Знаковым событием в истории российского казачества и большим шагом к объединению назвали в Федеральном агентстве по делам национальностей Первый Большой круг казаков, проходивший в храме Христа Спасителя
В праздник Сретенья Господня, 15 февраляБолее полутора тысяч человек – представителей различных казачьих обществ и общественных объединений, а также духовенство из восьмидесяти регионов страны обсуждали на Круге вопросы реализации стратегии государственной политики в отношении казачества, взаимодействия казаков и Русской Православной Церкви, а также консолидации российского казачества.
От Липецкой области на Круг было делегировано девять человек от Отдельского казачьего общества Липецкой области Центрального казачьего войска, в том числе атаман Владимир Родионов, член правления Липецкого отдела Владимир Козак, председатель совета стариков Александр Затейкин.
Что же знакового произошло на Круге и чем сегодня живут российские казаки? Об этом журналу «Итоги недели» рассказали сами служивые.
Древнее сословие
Выдающийся историк Николай Михайлович Карамзин писал: «Откуда произошло казачество, точно не известно, но оно во всяком случае древнее Батыева нашествия в 1237 году. Рыцари эти жили общинами, не признавая над собой власти ни поляков, ни русских, ни татар».
Секреты происхождения казачества, принципы формирования их исторического характера до сих пор не дают покоя многим в России и далеко за её рубежами. Достаточно вспомнить гениально выписанные личности Тараса Бульбы у Николая Васильевича Гоголя или Григория Мелехова у Михаила Александровича Шолохова. И притягательно, и волнующе, и страшно читать об этих непокорных душах, имеющих честь и достоинство. А проследите историю Ермака или последнего заступника вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны Романовой лейб-казака Тимофея Ящика – диву даёшься: из какого материала были сделаны эти люди?
В двадцатом веке, с приходом к власти большевиков, казаки претерпели настоящий геноцид. Идеолог Лев Троцкий сформулировал отношение к этому сословию предельно чётко: «Казаки – единственная часть русской нации, способная к самоорганизации. По этой причине они должны быть уничтожены поголовно…» И казаки рассеялись по необъятной Рассеюшке, а иные эмигрировали за рубеж. Но не канули в Лету. И вот в начале 90-х пришло время собирать камни, восстанавливать казачьи общины, вспоминать о героических предках, возрождать веру Православную…
Возрождение казачества
– История казачества героична и трагична одновременно, – рассказывает атаман Отдельского казачьего общества Липецкой области Центрального казачьего войска Владимир Родионов. – В народе до сих пор путают реестровых казаков с другими казачьими организациями. Но не это сейчас главное. В середине 90-х, после выхода указа президента и принятия ряда нормативно-правовых актов в отношении казачества, была создана так называемая вертикаль власти. В администрации президента сформировали управление по делам казачества, возглавляемое главнокомандующим ВВС России Петром Дейнекиным, которое координировало работу по внесению в государственный реестр казачьих обществ и занималось подготовкой проекта федерального закона о службе российского казачества.
Но со временем управление упразднили, зато ввели должность советника при президенте по делам казачества, которую занимал генерал Геннадий Трошев. Теперь при президенте действует Совет по делам казачества, который возглавляет полномочный представитель президента в Западном федеральном округе Александр
Беглов.
Нас, казаков, членов казачьих обществ, внесённых в Госреестр, не вполне устраивает такое «совещательное» положение. Нужна административная вертикаль власти, способствующая организации государственной службы российского казачества в полноценном виде. Собственно, этому главному вопросу и был посвящён Первый Большой круг в Москве. К счастью, нас поддержали. Запущен в работу проект нового Федерального закона «О российском казачестве». Принято решение объединиться во Всероссийское казачье общество. После доработки документа, в ноябре этого года, должен пройти учредительный Круг, на котором узаконят наши решения.
