Протоиерей Марк Косолапов с первого дня своего священнослужения неразрывно связан с Иркутским казачеством. В 1997 г. он получил первое назначение священника и настоятеля в г.Бодайбо и с этого же момента стал станичным священником Христорождественской станицы г.Бодайбо. С 1999 г. окружной священник Иркутского (ныне Прибайкальского) округа, с 2010г. – войсковой священник Иркутского казачьего войска.
– Отец Марк расскажите, пожалуйста, о приоритетах в служении войскового священника?
– Служение войскового священника существенно отличается от служения приходского и станичного священников, которые самым тесным и непосредственным образом общаются с прихожанами и казаками, осуществляя духовное окормление вверенной им паствы. В результате индивидуального общения они обсуждают и решают личные вопросы конкретного человека и выполняют обязанности духовника.
Войсковому священнику приходится общаться на уровне конкретного казачьего общества. Личные контакты здесь также важны, но приходится обсуждать не индивидуальные проблемы, а коллективные, характерные для всего казачьего общества в целом. В связи с чем необходимо вникать и оценивать возникший вопрос в масштабах хутора, станицы, округа. Эта работа осложняется тем, что сколько людей, столько различных мнений, и привести все это, как говориться, «к единому знаменателю», бывает очень и очень непросто.
– Как найти взаимоприемлемый выход?
– Разумеется, универсального ответа на все случаи жизни нет. Можно только обозначить некоторые подходы или, лучше сказать, методику поиска решения. Но практически никогда не удается предсказать конкретный результат того, как разрешится проблема. Впрочем, этого, как правило, и не требуется. Всегда можно найти ответ, удовлетворяющий, по крайней мере, большинство участников. И это, согласитесь, весьма немало.
Путеводительной звездой в разрешении любых недоразумений является, в первую очередь, авторитет атамана. Если он уважаем, заботится о казаках и станице, то даже, если бывают с ним не согласны в каком-то конкретном вопросе, то доверие и уважение дают атаману возможность сохранить мир, согласие, объективность.
Во-вторых, очень важным является степень сотрудничества и взаимного уважения атамана и священника соответствующего уровня (хуторские, станичные, окружные). Любые, даже самые ничтожные, разногласия резко ухудшают работу всего общества.
В-третьих, важна моральная атмосфера в самом обществе. Не секрет, что чем дружнее казаки, тем легче и быстрее решаются вопросы. Здесь примечательно следующее соображение. Высокий моральный дух наблюдается только в казачьих обществах, объединенных совместной позитивной работой, общей казачьей жизнью.
В-четвертых, необходимо обеспечить возможность каждому казаку высказаться и обсудить проблему. Даже если его предложения наивны, если большинство участников уже сформулировало какое-то решение, все же необходимо выслушать всех заинтересованных лиц. Этот подход дает положительные результаты на стадии выполнения принятого решения, когда все воспринимают это решение как свое собственное, практически никто не саботирует его, отговариваясь тем, что он не принимал участия в процессе обсуждения.
В-пятых, войсковому священнику приходится проявлять максимально возможный такт и корректность, чтобы ни в коем случае не подменять собой и своим мнением ни работу атамана, ни работу священника в казачьем обществе.
– В чем тогда состоит основная сложность работы войскового священника?
– Основная сложность состоит в том, что не представляется возможным выделить какое-либо генеральное направление, которое принесет гарантированный успех. Всегда приходится быть предельно внимательным и осмотрительным даже к незначительным, спорным проявлениям. Чтобы не столкнуться с нарастанием проблемы, необходим постоянный мониторинг и, насколько возможно, более быстрое реагирование.
– Какие казачьи молодежные объединения, общины действуют в казачьем войске?
– У нас действуют объединения, основанные по типу Воскресных школ, в которых 1 раз в неделю проводятся занятия. Содержание и объем программы определяются наличием и квалификацией наставников.
Кроме этого, существует два казачьих клуба: в г.Братске – военно-патриотический клуб «Ладья» и в г.Усть-Илимске – казачий кадетский клуб «Витязь». Это учреждения относятся к системе дополнительного образования. Необходимо отметить, что обе станицы являются образцово показательными. Казаки живут станичной жизнью, налажено взаимодействие с местными органами власти, действуют коллективы казачьей самодеятельности, ведется работа с молодежью, регулярно участвуют в таинствах и богослужениях.
Число казачат и молодых казаков составляет от 100 до 200 человек. Программы рассчитаны на год. Зимой уделяется внимание теоретической подготовке, летом проходят практические занятия. Ежегодно ВПК «Ладья» организовывает поход «по тропам первопроходцев», когда на стругах (разновидность большой лодки, точная копия лодок из прошлых веков) совершают переход по северным рекам, по которым шли казаки-первопроходцы. Усть-Илимское городское казачье общество выступило инициатором фестиваля «Моя семья – жемчужина Сибири», на который приглашаются все желающие, а станица показывает преимущества казачьего семейного уклада.
– Есть ли примеры эффективной социальной работы, которую проводят казачьи духовники и казаки?
– Конечно. Уже много лет усердием Нижнеиркутского Казачьего округа атаман Александр Анатольевич Машуков проводит казачий оздоровительный летний лагерь в г.Ангарске Иркутского района. Ежегодно, за три летних смены, в этом лагере отдыхают и крепнут более 600 подростков.
Отмечу, что это подростки, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях. Работа лагеря соответствует всем требованиям, предъявляемых государством для отдыха детей, и при этом полностью базируется на основе казачьих традиций.
В лагере постоянно находится и проводит занятия, утреннюю и вечернюю молитву, богослужения, и в конце смены – таинство Крещения окружной священник, протоиерей Владимир Кузьминых.
Именно этот лагерь дает максимальную пользу. Подростки, обделенные вниманием в обычной жизни, очень живо реагируют на малейшую заботу и предложенный распорядок занятий, – идеалы казачьей жизни приходятся по сердцу большинству из них.
– Что именно за годы духовного окормления казаков вызывает особую радость, чувство удовлетворения?
– Главным событием в деле духовного окормления казаков, как мне кажется, было то, что Святейший Патриарх Кирилл взял казачество под свой омофор. Был создан Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, который под руководством Высокопреосвященного Кирилла, митрополита Ставропольского и Невиномысского, создал эффективную систему по духовному окормлению казачества. Создание Синодальной структуры, которая упорядочила и структурировала работу по духовному окормлению казаков, значительно облегчило работу казачьему духовенству на местах.
Если говорить об Иркутском казачьем войске, то чувство глубокого удовлетворения вызывает факт единства иркутских казаков. Они смогли преодолеть разногласия, и на сегодняшний момент, на территории Иркутской области, законно действует одно казачье общество – реестровое войсковое казачье общество «Иркутское казачье войско» во главе с атаманом казачьим генералом Николаем Ивановичем Шаховым.
– Какие задачи ставите перед собой, как перед пастырем казаков, в 2017 году?
– Невозможно выделить какое-то одно направление в работе, поэтому, на мой взгляд, необходимо как можно более широко охватывать любые возникающие вопросы и трудности, не упуская даже самую малейшую из них и своевременно и общими усилиями находить достойное решение.
Направления нашей деятельности самые разные. Это взаимодействие с Синодальным комитетом и местными органами государственной власти, работа в Коллегии войсковых священников, работа с атаманами и духовниками, в том числе по развитию их авторитета, повышение квалификации казачьих духовников, работа с казачьей молодежью и ее воцерковление, популяризация казачьей культуры и казачьих идеалов, а также подготовка квалифицированных кадров, как для деятельности в казачьем обществе, так и подготовка кандидатов во священники из казачьего сословия.
Часто вспоминаю слова апостола Павла: «искупующе время, яко дние лукави суть» (Еф.5:16). Пока Господь Бог дает нам время, нужно успеть сделать как можно больше.
Фото: Официальный сайт Иркутской епархии