8 сентября в России отмечают один из Дней воинской славы – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией Наполеона.
Бородинская битва не стала переломным моментом в Отечественной войне, поскольку сражение закончилось неопределенным для обеих сторон результатом. Французские войска в генеральном сражении кампании 1812 года не смогли нанести уверенного поражения русской армии, достаточного для победы в войне. Русские войска, боевой дух которых окреп, быстро восстановили свои силы и были готовы к изгнанию неприятеля. Французы же вместе со своими многочисленными союзниками, наоборот, пали духом. Великая армия навсегда утратила славу «непобедимой».
В сражении 26 августа (8 сентября) 1812 года в составе русской армии находилось 20 донских казачьих полков и 2 казачьи донские конно-артиллерийские роты. Накануне сражения Отдельный казачий корпус войскового атамана М.И. Платова располагался на крайнем правом фланге русской армии. В этот корпус входило 50 сотен и 12 конных орудий (донская № 2 рота конной артиллерии войскового старшины П.В. Суворова). Первый наблюдательный охранительный отряд – Донской казачий подполковника М.Г. Власова полк – следил за нижним течением реки Колоча до её впадения в Москву-реку. Кроме того, в 1-м Резервном кавалерийском корпусе генерал-лейтенанта Ф.П. Уварова состоял Лейб-гвардии казачий полк генерал-майора графа В.В. Орлова-Денисова.
В резерве левого крыла русской армии находился Отдельный отряд генерал-майора А. А. Карпова в составе восьми казачьих полков. Отряд прикрывал направление на Москву по Старой Смоленской дороге у деревни Утица.
Накануне генерального сражения казаки под командованием атамана М.И. Платова были оставлены на левом берегу Колочи. С восходом солнца Платов с казаками выступил из своего лагеря и переместился ближе к левому флангу неприятельской армии. Нападая на кавалерию и пехоту противника, казаки выявляли слабые места в его боевых порядках, уничтожали разведчиков, канониров и фуражиров, наблюдали за передвижением французских войск. Вскоре казачьи разъезды обнаружили броды через Колочу, вышли в тыл противника и обнаружили там плохо прикрытые французские резервы и многочисленные обозы. М.И. Платов предложил Михаилу Илларионовичу Кутузову «совершить диверсию в тыл противника».
После изучения и оценки оперативной и стратегической обстановки в центре и на левом фланге русской армии М.И. Кутузов приказал Ф.П. Уварову и М.И. Платову переправиться через Колочу и ударить во фланг и тыл французской армии. Всего было отправлено 28 эскадронов и 12 орудий. Начался знаменитый рейд «летучего» отряда казаков М.И. Платова и кавалеристов Ф.П. Уварова.
Появление казаков в тылу и среди обозов произвело панику, что вынудило Наполеона приостановить начатое наступление на центр русской армии. Казачьи полки под командованием М.И. Платова подготовили и обеспечили успех корпусу Ф.П. Уварова, который опрокинул неприятеля. Неоднократные попытки французской пехоты и кавалерии вернуть утраченные позиции успеха не имели.
К этому времени в центре и на левом фланге русской армии сложилась напряжённая обстановка. В штабе М.И. Кутузова с надеждой и нетерпением ожидали вестей от М.И. Платова и Ф.П. Уварова. Совершенно неожиданно на другой стороне Колочи, на левом фланге французской армии, началась сильная стрельба, рассыпались стройные колонны пехоты, артиллеристы и канониры, бросая зарядные ящики, разбегались и прятались в зарослях кустарника и в перелеске. Казалось, казаки возникали неоткуда, стреляя, вихрем проносились между расстроенными рядами неприятеля, на полном скаку врезались в боевое охранение обозов, а где не могли достать противника саблями – жалили его своими длинными пиками. На левом фланге французов началась паника. Вице-король Э. Богарне чуть не попал в плен к казакам, под ним была убита лошадь, погиб один из его адъютантов. Он вынужден был приостановить перевод резервов 4-го Армейского корпуса к Захарьину и Бородину.
Вскоре французское командование поняло, что перед ними всего лишь казачий и кавалерийский отряды, которых не поддерживают регулярная пехота и артиллерия. Французская пехота, численно превосходившая отряды М.И. Платова и Ф.П. Уварова, перестроилась в каре и колонны, а артиллерия открыла мощный огонь картечью. Натолкнувшись на нарастающее сопротивление противника, казаки и кавалеристы отступили, разграбив вражеские обозы. Вскоре, захватив с собой пленных и добычу, участники рейда вернулись в расположение своего лагеря.
В ночь после сражения М.И. Кутузов принял решение оставить позиции и отступать к Москве, изматывая противника в тяжёлых арьергардных боях. Казакам поручалось вводить французов в заблуждение, наблюдать за их передвижением и прикрывать отступление русской армии. Командовать арьергардом был назначен войсковой атаман М.И. Платов.