Профессия – казак
По статистике, в России около 86 процентов мужчин, профессионально носящих погоны, – выходцы из служивого сословия. Это гены. По мнению атаманов, в условиях сложной международной обстановки государству необходимо это учитывать. Но пока казакам не дают организовывать свою жизнь в соответствии с традицией. Казачьи хутора созданы лишь на рубежах государства. В глубинке же вольные люди по-прежнему рассеяны.
На территории России зарегистрировано одиннадцать реестровых войсковых структур. Есть Балтийский отдельный округ. И масса некоммерческих общественных организаций, которые тоже называют себя казаками, но в реестре не состоят и никаких обязанностей брать на себя не хотят. Всё это мешает выстроить чёткую, логичную, а главное, действенную систему. И всё же процесс идёт.
– Система выстраивается, но медленно, – продолжает Владимир Родионов. – Принят 154-й Федеральный закон о государственной службе российского казачества. Последние федеральные нормативные акты определили единую форму одежды. Один из видов службы, который определён казачеству, – поддержание общественного порядка, согласно Федеральному закону № 44, в котором семь статей отведено казачьим народным дружинам. В октябре прошлого года в Краснодаре был организован первый форум реестровых казачьих войск, где приняли решение о создании единого всероссийского реестрового казачьего общества, чтобы сплотить нас всех воедино.
Как должно быть
По словам атамана Родионова, на территории Краснодарского края уже пять лет работает пилотный проект несения службы Кубанского казачьего войска. На улицах Краснодара – казачьи патрули. Дружина – более полутора тысяч казаков. Проект реализуется благодаря поддержке государства и весомому годовому бюджету Кубанского войска – более миллиарда рублей. На эти деньги создаются кадетские корпуса, казачьи классы, формируется сама казачья служба. Казачьи дружины действуют на профессиональной основе, то есть идёт официальная служба с зарплатой и будущей пенсией.
Что это дало? Преступность в крае за последние годы резко снизилась на всех уровнях. Видно, у преступников тоже работает генетическая память.
Липецким казакам это любо, и они надеются, что их жизнь тоже станет упорядоченной. На территории нашего региона основу, как и в былые времена, составляют донские казаки, хотя есть и кубанские, терские, сибирские, забайкальские.
– Одна из проблем – разная законодательная база в регионах, – поясняет член правления Липецкого отдела Центрального казачьего войска Владимир Козак. – Жизнь показала, что надо всё приводить к единоначалию. На территории нашей области сегодня проживают 425 казаков, которые написали заявления и выбрали себе определённый вид службы. Около тринадцати тысяч человек «симпатизируют» казачеству. В крови у казака – чёткость и последовательность. К этому мы и стремимся. Но пока не хватает правовых возможностей, правоприменительная практика слаба. Вместе с тем у государства есть необходимость привлечения казаков к выполнению определённых государственных функций. Это главное.
– Конечно, чтобы проблемы решались быстрее, необходима духовная поддержка казачества, – считает Владимир Родионов. – Наш Патриарх Кирилл очень вовремя создал синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, который направляет специально подготовленное священство для духовного окормления в казачьи структуры. Мы не должны быть Иванами, родства не помнящими. Казачество и сохранилось благодаря тому, что в семьях знают свои корни, стараются жить по прежним устоям. Семья у казака – малая церковь. Штаны с лампасами на казачонка надевали в пять лет и сажали на коня. С этого момента женщины отходили в сторону, а воспитывали парня взрослые казаки. Отношение к старшим всегда уважительное. Все важные решения принимаются в казачьих кругах. Чтобы не было как в пословице: «Мой дед казак, отец – сын казачий, а я – хвост собачий».
Новая поросль
Пока продолжалась наша беседа с казаками, председатель совета стариков областного отдела, член совета стариков Центрального казачьего войска Александр Андреевич Затейкин всё время молчал, улыбаясь в усы. Причина такого поведения выяснилась быстро: 21 февраля на свет появилась казачка, правнучка Александра Андреевича – Василиса. Прадедом он стал в третий раз. А всего в его курене – сын, дочь, три внука, два правнука и правнучка.
Род Затейкиных идёт с Тамбовской губернии. Отец прошёл всю Великую Отечественную, мама трудилась в колхозе. Три брата выбрали военную стезю. Сам Александр Андреевич служил срочную на Дальнем Востоке, был пограничником. Работал всю жизнь на заводе. Но как только организовалось в регионе казачество, его магнитом притянуло в дружину. И вот уже двадцать второй год Затейкин в строю. Теперь уже в ранге старика.
– Мои внуки и правнуки считаются родовыми казаками, – говорит Александр Андреевич. – Я – старший, мне 72 года. Для чего нужны старики в отделах? Мы следим за молодыми, чтобы они соблюдали казачью традицию. В каждом нашем подразделении есть старики – те, кто в шестьдесят лет ушёл с воинской службы, имеет взрослого сына и внука. Но многие казаки и в шестьдесят ещё могут дать фору. Нас около двадцати. На стариков возлагается почётная неофициальная миссия: когда проводится казачий круг, старики сидят на почётном месте и следят за соблюдением традиций и устава. Такие собрания проводятся дважды в год. Мы можем сделать замечание, сказать решающее слово, указать на неправомерность принятого решения. Если старики встают, то встают все собравшиеся. Если они уходят, то круг не состоялся.
В обычной жизни старики – наставники, учителя, занимаются с подрастающим поколением. Именно о них, молодых, и болит душа:
– Всё время думаю о нашей будущей смене, мало молодёжи нынче, мало! Не всегда мы можем помочь выйти на правильный путь неокрепшим умам. Здесь многое влияет: Интернет и телевидение, эгоистическая направленность в воспитании, а порой и отсутствие всякого воспитания в семьях, в школе.
…За беседой с казаками незаметно пролетело два часа. А казалось, не спросила ещё ни о чём. Многие секреты скрываются в этом удивительном сословии, к которому почему-то и меня притягивает словно магнитом. Хочется напитать душу тем крепким, как махорка, и чётким, отточенным, как казачья шашка, духом, которым пахнет недавняя старина. Но что очевидно – не пришло ещё время казаков, хотя и сегодня воюют они в различных горячих точках. Хорошо, что выстраивается государственная система, разрабатываются новые формы взаимодействия с воинством. Но когда наступит их час, знает только Господь, которому в первую очередь служат вольные люди верой и правдой.
В ТЕМУ
«Задача государства – помогать казакам»
Владимир Путин, Президент Российской Федерации
– Сегодня к сословию казаков себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако оно выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодёжи.
«Главное для казака – возрастать в вере»
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
– Казаки всегда отличались особым образом жизни. Это единственный род войск, который перемещался к месту службы вместе со своей семьёй. Расселяясь по новым территориям, они возделывали землю, создавали поселения – то есть обживали Отечество в тех местах, в которых простой человек поселиться не мог – слишком сильны были внешние угрозы. На казаков всегда возлагалась особая миссия по охране внешних рубежей государства. С ними связано и формирование особой культуры, в центре которой лежит Православная вера. Без веры невозможно было делать то, что делали казаки на всём историческом пути своего развития. Казак – символ доблести, любви к Отечеству, самоотверженности. Всё это невозможно купить за деньги, это понятия духовного порядка.
Возрождение истинного казачества сегодня очень востребовано. Но без возрождения глубокой веры ничего не получится, будет лишь внешняя форма. Только твёрдая вера даёт силу духа, способность к самопожертвованию. Каждый казак должен хорошо исполнять свои обязанности не только потому, что он в форме и действует по уставу, но ещё и потому, что есть у него обязательства перед Богом. Много положительного происходит сегодня в казачестве. Потихонечку идёт воцерковление казаков, работают полковые священники. От всего сердца хочу пожелать вам помощи Божией в этом трудном деле.