В Прощеное воскресенье митрополит Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Казанском кафедральном соборе

17.03.2013 23:18

17 марта 2013 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), митрополит  Ставропольский и Невинномысский Кирилл в сослужении духовенства совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе г. Ставрополя.

За Литургией пел хор Ставропольской митрополии под управлением регента Анастасии Покровской.

Во время богослужения митрополит Кирилл возвел настоятельницу Иоанно-Мариинского женского монастыря монахиню Иоанну (Лихоманову) в сан игумении и вручил ей игуменский жезл.

За Литургией правящий Архиерей хиротонисал во диакона студента заочного отделения Ставропольской Духовной семинарии Евгения Дасова.

По окончании богослужения митрополит Кирилл обратился к собравшимся в храме с архипастырским словом:

Слово митрополита Кирилла после Литургии в неделю сыропустную в Казанском кафедральном соборе

Всечестные отцы, всечестная матушка игуменья Иоанна, дорогие во Христе братья и сестры! Сегодняшний воскресный день именуется Неделей сыропустной, то есть за этим воскресным днем наступает период Великого поста, в который не разрешается вкушение скоромной пищи. По-другому Церковь именует этот день Воспоминанием изгнания Адама и Евы из рая и еще мы называем его в народе Прощеным воскресеньем.

Да, действительно, завтра мы вступаем в Святый Великий пост. И Святая Церковь, как чадолюбивая мать,  предлагает нам перед Великим постом образы – образ мытаря и фарисея, образ блудного сына и любящего его отца, образ Пришествия Христова и Его Страшного суда над всеми людьми. И сегодня дается Церковью образ страшного события, перевернувшего всю историю творения Божия – изгнания Адама и Евы из рая.

Почему именно перед Великим постом вспоминается это событие? Каждый наш день, когда мы чувствуем свою болезнь, немощь, когда мы хороним своих близких и дальних, видим, как их унесла физическая смерть, каждый день, когда мы согрешаем, когда мы видим бурю или засуху – то, что не помогает, а вредит человеческому бытию – все это может нам напоминать о том страшном событии, когда первые сотворенные люди – Адам  и Ева согрешили, нарушили заповедь послушания и были изгнаны из рая. И после этого наступило все то, что я только что перечислил.

Каждый из нас сегодня и мучается болезнями, и борется со страстями, и каждого из нас ожидает физическая смерть, и каждый страдает от явлений природы, которые, можно сказать, мешают жить человеку. И огромным трудом приходится добывать свой хлеб. Но почему именно сегодня особенно Церковь напоминает об этом? Потому что Великий пост – это тот период, в который мы должны посредством подвига поста и молитвы вернуть себе потерянный рай. Многие люди сегодня говорят, что для того, чтобы быть с Богом, чтобы вернуть рай, нет необходимости такого подвига, нет необходимости поста, поклонов, посещения таких длинных служб, ведь порой даже скамейки нет, чтобы присесть, а в других христианских храмах и музыка играет, и скамеечка – какая красота! Но в тех храмах сегодня все меньше и меньше верующих, те храмы сегодня пустеют, ибо там настолько обмирщили христианство, что в некоторых храмах уже ничего христианского не осталось. Мы же, православные люди, следуя двухтысячелетней традиции Церкви, продолжаем наши подвиги поста и молитвы, чтобы вернуть себе потерянный рай.

«Увы мне, увы, Раю мой, Раю, сладчайший Раю», — вопиет Адам и вопиет Ева в песнопении Церкви, которое сегодня воспевалось хором. И мы с вами действительно вопием, ибо приходим в этот мир уже с частицей той заразы греха, тления и будущей смерти, которая стала присуща людям после грехопадения. И мы с вами должны вопить и плакать: «Увы мне, увы, Раю мой, Раю, сладчайший Раю», ибо мы сами не только получили через родителей эту частицу греха, но и, будучи еще в маленьком возрасте, уже не говоря о том, когда становимся взрослыми, также вновь и вновь лишаем себя вожделенного и сладчайшего рая, ибо мы совершаем грех, и каждым грехом все дальше и дальше уходим от Бога.

Пост – тот период, в который Церковь особенно красиво, величественно и достойно показывает в богослужениях, песнопениях, во всем своем чине и грехопадение человека, и его величие, и его возможность вернуться  в рай.

Первая неделя поста – это неделя, в которую по вечерам с понедельника по четверг читается Великий Покаянный канон святого Андрея Критского. Вместе с архиепископом Крита Андреем мы должны вопить: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» и просить Господа: «Душе моя, душе моя, восстании, что спиши? Конец приближается». Упоминая об этом конце, о том, что мы, грешные, слабые, немощные, что мы не знаем, когда предстанем к Богу на Суд, мы в то же время в этих песнопениях слышим отголоски рая. Если мы будем так просить покаяния, так просить у Господа прощения, то мы можем быть с Ним, и нет вечной смерти для тех, кто будет жить с Богом. Временная смерть существует для всех, вечная смерть – только для грешников. Об этом особенно мы говорили в прошлый воскресный день в воспоминаниях Страшного Суда Господня над всем человеческим родом и над каждым человеком.

Сегодня, вспоминая изгнание первых людей из рая, будем говорить и о том, из-за чего они были изгнаны и потеряли вожделенный рай. Первое – непослушание своему Творцу. Господь всё дал, весь мир в их руки и поставил человека царем в этой Вселенной, созданной Им, можно только себе чуть-чуть представить, каким величественным и красивым был этот мир, ибо не было ни засух, ни бурь, ни смятений, ни пустынь, ни землетрясений, ни кровожадных животных. Сегодня доходят до нас ископаемые животные и растения гигантского размера, которые населяли эту землю до потопа. И, действительно, это был подлинный рай, который мы не можем осознать, только представить. И над всем этим должен был царствовать человек – такую силу и власть дал ему Бог. Но он должен был совершенствоваться, он был создан по образу и подобию Божию, а подобие Божия заключается в постоянном совершенствовании. И вот, этим совершенствованием и уподоблением была заповедь послушания. Всё человек имел право совершать в этом мире, только не трогать плодов с дерева. И человек нарушил эту заповедь посредством лукавого диавола, который сказал – Вкусите и будете яко Боги.

Непослушание — это то, что губит нас. С непослушания маленьких детей своим родителям начинается то, что привело к трагедии Адама с Евой, а они ввергли в эту трагедию все человечество. С непослушания ребенка порой начинается трагедия и для этого маленького человечка, и мы знаем, чем заканчиваются эти трагедии, чем сегодня наполнен мир, каким кошмаром: наркоманией, алкоголизмом, блудом, преступлениями. Только 100 тысяч человек осуждается ежегодно у нас в стране за распространение наркотиков, совершается сотни тысяч других уголовных преступлений – вот что значит грех непослушания!

В этом непослушании Адама с Евой Богу было еще много грехов, как Церковь говорит устами своих проповедников. Это была и гордыня, это было и недоверие Богу, и осуждение Бога, когда Господь спрашивает у согрешивших людей: «Адам, где ты? Почему это произошло?» Тогда Адам ссылается на Еву и осуждает Бога, что Он дал её: «Жена, которую Ты мне дал, дала мне плод, и я вкушал, и поэтому я сегодня вижу, что наг и скрылся от Тебя, Господи». Ева тоже не хочет признаться во грехе, и когда Господь обращается к ней, она говорит: «Господи! Змей меня соблазнил!» Опять, можно сказать, они оба осуждают Бога: один за то,  что Он дал ему жену, а другая за то, что Он сотворил когда-то этого ангела, ставшего диаволом, и этого змея, соблазнившего её. Вот сколько грехов в грехе непослушания первых людей! И тогда уже Господь дает заповедь — Семя жены сотрет главу змея. То есть того диавола, который соблазнил их. Семя жены – это Господь Иисус Христос, Сын Божий, а женой здесь Господь Бог Отец называет Пречистую Богоматерь Деву Марию. То есть Господь изгнал человека из рая, наказал теми болезнями и смертью физической и дал надежду любви, надежду спасения в пришествии Христа, Сына Божия. И вот, Господь, придя в этот мир, нам подал множество примеров и подал пример самого поста. После крещения удаляется Он в город Иерихон на высокую гору. Сегодня этот град сохранился, сохранилась эта гора, этот камень, на котором лежал Господь в изнеможении. И сегодня Господь сподобил меня, наше духовенство, многих людей побывать там и увидеть эту пещеру, эту гору, на которой молился Господь 40 дней и 40 ночей. И это легло в основание нашего сорокадневного поста, Великого святаго поста.

И вот, представьте себе, сегодня во всех иных христианских церквях – католических, протестантских – не существует ни одного поста, католики постятся всего несколько дней, то есть даже здесь нарушена заповедь следования примеру Господа совершать Великий пост. И мы с вами, православные, по милости Божией сохранили эту традицию.

