г.Москва
Уважаемый Александр Дмитриевич!
Уважаемые члены Совета!
Досточтимые отцы!
В этом году наша Церковь отмечает 1000-летие Русского присутствия на Афоне. Святая Гора Афон потому и называется Святая, что там много веков жили и живут сегодня иноки – люди «иные», «не от мира сего», отличающиеся от мирян, но влияющие на наш общий мир, на жизнь каждого из нас неустанно и духовно. Их главное дело – приближение к Богу ради спасения себя и мира. Известно, что только до захода солнца насельники монастырей и скитов служат примерно 300 литургий ежедневно. За молитвенный и аскетический подвиг немало афонских исповедников веры прославлено Церковью в лики святых.
В наше сверхскоростное время на Земле, где расшатаны представления о добре и зле, до сих пор сохраняется излучающее Божественную любовь место, в котором и время исчисляется по особому порядку, и весь уклад жизни сосредоточен на молитвенном труде почти 2 тысяч монашествующих. Что же питает их горячую общую веру? Почему мы, православные, с благодарностью сегодня говорим о юбилейной дате и размышляем о духовной связи нашего народа со Святой Горой? И можно ли вообще говорить о русском Афоне, когда на Афоне молитвенно соединились религиозные чувства представителей многих народов, исповедующих православие?
Можно и нужно сегодня напомнить слова преподобного Силуана Афонского: «Молиться за людей – кровь проливать». Верующие люди знают, что молитвы за мир труднее самой сложной работы. В современном обществе борьба за души человеческие идет упорная и неотступная; много смутного, темного сосредотачивается в душах от усталости и искушений, при этом отходы от нравственных правил быстро оправдываются причинами «объективного» порядка… Чтобы устоять духовно, тем более, чтобы человеку идти вперед для созидания, с добрым сердцем, обращенным к людям, духовный опыт Афона следует прочувствовать, прикоснуться к нему, не бояться находить в вековой мудрости незыблемых истин ответы на трудно решаемые вопросы настоящего времени. Паломники, посещающие афонские монастыри и скиты, знают, какую благодать и гармонию они несут с собой по возвращении домой. И я, всякий раз посещая Афон, как и пять лет назад, когда оказался там вместе с атаманами войсковых казачьих обществ, переживаю незабываемые и волнующие чувства от общей молитвы, от близости Рая и святости… Понимаю, как важно быть готовым к таким встречам в своей жизни, потому что за ними наступают состояния очищения души и духовного возрождения. Особую теплоту вызывают воспоминания о встречах с настоятелем Русского Пантелеименова монастыря игуменом Иеремией, в том числе наше недавнее с ним общение по случаю его 100-летия. Сам из некогда огромной казачьей семьи, после репрессий по отношению к казачеству чудом остался жив… Многое претерпел в жизни, пока не оказался на Афоне. И за десятилетия неустанных трудов на Святой Горе восстановил и вернул былое величие всемирно известной афонской обители, нашему русскому монастырю за рубежом! Это убедительный пример афонского подвижничества, путь, каким нужно достигать Спасения.
Немного истории. Афон называют земным Уделом Богородицы. По преданию, в 48 году Пресвятая Богородица, приняв благодать Святого Духа, отправилась на Кипр, но корабль попал в бурю и прибился к Афону. После ее проповедей местные язычники уверовали в Иисуса Христа и приняли христианство. С тех пор сама Пресвятая Богородица считается игуменьей и покровительницей афонской монашеской общины.
На Афоне хранится 8 известных чудотворных икон и множество реликвий, главная из которых — пояс Богородицы. Поэтому афонских монахов, а особенно насельников Ватопедского монастыря, часто называют «святопоясниками».
Cамая высокая точка Афонского полуострова (2033 м) – вершина горы Афон. Здесь находится храм в честь Преображения Господня, построенный, по преданию, преподобным Афанасием Афонским в 965 году. Важно понимать, что на Афоне утверждена строгая иерархия монастырей, и каждый из них живет по собственному уставу, которому подчиняются одинаково насельники и прибывшие путники. На первом месте — Великая Лавра. Сегодня это крупный монастырь; он также был основан святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой Горе.
Русский монастырь (это раннее название) основали примерно в 1016 году. В 1169 году ему была передана обитель Пантелеимона, ставшая затем центром русских монахов на Афоне, известный теперь как русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Сегодня, в число афонских монастырей, помимо греческих и русского Пантелеимонова монастырей, входят монастыри св. Павла и Иверский, болгарские и сербские, а также скиты Андрея Первозванного и св. Анны, румынский скит, пользующиеся правом самоуправления; другие скиты, храмы и кельи. До 1917 года усилиями всех церковных людей России, включая монашествующих, поддерживалась духовная жизнь полуострова; обители на Афоне возводились довольно регулярно. «Страну монахов» активно пополняли русские люди, потому что во всех социальных слоях России было распространено понимание значимости молитвенных трудов. Соответственно, на протяжении столетий святогорская практика самым существенным образом влияла на устройство монашеской жизни и в самой дореволюционной России. Уместно добавить, что казаки в XVIII веке становятся «вкладчиками» в афонские монастыри.
