Вот уже семь веков недалеко от стен Кремля стоит Высоко-Петровский монастырь – один из древнейших православных монастырей нашей страны. Улица Петровка, дом 28/2. История этого места живо перекликается с современностью. Обитель была основана во времена Ивана Калиты митрополитом Киевским Петром. Как сказали бы сейчас – уроженцем Западной Украины, ставшим впоследствии первым московским святым Святителем Московским. Некоторые историки считают его одним из творцов российской государственности.
«Аргументы недели» решили копнуть поглубже и ответить окончательно на «вопрос вопросов»: «откуда есть пошла Русская земля?» Дело это оказалось воистину богоугодным. Согласие на интервью с наместником монастыря отцом ПЕТРОМ удалось получить очень быстро. Но разговор главного редактора «АН» Андрея УГЛАНОВА и обозревателя газеты Виктора КРЕСТЬЯНИНОВА об истории страны начался с трагедии в ночном небе у берегов Сочи.
Пять версий рождения
– 26 декабря в Сочи произошла авиакатастрофа самолёта Минобороны Ту-154, направлявшегося в Сирию. Среди артистов Ансамбля имени Александрова погиб и певчий Высоко-Петровского монастыря Борис Буряченко. Примите наши соболезнования. Вы были с ним знакомы?
– Да. Я знаком с теми певчими, которые участвуют в жизни монастыря. Более того, эта трагедия затронула практически все монастыри и храмы Москвы, где поют мужские хоровые коллективы. Потому что Хор имени Александрова – это ядро ряда мужских хоров города. Монастыри и храмы столицы «питаются» из него кадрами. Как правило, когда спрашиваешь других настоятелей, откуда у них певчие, то Хор имени Александрова упоминается в первой тройке коллективов. Поэтому в числе погибших в том самолёте оказались хористы многих храмов и монастырей. Ужасная трагедия.
– В 2015 году отмечалось 700 лет со дня основания вашего монастыря…
– Ещё отмечаем!
– Почему юбилей получился таким длинным?
– Дело в том, что мы знаем определённые вехи в истории Москвы той эпохи, но не можем указать на точные даты. В ходе раскопок на территории монастыря археологи находят сейчас артефакты лишь XVI–XVII веков. Однако ранее в контурах Петровского собора были найдены погребения первой половины XV века.
Сейчас существует несколько версий основания Высоко-Петровского монастыря. Во-первых, в произведении XV века – Житии святителя Петра – мы встречаем пересказ истории о том, как князь Иоанн Калита, путешествуя летом вдоль крутого берега Неглинки, увидел вершину Петровского холма, покрытую снегом. Но прямо на его глазах снежная шапка стала таять. Будучи впечатлён этим исключительным видением, он тут же спросил митрополита Петра, что это означает. Святитель ответил, что растаявший снег указывает на скорую разлуку: «Я уйду к Богу прежде тебя».
Трактовка этого эпизода различна. Одни считают, что именно после данного события на этом месте святителем Петром и был построен монастырь. Другие – что это место уже ассоциировалось с митрополитом Петром – было им освящено ранее, поэтому видение здесь и происходит. И именно потому святитель говорит, что снег, который сходит с вершины холма, являет собой его завершающуюся земную жизнь.
В подтверждение обеих этих версий, согласно которым митрополит стал основателем обители, приводятся и косвенные письменные свидетельства. В древних источниках Высоко-Петровский монастырь именуется Петропавловским. Историки считают, что это первоначальное наименование монастырю дал его первый несохранившийся храм. Надо сказать, что в первые века христианства на Руси храмы редко освящали в честь апостолов Петра и Павла. Для этого у основателя храма должна быть причина. И как раз это говорит о том, что монастырь был основан именно святителем Петром. Если бы это сделали его преемники, то они сразу бы совершили посвящение в честь самого митрополита. Ведь он был канонизирован вскоре после кончины. Однако храм и монастырь вокруг него именуются в честь первоверховных апостолов. Очевидно, так было в течение продолжительного периода времени до кончины самого святителя. Поскольку народная память и летописцы сохранят это название даже после того, как обитель переименуют в честь самого святителя Петра.
Считается, что святитель окончательно переехал в Москву в 1324 году. Представить себе, что он основал монастырь за два года до своей смерти (1326), трудно. В то время на строительство храмов уходили годы. А ведь обитель должна была стоять здесь долго. Просиять на московской земле настолько, чтобы сохранить в веках первоначальное название наряду с новым – в честь святого основателя. Поэтому мы ищем опору в датах первого посещения им нашей столицы – в 1315–1317 годах. Считается, что именно в эти годы и был заложен Высоко-Петровский монастырь.
– Можно ли говорить, что когда митрополит Пётр переехал из Киева в Москву, то он фактически перенёс сюда столицу?
– Митрополит Пётр, следуя по стопам своего предшественника митрополита Киевского Максима, сначала переехал во Владимир. После разорения Киева этот город стал для митрополитов Киевских тем местом, где они останавливались во время путешествий по своей обширной русской митрополии.
Поэтому для митрополита Петра, после того как он получил рукоположение в архиерейское достоинство и был возведён на престол Киевских митрополитов в Константинополе, было естественно переехать из Киева во Владимир. В то время опожаренный Киев уже лишился возможности быть центром коммуникаций Русской земли. Стольный Владимир же находился неподалёку от Твери, которая в ту пору была великим княжением на Руси – Тверской великий князь был и Владимирским князем.
Москва – опора освобождения от Орды
– Что же побудило его переехать в Москву?
– Исследователи высказывают разные предположения – видят здесь и политическую, и духовную стороны. Святитель Пётр стал истинным национальным лидером, поскольку был лишён симпатии к отдельным князьям и отдельным землям Руси. Митрополит был уроженцем Волыни – сегодняшней Западной Украины, но жить он стал на севере Руси.
Исследователи усматривают причину выбора Москвы митрополитом (по сути, передачи первенства из Киева и Владимира в новую столицу) в том, что он увидел в ней молодой город, не обременённый алчностью и политической борьбой, как иные. Город, имеющий внутренний потенциал для роста державного лидера, свободного от удельного провинциализма, который сможет вывести русский народ на путь политической свободы. А духовной свободой Москва стала обладать по факту пребывания здесь отныне главы Русской церкви.
Эпоху Ивана Калиты, ставшего Московским князем после гибели своего брата Юрия Даниловича в ставке хана, называют годами тишины. Это действительно так. В начале и середине XIV века в пределы Москвы из других княжеств переселяются очень многие знатные и простые русские люди. В их числе, кстати, и родители святого Сергия Радонежского Кирилл и Мария.
Почему это происходило? Иоанн Калита за годы своего правления установил не подрывающие финансовый уклад всех слоёв населения налоги. Сохранилась эта система и при его сыновьях – Сименоне и Иоанне. Московское княжество стало превращаться в очень спокойное и благополучное место жизни по сравнению с соседями.
Именно благодаря прозорливому взгляду святителя Петра в будущее Руси стало возможно изменение сознания русского человека, настроения русского народа уже при одном из ближайших наследников князя Иоанна Калиты – Дмитрии Донском. Русские, объединившись вокруг Московского князя, пошли отвоёвывать себе свободу.
– Как ещё Церковь способствовала объединению Русских земель?
– Если вы помните, некоторые князья, вопреки долгу и обещаниям, отказались объединиться вокруг князя Дмитрия Донского. Тогдашний митрополит Алексий применял по отношению к ним церковное отлучение, склоняя их к миру и покорности. Для этого в Нижний Новгород однажды даже направился преподобный Сергий Радонежский. Вынужден был закрывать здесь храмы ввиду непослушания князя Бориса. Там перестали совершаться богослужения, литургии, священники прекратили отпевать покойников, венчать молодых и совершать многие другие таинства. Для людей той эпохи это было чрезвычайно болезненно. Поэтому, когда митрополит Алексий внезапно употребил такую духовную власть, это отрезвило очень многих.
Положение главы Русской церкви давало митрополитам большие права, но в то же время налагало большую ответственность. Они должны были быть очень мудрыми политиками, чтобы их деятельность не служила разладу между князьями, со ставкой хана, да ещё и с Византией.
Богоугодное дело
Высоко-Петровский монастырь воистину является центром, вокруг которого формировалась российская государственность. Каждый сантиметр его святой земли дышит Историей и благоговением перед памятью тысяч людей, которые жили до нас и построили этот Божественный мост, связывающий нас, ныне живущих, с нашими великими предками. Именно отсюда была построена первая дорога в Кремль – место средоточения российской власти.
