***
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые члены Совета, дорогие братья и сестры!
Рад возможности принять участие в заседании Совета и обратиться к представителям казачества в его историческом центре — городе Новочеркасске, в этом здании, которое запечатлевает на стенах своих замечательную историческую традицию нашего казачества, которое прошло долгий исторический путь, временами весьма трагичный.
До революции казаки много потрудились во имя веры, царя и Отечества. В ХХ веке эта традиция была насильственно прервана, и семь десятилетий казачество практически искоренялось в его первоначальных формах и в его традиции. Но в конце прошлого века казачьи традиции пережили свое второе рождение. И сегодня казачество вновь помогает стране и Церкви, укрепляет рубежи нашей Родины, воссоздает ее воинскую славу и доблесть.
Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории. Происходит настоящее чудо, ведь русское казачество пытались истребить едва ли не поголовно. В представлении тогдашней власти казаки были наиболее крепкой в вере частью общества. Это действительно было так. Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности. Именно поэтому казачество и подверглось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая-либо иная социальная группа старого общества.
Тем не менее, люди, воспитанные уже в послереволюционных школах, вне всякого религиозного влияния, оказались способны возродить институт и сам дух казачества с его верностью Православию и Отечеству. Конечно, процесс возрождения казачества проходит не без издержек. Есть проблемы на стыке отношений между казаками и государством. Есть проблемы и в отношениях между Русской Православной Церковью и некоторыми казачьими организациями. Есть проблемы внутри самих казачьих формирований и между ними.
Годы возрождения казачества вместили в себя успехи и трудности, споры и поиски согласия. Но главный итог, который можно подвести сегодня, состоит в том, что в новых исторических обстоятельствах казаки делом доказали, что они нужны России. Страна и народ увидели, что казачество — это не только часть истории, но и возможность для новых свершений. И теперь важно, чтобы казаки сами прочувствовали свои обязательства перед страной и готовность ей служить.
Государственная власть стремится помогать объединению казаков, предлагая целый ряд важных инициатив. Сейчас очень важно, чтобы государство взяло на себя ответственность за выработку правовой базы войсковых казачьих обществ. Именно государство призвано регламентировать казачью службу, которая, в первую очередь, видится как служба ратная. Так, присвоение очередных званий казакам, как нам кажется, должно быть регламентировано государственными органами.
Для казачьих войсковых объединений (такое, по крайней мере, мое личное глубокое убеждение) должна быть выработана единая символика и установлена единая военная форма, потому что появление принятых в государстве и государством санкционированных символов выведет казачество из-под критики тех, кто недоброжелательно относится к казачьему сообществу и презрительно называет казаков «ряжеными». Порядок в форме — это, в том числе, и порядок в умах, потому что форма воздействует на внутреннее состояние человека. Конечно, если говорить о форме, должны быть разные виды этой формы; форма должна различаться, и эти различия должны быть связаны с воинской казачьей традицией и с теми особенностями, которые свойственны каждому казачьему войсковому объединению.
При этом необходимо, чтобы как можно большее число казачьих объединений получило возможность поступить на государственную службу. Дело, конечно, не в форме, дело в самом служении.
Однако очевидно, что не все казачьи сообщества смогут встать на такую службу. Нужно реально оценивать то, что происходит в российском казачестве. И, наверное, останется определенное количество общественных казачьих организаций, которые по тем или иным причинам не смогут влиться в ряды Вооруженных Сил или иных государственных структур. Желательно, чтобы такие объединения не испытывали трудностей в сохранении своих традиций, в том числе в использовании казачьей символики, хотя и отличной от той, что будет использоваться казачьими объединениями, состоящими на государственной службе. Но думаю, что и общественные казачьи организации должны иметь свою форму, которая была бы каким-то образом поддержана государственной властью.
Перед казачьим сообществом стоит другая важная задача — преодоление разделений в своей среде. Такое разделение внутри казачества считаю недопустимым и исторически неоправданным. История знает много печальных примеров, когда раздробленность приводила к легкой победе врагов. Достаточно вспомнить 1918-1922 годы, когда каждое казачье войско Юга России пыталось спастись в рамках некой казачьей автономии, и каждое в отдельности было уничтожено. Как и тогда, причиной обособленности является гордость, которая, по слову апостола Павла, приводит к «состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия и лукавые подозрения» (1 Тим. 6:4). Поэтому так важно усвоить уроки истории и прийти к крепкому единству, ибо только оно позволяло и позволит казакам преодолевать любые трудности и выходить из них непобежденными.
Если говорить о единстве, то огромную роль должны играть лидеры казаков. Всегда в казачестве было так, что казаки выбирали своих лидеров. Когда избран казачий атаман, тогда и авторитет он имеет огромный. Поэтому мне кажется, что излишнее администрирование бывает опасным, потому что в таком случае подрывает авторитет казачьего атамана. Но, с другой стороны, случайные люди не должны попадать в казачью власть. Прошло у нас время в России, когда кто громче говорил и кричал, тот и получал голоса на выборах. Народ наш научился выбирать власть, и проходимцы, крикуны сегодня успеха не имеют. То же самое должно быть и в казачьем обществе. Выборы должны быть из ответственных людей, это должны быть свободные выборы казаков, которые, выбирая своих лидеров, одновременно и присягали бы им на верность, и тогда многие внутренние нестроения, может быть, исчезли бы.
