прошло несколько десятков лет, когда вместе с казаками я проезжал через станицу Курчанскую и не смог не заехать взглянуть на родные места. И так у меня сердце защемило! Дай, думаю, подойду к хате прадеда, взгляну на нее. Вышел во двор хозяин, который рядом с саманной хатой уже построил капитальный дом, а ветхое строение собирался сносить. Я попросил разрешения зайти в хату, хозяин разрешил, когда узнал, что я тут когда-то жил. Захожу в хату, а в ней на печи бабунина прялка стоит. Слез я тогда сдержать не смог, попросил хозяев отдать ее мне, и те согласились. Меня потом просили отдать прялку в музей, но я не могу. Очень она мне дорога.
— Андрей Владимирович, что вам очень хотелось сделать?
— Вы знаете, была у меня мечта, и месяц назад она осуществилась — я съездил со своими друзьями на Украину, в город Новомосковск, и помолился в трехалтарном Свято-Троицком соборе, заложенном там в 1773 году атаманом Сидором Билым. Этот храм был построен из дерева без единого гвоздя! Уникальность архитектурной идеи состоит в расположении девяти башен-куполов. При осмотре собора с одной-единственной точки на земле видимыми остаются все девять башен. А вообще казак без веры — это не казак! Когда я уходил в армию в 1983 году, у меня была при себе молитва, которую мне написала своей рукой покойная ныне бабушка. И я верю, что эта молитва хранит меня и мою семью. А еще есть у меня молитва, которую всегда произносили казаки перед боем, считалось, она делает их неуязвимыми.
— Можете поделиться ею с нашими читателями?
— Конечно!