В наших силах оказать Высоко-Петровскому монастырю посильную помощь в его реставрации. Для пожертвований существует специальный счёт, который мы и публикуем.
Запад уже тогда подчинил Константинополь
– Была ли какая-то помощь митрополиту Петру со стороны Византии? Защита со стороны Константинополя?
– То время очень интересно тем, что глава Русской митрополии – митрополит Киевский (а впоследствии и Владимирский, Московский) был в каком-то смысле экстерриториален по отношению к любому из русских князей. При этом все архиереи Русской земли напрямую подчинялись митрополиту. В этом смысле единственным человеком, который обладал всей полнотой централизованной власти, был именно он – митрополит всея Руси, или, как тогда уже называют его в византийских документах, – митрополит России. Это давало ему определённое преимущество перед любым из князей.
Второе – Русская церковь была частью церкви Константинопольской. Митрополит фактически был высокопоставленным вельможей Византии, поскольку церковь там не была отделена от государства. Так порой воспринимали их и в ставке хана.
– Что же случилось потом, почему так разладились отношения с Константинополем, что мы наблюдаем и сейчас?
– Дело в том, что освобождение Русской церкви от патроната матери – церкви Константинопольской было связано с событием, которое современники назвали отпадением Византии от православия. В буквальном смысле.
Когда византийцы уже понимали, что под стенами города бушует море исламской цивилизации, они стали искать поддержки Запада и римского папы. Был собран собор, получивший название Ферраро-Флорентийский (1438–1445 гг.). На нём византийцы признали папу главой церкви и подписали унию – соглашение, по которому Восток признавал римско-католические догматы. В числе её подписантов был и митрополит Киевский Исидор.
После подписания унии Исидор, являясь флагманом процесса по объединению Восточной и Западной церквей, приехал в Москву с преднесением латинского креста по обряду папского легата.
– Даже так?!
– Да. Когда князю Василию II Тёмному докладывали, что митрополит Исидор въезжает в русские города, князь всё ещё думал, что же ему делать? Ведь Церковь тогда была крайне сильна, она была стержнем народной жизни. В итоге всё развернулось очень интересно. Митрополит Исидор доехал до Москвы, въехал в город, отслужил литургию с поминовением папы римского в Успенском соборе, вручил великому князю послание папы и огласил акт собора, утверждающий унию. Три дня князь и московский люд собирались с духом, на четвёртый митрополит-кардинал был арестован. Когда убедить его отказаться от унии не удалось, ему дали возможность бежать из Москвы. Историки считают, что князь Василий II сделал всё, чтобы он беспрепятственно проехал сквозь землю Русскую. Чуть ли не помогал ему, чтобы тот уехал от греха подальше с Русской земли.
После этого русские архиереи и князья оказались перед выбором: «Что делать?» и «Где брать митрополита?» В итоге в 1448 году наши его избрали сами. С этих пор де-факто Русская церковь получила независимость, свободу от Константинополя. Позднее уже она официально получила статус автокефальной. А уния, как известно, не спасла Константинополь – западные короли за него не вступились. Хотя папа и пытался помочь.
– Получается, именно после этого митрополит Киевский окончательно стал Московским?
– Порой говорят, что некорректно называть митрополита Петра Московским. Дело, мол, в том, что Русская митрополия, будучи митрополией Константинопольской церкви, официально называлась Киевской. Но мы пишем на иконах Петра и последующих митрополитов – Московский. Так же надписывается его образ и почти на всех нам известных иконах, уходящих в глубину веков.
Это происходит не потому, что так значилось в документах Византии. Дело в том, что сознание русских людей давало митрополитам наименование по образу, содержанию и месту их служения. Хотя титул святителя Петра юридически действительно был другим – он был митрополитом Киевским и всея Руси. Но, будучи канонизирован как первый святой в Москве, он пишется на иконах как митрополит Московский. А современные иконописцы объединяют его правовой и фактический титул. Они пишут у его образа: «Митрополит Киевский, Московский и всея Руси».