Находясь на страже мира и спокойствия народа России, казачество во все времена черпало свою силу в православной вере. Русская Православная Церковь благословляла ратные подвиги своих верных сынов, не щадивших крови и самой жизни на полях сражений. Очень важно, чтобы и в наши дни казачество хранило верность исконным православным традициям. Без хранения веры, без духовной ревности, без твердой опоры на духовные и нравственные ценности невозможно не только возродить казачество, но и само казачество невозможно.
И я считаю необходимым централизованное окормление Церковью казачьих войсковых объединений. На каждом казачьем кругу по традиции должен присутствовать пастырь, но не случайный пастырь, не приглашаемый по знакомству: понравился батюшка — и вот, он у нас будет пастырем, он будет нас благословлять. И появляется такой карманный священник в казачьем кругу. Неправильно это. Среди казаков должны быть только благословленные священноначалием священники, они должны иметь полномочия от своего правящего архиерея, а вся вертикаль церковной власти должна замыкаться на специальную службу в Москве при Патриархе, которая координировала бы работу духовенства в казачьих соединениях. Вот тогда, я думаю, у нас и по церковной линии будет порядок.
Нужно подумать и о большем участии казаков в церковной жизни, особенно в крупных церковно-общественных форумах — Всемирном русском народном соборе, выставке-форуме «Православная Русь», Днях славянской письменности и культуры.
Казачество дало России немало достойных сыновей, прославивших ее своими подвигами. Это и Ермак Тимофеевич, внесший огромный вклад в присоединение Сибири к России, и Матвей Иванович Платов — герой Отечественной войны 1812 года, и многие другие, имена которых вы хорошо знаете. Сегодня нам необходимо восстанавливать порушенное культурное наследие, связанное с именами героев казачества. Например, усадьба Матвея Ивановича Платова, рядом с которой был храм, находится не в самом лучшем состоянии. Через три года наша страна будет торжественно отмечать 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Полагал бы необходимым объединить усилия государства, Церкви и общества для восстановления усадьбы прославленного героя-казака.
Сегодня заседание Совета по делам казачества проходит на земле, где веками складывались православные устои жизни, твердо соблюдались евангельские законы — как в семье, так и в обществе. Здесь всегда превыше всего ценились долг и честь, мужество и отвага, любовь к Отечеству и готовность отдать жизнь свою «за други своя» по слову Божиему (Ин. 15:13). Надеюсь, что и впредь казачество пребудет верным своим традициям, укорененным в вере, преданным Отечеству. Верю, что вместе с Церковью и государственной властью оно возродит былую славу русских казаков.
Что же касается связи Церкви и казачества, то хотел бы сказать о самом главном. Перед Церковью стоит очень большая задача — воцерковление наших казаков. Быть православным это не значит фольклорно исполнять традиции, быть православным это не только уметь креститься и снимать шапку в храме. Быть православным — это значит сопрягать, в первую очередь, нравственный Божий закон со своей жизнью. То, чем всегда было сильно казачество, — сила духа, а без сильной веры не может быть сильного духа. Вот почему и существовала такая органическая связь между Церковью и казачеством. И так важно, чтобы эта связь сегодня укреплялась.
Казачество — это не только внешние отличительные символы, знаки; казачество — это образ жизни, в частности, формируемый под духовным воздействием православной веры. Вот почему, сознавая важность возрождения казачества, я принял решение взять под особое Патриаршее духовное водительство казачье сообщество России.
На кого же Церкви опираться, как не на вас? Ваши отцы и деды кровью своей запечатлели верность Церкви и Отечеству. Вот и сегодня настало время, когда Церковь и казачье сообщество должны тесно взаимодействовать во благо народа нашего. Но могут появиться среди казаков те люди, которые захотят продолжать ссоры, конфликты, междоусобную брань, которым не по душе будет сопрягать свою жизнь с заветами Православной Церкви. Поскольку казачий устав предполагает добровольное взаимодействие Церкви и казачества, то должен сказать, что мы будем бдительно наблюдать за духовным состоянием казачества, и скажу вам совершенно откровенно, применять канонические санкции прещения к тем казакам, которые будут позорить казачью форму и отступать от духа и традиций казачества. Пускай эти люди уходят в любые общественные организации и занимаются, чем хотят, но они не могут быть среди казаков.
Настало время консолидировать наши силы, дорогие мои. Сейчас такое время, когда страна нуждается, в том числе и в поддержке со стороны казаков.
Я хотел бы всех вас призвать к тому, чтобы нынешнее заседание Президентского совета помогло сделать принципиально новый и важный шаг к консолидации казачьего братства, в развитии и усилении роли казаков в нашей национальной жизни. И пусть помогает нам в этом Господь и Его Пречистая Матерь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси