Москва, 20 июня. Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда в ходе своего выступления на IV Петербургском Международном Юридическом Форуме заявил, что превращение права в самодовлеющую силу, оторванную от моральных установлений, приводит к уменьшению авторитета самого права и негативным общественным последствиям.
«Современные документы, такие как Хартия основных прав Европейского Союза, не содержат упоминания о морали, в отличие от, скажем, еще послевоенных документов, например, Европейской конвенции о защите прав человека 1950 года», — напомнил В.Р. Легойда.
«Первоисточник культуры — религия, из которой вырастает мораль и которая, в свою очередь, воплощается, в том числе и в систему общеобязательных норм», — добавил он.
Вместе с тем В.Р. Легойда напомнил, что в православной традиции закону всегда отводилось отчасти второстепенное значение, а на первом месте стояла «благодать». В допетровское время на Руси священные тексты воспринимались как нормы прямого действия для повседневного руководства.
«В этом не было пренебрежения к закону или противопоставления «благодати» закону, хотя тем самым и подчеркивалась некоторая вторичность закона по отношению к «благодати»», — сказал председатель СИНФО.
«Если немца, русского и американца спросить «по закону тебя судить или по совести?», то немец ответит «по закону», русский «по совести», а американец вообще не поймет вопроса», — отметил В.Р. Легойда.
Председатель СИНФО сказал, что в этой «вторичности» закона можно усмотреть истоки правового нигилизма.
«Некоторые связывают правовой нигилизм с ней напрямую, но это неверно, хотя косвенная связь и присутствует. При этом вторичность закона уравновешивается пониманием благодати как идеала», — заявил представитель Церкви.
«Российский правовой нигилизм вырос из социалистического условно глобального права, которое последовательно отказывалось от морали и религии, своих первоисточников. У людей не осталось ни права, ни той самой христианской совести, которую выжигали вместе с верой. Отнюдь не религия стала источником возникновения правового нигилизма, а, наоборот, отрыв права от религиозных норм», — сказал он.
В заключение В.Р. Легойда подчеркнул, что Церковь может помочь в повышении правовой культуры, в преодолении правового нигилизма и обратил внимание участников Форума на принятые Русской Православной Церковью документы, которые выражают ее отношение к теории и практике прав человека, приведя в пример утвержденные в 2008 году «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».