Приведу примеры крепости наших духовных связей. Заметную роль в духовной жизни кубанского казачества в XIX веке играла Свято-Михайловская Афонская Закубанская общежитийная мужская пустынь, располагавшаяся на северном склоне Кавказских гор, к юго-востоку от Майкопа. Эта обитель, позднее названная «Казачьей Лаврой», была самым крупным, богатым и благоустроенным монастырем Северного Кавказа. Однако не сразу он стал таким. Его расцвет связан как раз с паломничеством схимонаха Виталия на Святую Гору Афон и желанием святогорского иеромонаха Мартирия, выходцем из Херсонской губернии, помочь материально и духовно казачьей горной обители. И когда в 1877 году отец Мартирий с группой афонских монахов прибыли на Северный Кавказ, они поразились великолепием здешних мест. Получив после всех согласований благословение Священного Синода, иноки Афона включились в строительство «Казачьей Лавры». Обитель получила имя «Афонской» еще и потому, что монахи привезли с собой частицы святых мощей из святогорских монастырей и ввели Афонский устав. В 1879 году первый храм в честь Архистратига Михаила был построен, позднее возвели другие храмы и строения; начался приток паломников, которые принимали участие в дальнейшем благоустройстве. К концу 1880 года обитель становится мощным паломническим центром, ежегодно принимающим 150 тысяч богомольцев. Среди братии было много казаков, желавших после ратных трудов посвятить свою жизнь служению Богу.
Тема присутствия казаков на Афоне пока слабо изучена. Однако даже разрозненные эпизоды, описанные в научной литературе, свидетельствуют о том, что военнослужащие времен Петра Первого принимали монашество и служили в афонских монастырях. Такова фигура святого Иоанна Русского, самого почитаемого святого в Греции. Оказавшись в турецком плену, он после пыток не отказался от исповеднического пути и позднее, получив свободу, совершал паломничество и служил на Святой Горе. Его десница хранится в Русском монастыре. С большой долей достоверности можно говорить о принадлежности к казакам Иоанна Русского. Православная церковь помнит о том, что во времена освободительной войны Богдана Хмельницкого практически все православное население Малороссии причисляло себя к казакам, и потому выходец из Малороссии св. Иоанн Русский – это российский православный воин, в родословии которого также есть изначальный казачий корень.
В Иверском монастыре служившие там монахи были родом из Осетии, а значительная часть осетин до революции 1917 года зачислялась в казаки. Казаки когда-то жили и в ныне, к сожалению, заброшенной афонской обители – Черный Выр (другое название Чорный Вир).
Ждет своего подробного описания жизнь схимонаха Константина Семерникова (1887-1913); сам он из донских казаков, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., имел боевые награды. По линии Красного Креста вместе с 50 монахами был в районах боевых действий в период русско-японской войны. На Афоне известен как настоятель обители святого Иоанна Златоуста. Все силы положил на ее сохранение в период Второй мировой войны, оберегал братию и помогал страждущим.
Главный урок тысячелетней истории Русской миссии на Афоне, подвижников веры прошлого и настоящего заключается в том, чтобы всегда жить в богообщении, в мыслях о Спасении души и молитвах о ближних; служить Богу и нести этот крест как главное и почетное послушание, украшая и развивая жизнь вокруг себя.
Церковь всегда несла просветительское служение. И сегодня мы стараемся обогатить процесс рационального познания мира укреплением духовной культуры молодежи в светских образовательных организациях с казачьим компонентом. Радуюсь, когда нахожу поддержку у губернаторов, организующих в регионах казачьи классы, казачьи школы или казачьи кадетские корпуса. Система непрерывного казачьего образования действительно стала набирать силу и уже получила общественное признание. Нужно продолжать объединять молодых казаков вокруг православной церкви, привлекать их к совместным богослужениям, паломническим поездкам к православным святыням, деятельному соприкосновению с духовными и культурными традициями своих предков. Все эти возможности сегодня, к счастью, есть. Нам нужно поддерживать это движение, поощрять стремление молодежи к праведности и спасению.
В целях сохранения исторической памяти, развития традиций Святоотеческого наследия и Русского присутствия на Афоне, а также для укрепления духовно-нравственной культуры в казачестве предлагаю направить на Святую Гору группы молодежи (от 10 до 15 человек) от каждого войскового казачьего общества, чтобы, к примеру, помолиться вместе со святогорскими монахами, освятить икону небесного покровителя своего войска, потрудиться на благо Русской обители. Мы просто обязаны способствовать тому, чтобы молодежь захотела, смогла и увидела потребность стать носителями народной культуры, традиций, обычаев, чтобы она дорожила бы теми уголками земли, где в чистоте и непорочности соблюдаются традиции Святой Горы и Святой Руси.
Каждое поколение делает свой выбор в жизни, и мы должны подсказать молодым казакам, где есть главный путь света, любви и благодати.
Помощи Божией всем нам в больших и малых трудах во славу Господа!
+ Кирилл, Митрополит Ставропольский и Невинномысский, Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством