Поколение людей «двухтысячных» ощутило на себе изнуряющее влияние различных педагогических экспериментов. Акцент ставлю именно на инновациях в системе образования. Традиционность выступает в данном случае как антипод новым методам преподавания. И вот уже постоянство не благо, но балласт на теле общества.
Моя педагогическая деятельность развивалась как раз в те годы, когда «новый» предмет «Основы Православной культуры» внедряли в школы. Как думающий человек, изначально задавалась мыслью: «Как же новый? За всю историю дореволюционной России Церковь, образование и воспитание имели тесные связи». Так куда же подевалась столь ощутимая традиция? Вернее будет спросить, в чём она растворилась. Её поглотило «духовно-нравственное воспитание». На самом деле чисто духовностью наших детей в школах и гимназиях в настоящее время никто не занимается. Максимум нравственностью, как качеством обучающейся личности с позиций общей этики поведения. За словом же «духовность» здесь обозначена культура разных народов, то есть их эстетическое бытие. В приоритете данные знания преподаются через предметы гуманитарного цикла.
Учебный предмет «Основы Православной культуры» по своим характеристикам всегда будет стоять особняком в системе школьного образования. У него особый статус: его задача давать не знания, а сеять веру. Известный русский историк Сергей Михайлович Соловьёв рассуждал: «Наука есть великое могущество, есть наставница и благодетельница людей и народов,… умеет определить границы, где оканчивается область знания и где начинается область веры».[1] Учебных предметов множество. Их пространство призвано к качественному преобразованию личности. Двадцать лет назад, когда я сама сидела за школьной партой, София Олеговна Никулина, любимый учитель и наставник, произнесла перед нами, своими учениками заковыристую формулировку: «Православный человек всегда культурный. Но культурный не всегда Православный». А значит и не духовно развитый. И уже говорить о становлении «гармонично-развитой личности» через учебный процесс не приходиться. И только Православное воспитание, как альтернатива способно справиться со столь важной целью.
Великий учитель и экзегет святитель Иоанн Златоуст советует начинать религиозно-нравственное воспитание детей с самого раннего возраста. И тем самым исключить отрыв Православного воспитания от семейного. В реальности мы видим немного странную картину, когда, по сути, «яйцо учит курицу» и взрослые воцерковляются от детей. Данный перевёртыш провоцируют сами родители. Выросшие в отсутствии церковного влияния, но желая дать своему чаду «хоть какое-то элементарное представление о церкви», они приводят их за ручку в Воскресные школы или выбирают модуль «Православие».
Здесь мы возвращаемся к вопросу о духовности, что, как выяснилось ранее, в полной мере не возможно в рамках основного учебно-воспитательного процесса. Пришедшее на помощь Православное воспитание имеет своей целью сформировать личность способную, в силу лучших моральных качеств, служить Церкви, Родине и людям. Убеждена, что с данной задачей способны справиться лишь в кадетских казачьих классах, где воспитательная работа строится на платформе доктрины Православной веры.
На страницах книги «Казачья наука» читаем следующее: «Суть силы России, а уж тем более Казачества, в ее духовности, намоленности и Божественном обережении. Духовная сила народа уменьшается. Отсюда пожары, наводнения, социальные проблемы, революционные настроения, теракты и прочие искушения. Нас отучили верить в то, что от веры в Господа может зависеть наш быт, здоровье, психо-эмоциональное состояние, а также среда обитания и социум».[2]
Духовная энтропия есть признак нашего века. Современный человек слаб не только физически, но и духом. Мы мало молимся, не истово боремся со своими страстями. Мы те работники из притчи, которых Господь призвал в третью часть дня в Свой сад на сбор винограда. И в этом смысле многим для спасения будет достаточно одного «Господи, помилуй!». Но даже этому необходимо научиться, освоить азы веры и благочестия.