Сегодня, к сожалению, все имеют физические немощи, таким болезненным стал человек, разрушая сам себя своими грехами и создавая такую экологию вокруг себя. И хотя пост тяжел и непрост, но он спасителен и полезен.

И будем мы сегодня, попросив друг у друга прощения накануне поста, поститься постом святым, постом приятным, постом спасительным. И я всех вас, дорогие мои, благословляю на Святый пост.

И я хотел бы еще сердечно поздравить сегодня с возведением в сан игуменьи нашу матушку Иоанну, настоятельницу Иоанно-Мариинского женского монастыря г. Ставрополя. Сегодня по благословению Святейшего Патриарха, определением Архиерейского собора повелено всех настоятелей и настоятельниц монастырей возводить в сан игуменов и игумений. И матушка Иоанна сегодня была возведена мной в игуменьи монастыря с вручением жезла, который является знаком власти для тех сестер, которые живут и будут жить в  этом монастыре.

Матушка игуменья! Я Вас сердечно поздравляю, желаю крепости сил, крепости духа, физических сил, желаю Вам, чтобы Ваше сердце не покидала любовь, а наполняла все больше и больше. Конечно, у каждого человека свой характер, у одного внешне больше любви, у другого меньше, но самое главное, чтобы внутри Вашего сердца жила любовь к каждому пришедшему в монастырь – и к сестрам, и к паломникам. Если будете искренне любить каждого, то будут люди чувствовать это, даже если Вы этого не будете говорить и не будете этого внешне проявлять. Ибо монастырь – это, конечно, место подвига, но в то же время люди, пришедшие в монастырь, ищут того, что так отличает его от мира, а мир наполнен злом, жестокостью, злобой, осуждением, грехами, а здесь они хотят увидеть чистоту и любовь. Только потом, когда становится достаточно сильной та или иная послушница, уже можно ее нагружать все больше и больше тем, что она сможет выдержать. Ну и, конечно, нужно иметь любовь и к паломникам, которые всегда считали монастырь тем местом, где они могут скрыться на неделю, на несколько дней, на месяц от суеты нашей мирской. В монастыре еще многое подлежит восстановлению, и я буду сам трудиться, насколько это возможно, и мои помощники, пастыри – все вместе мы будем трудиться восстановить обитель.

Также сердечно сегодня поздравляю новорукоположенного диакона Евгения, который учится на заочном отделении в Духовной семинарии и поступал туда с одним желанием – быть пастырем Церкви. И вот, пройдя комиссии и испытания и перейдя на очередной курс, он сегодня рукоположен мной в сан диакона. Отец Евгений, сегодня весьма и весьма нуждается Церковь в пастырях, а народ Божий – в своих наставниках и учителях. Один из священников помощников Святейшего Патриарха протоиерей Владимир Вигилянский в одном своем исследовании говорит: «Представьте, сегодня на огромной территории Российской Федерации всего 16 тыс. священников. Всего в Русской Церкви священников 30 тыс., но это считая Украину, Беларусь и другие страны». И далее он перечисляет в сравнении: «В России почти 1,5 млн. учителей, 500 тыс. профессоров, врачей сотни тысяч, а священников всего 16 тыс. на 150 млн населения!» Это говорит о том, что сегодня до сих пор огромная нехватка духовенства, поэтому народ ждет священника, пастыря, учителя, и ты должен не гордиться своим саном, а служить там, где тебе будет благословлено архиереем и служить так, чтобы и совершать Таинства, и любить людей, помогая и утешая их в скорбях, и осознавая, что сегодня мало пастырей и пытаясь успеть помочь как можно большему количеству людей. Пускай Господь помогает служить! С праздником!

Официальный сайт Ставропольской митрополии

 

Поделиться:
Седмица 28-я по Пятидесятнице.
03 января 2025
Предпразднство Рождества Христова. Мц. Иулиании (икона) и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших. Свт. Петра (икона), митр. Московского и всея России чудотворца. Мч. Фемистоклея. Блгв. кн. Иулиании Вяземской. Преставление блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского. Свт. Филарета (икона), митр. Киевского. Сщмч. Михаила пресвитера. Сщмч. Сергия диакона. Сщмч. Никиты, еп. Белевского. Сщмч. Леонтия диакона.
Наверх