Монастырь разрушали большевики и французы
– Поговорим о временах более поздних. Большую роль в истории монастыря сыграли бояре Нарышкины – дед и бабка царя Петра I. Сохранились ли их могилы, которые пытались уничтожить в советское время?
– Их не смогли уничтожить. Действительно, монастырь обустроил в камне, в том виде, в котором мы его видим сейчас, юный царь Пётр I. Кстати, он получил своё имя по той причине, что брак его матери царицы Натальи и отца царя Алексея Михайловича связывали с покровительством святителя Петра. Имя Пётр не было характерно ни для Рюриковичей, ни для Романовых. Впервые его получил наследник династии, один из вероятных наследников престола именно в честь святителя Московского.
Дед и бабка Петра I (родители царицы Натальи) жили непосредственно у стен монастыря. Сегодня их усадьба является вторым – нижним двором обители. Более того, она была подарена монастырю в день рождения царя Петра его дедушкой.
Впоследствии, после смерти Алексея Михайловича, когда царицу Наталью с её детьми отстранили от власти, правительство царевны Софьи дало разрешение царице с сыном посещать в Москве несколько избранных мест. В их число входил и Высоко-Петровский монастырь как родовой, фамильный монастырь.
Благодаря этому началось обустройство обители. Начало масштабной стройке в монастыре дало погребение двух братьев царицы, убитых стрельцами, – Ивана и Афанасия Нарышкиных. Монастырь стал первым и единственным фундаментальным архитектурным комплексом в Москве, возведённым Петром I. Кстати, Пётр I построил и вот этот игуменский дом, в котором мы с вами сейчас находимся.
После смерти деда и бабки царь Пётр I принимает решение упокоить их возле могил его любимых дядьёв. Сегодня в Боголюбской церкви монастыря находится около тридцати погребений членов семьи Нарышкиных. В их числе и первый комендант Петербурга и один из губернаторов Москвы Кирилл Алексеевич Нарышкин. Надгробия были частично разрушены ещё войсками Наполеона. Ведь в монастыре была ставка маршала Мортье.
– Он же был назначен Бонапартом губернатором Москвы?
– Да. Французы много здесь бесчинствовали. Совершенно точно у стены возле колокольни они казнили десятки москвичей. Историки расходятся во мнении, вывезли ли после расстрела их тела. Скорее всего, где стреляли, там и хоронили, в выкопанном рву. В монастыре есть место, которое, как мы считаем, является их братской могилой.
– Так что же всё-таки с могилами Нарышкиных?
– И французы, и большевики (монастырь дважды разорялся) разрушили лишь надгробия, которые стояли сверху. Никто не разрушал склепы. Французам было не до этого – они срывали драгоценные ризы с икон. Разбирать своды склепа метровой толщины не было нужды – оставленная французам Москва и так ломилась от золота, серебра и драгоценных камней.
При большевиках, после того как из храмов изъяли ценности и уничтожили всё убранство, в них разместили ремонтные мастерские. Сегодня толстый слой, похожий на асфальт, которым был залит пол под станки, лежит прямо поверх кладки склепов. Кое-где у стен даже сохранились остатки деревянного пола. Так что, очевидно, погребения в храме полностью сохранились.
У нас есть схематичное точное изображение расположения всех могил. Мы планируем обозначить все места захоронений. Мы не хотели бы вскрывать склепы и будем говорить об этом с реставраторами.
Всем миром!
– Вернёмся в день сегодняшний. Расскажите про крестный ход 3 января.
– 3 января – день кончины митрополита Петра. Поскольку в церковной жизни именно день смерти является днём памяти святого человека, то он всегда был главным в церковном почитании святителя Петра. 3 января в Москве всегда было два главных праздника в Москве. Первый в Успенском соборе Московского Кремля, где находятся мощи митрополита Петра. Там всегда присутствовали царь и патриарх. Неукоснительно.
А в Высоко-Петровский монастырь ради важности этого места посылались видные иерархи и духовенство Москвы. Здесь тоже совершалось праздничное богослужение. К слову, одно из них возглавлял епископ Воронежский Митрофан, который является одним из великих святых нашей Церкви. Его об этом просил царь Пётр I – Митрофан был у него духовным наставником. Сейчас мы стремимся возрождать древние московские традиции. Поэтому 3 января наряду с богослужениями совершаем и крестный ход вокруг обители.