Практическим путём решают проблему правильного духовного становления личности казаки, педагоги и священники в кадетских казачьих классах, сформированных при станице «Лесновские Донцы»[3]. В этом казачьем обществе с самого начала его деятельности в правильном порядке были выстроены учебно-воспитательные приоритеты. Чётко понимая задачу становления кадет. Атаман станицы положил работать в духе исконной казачьей традиции: «Казак без веры – не казак!». Первыми главными занятиями в образовательном процессе стали уроки Православия и встреча с храмом. Главной задачей предмета «Азы Православной культуры» офицеры и педагоги станицы видели в том, чтобы усвоить детскому сердцу пока неизвестные для него понятия, как давно знакомые и родные. Только органичное, без насилия вхождение в осваиваемую культуру способно дать качественно-положительные результаты.
Воспитание духа не должно происходить в отрыве от реальной жизни, от житейских примеров. Теперь кадеты и члены их семей живут полноценной Литургической жизнью. Если говорить казённым языком, то повышается религиозная грамотность населения посёлка.
Кадеты приняли веру Христову как неотъемлемую часть своей жизни и с радостью утверждаются в ней. Таких результатов добились с Божьей помощью взрослые казаки-наставники станицы. Вступая на этот путь, они имели твердую уверенность в результате и положили много трудов.
Дети сами по себе больше практики, нежели теоретики. Для них важно ежеминутно отвечать на вопрос: «Зачем?». Как применимо то, о чём говорит взрослый? При этом они пытливо заглядывают в глаза, как бы проверяя, есть ли правда на свете. И здесь педагогу могут помочь интегрированные занятия.
В ходе изучения религиозного цикла учащиеся кадетских классов знакомятся с некоторыми короткими молитвословиями. Предначинательную молитву «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!» можно произносить во время упражнения «Метание гранат». Таким образом, выучивается не замысловатый текст молитвы. Учитель же имеет возможность за время тренировки донести до сознания маленьких защитников Отечества правду: с имени Кого стоит начинать доброе дело.
Занятия по Православию в классах целесообразно дополнять рассказами о примерах доблести и чести русских воинов, о чудесных событиях, связанных с именами небожителей. Через данное чтиво не трудно сформировать представление о том, как вера и Церковь благодатно действуют в нашем материальном мире, что трансцендентность Бога Творца по отношению к нам не есть проявление Его оторванности от своих чад, но между двумя мирами есть живая, неподдельная связь.
В 2017 году наступила дата: год 25-летия возрождения казачества на Рязанской земле. Сделано многое. Но главное сейчас получить ответы на вопросы: выигран ли второй бой? Сформировано ли молодое поколение казаков? Воспитано ли оно на истовой вере? В силах ли уже они поднять третье поколение? Продолжить казачий род?!
Библиографический список:
- Иерей Алексей Плахотный, Жилина В.В. Воспитание подростков: церковь и семья // Рязанский Богословский вестник. РПДС. 2015. № 2 (12). С. 127-139
- Казачьему роду нет переводу / Составитель Сенчин Р. Москва: Литературная Россия, 2013. 288 С.
- Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогической мысли// Глинские чтения. Московская Педагогическая Академия. Январь-февраль 2005. С. 1-3
- Рыбаков С. Ю. Духовная безопасность в системе образования России: Монография. Екатеринбург: Артефакт, 2013. 563 С.
- Сирков Е. Казачья наука. Ставрополь: Юркит, 2014. 312 С.
- Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великов. Чтение четвертое [Электронный ресурс]//Соловьев Сергей Михайлович URL: http://solovyev.lit-info.ru/solovyev/chteniya-o-petre-velikom/chtenie-pervoe.htm (дата обращения: 24.11.2017)
Контактный телефон автора: 8-953-742-69-15
Адрес электронной почты автора: dyxa_ne_ygahajte1f5.19-22@mail.ru
[1] Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великов. Чтение четвертое [Электронный ресурс]//Соловьев Сергей Михайлович URL: http://solovyev.lit-info.ru/solovyev/chteniya-o-petre-velikom/chtenie-pervoe.htm (дата обращения: 24.11.2017)
[2] Сирков Е. Казачья наука. Ставрополь: Юркит, 2014. 312 С.
[3] СКВРиЗ. Рязанский округ «Донских казаков». Станица «Лесновские Донцы». Рязанская область. Шиловский район. Посёлок Лесной. Атаман Штанько Сергей Николаевич.