В Париже в Российском духовно-культурном православном центре состоялось пленарное заседание Ш Международной научно-практической конференции «Революционные события в России и судьбы казачества»

25.05.2018 19:02

23 мая 2018 года в г. Париже, в Российском духовно-культурном православном центре, состоялось пленарное заседание Ш Международной научно-практической конференции «Революционные события в России и судьбы казачества».

Целями мероприятия явились повышение интереса современного общества к изучению особой роли казачества в политической жизни России в период революционных событий начала XX века и Гражданской войны; расширение взаимодействия соотечественников, проживающих за рубежом с российскими казачьими обществами и Русской Православной Церковью.

К участию в конференции были приглашены представители современных казачьих обществ и ассоциаций; потомки казаков; духовенство; представители органов государственной власти; общественные и политические деятели, деятели науки, культуры, образования; представители СМИ, учащиеся казачьих образовательных организаций. Всего прибыли 118 человек из России, Германии, Ирландии, Франции, Чехии.

Работу конференции предварила общая молитва.

В начале было оглашено приветствие Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации во Франции и княжестве Монако А.Ю. Мешкова, которое зачитал советник-посланник Посольства РФ во Франции А.И.Студенников. С приветствием председателя Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе А.Д.Беглова познакомила советник Полномочного представителя Президента Российской Федерации в СЗФО М.Н.Белогубова. «Убежден, что выступления, дискуссии и предложения, подготовленные в ходе ваших встреч в Париже, укрепят установившиеся личные, общественные, научные связи между казаками России и потомками казаков, проживающими за рубежом. Уважая и поддерживая друг друга, мы сохраняем и развиваем уникальное социокультурное явление – казачество, веками верой и правдой служившее Отечеству и вере Православной», – сказано в обращении А.Д.Беглова.

С архиерейским словом к делегатам обратился епископ Корсунский Нестор, управляющий приходами, монастырями и общинами Русской Православной Церкви Московского Патриархата во Франции, Испании, Португалии и Швейцарии.

Перед участниками конференции выступила постоянный секретарь Французской Академии Элен Каррер Д’ Анкосс. Госпожа Элен Каррер Д’ Анкосс, в частности, сказала: «Тема конференции по-настоящему намного шире заявленной, потому что казачество – это великая судьба, большая часть тяжелой истории России, и революция 1917 года не единственный трагический момент российской истории. Казачество – уникальное явление еще и потому, что казаки были по определению свободными людьми. Казачество уже тогда стало символом свободного будущего, которое русский народ так драматически искал в начале XX века».

Первый заместитель войскового атамана войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» М.А.Беспалов в своем сообщении рассказал о развитии казачьего образования в регионах компактного проживания казаков Всевеликого войска Донского. Большую поддержку казачатам, педагогам и воспитателям в образовательных организациях с казачьим компонентом оказывают представители органов государственной власти в субъектах РФ и на федеральном уровне.

Перед участниками научно-практической конференции выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Его Высокопреосвященство, в частности, отметил: «Многие считают, что трагедия казачества началась с директивы от 24 января 1919 года. Конечно, нельзя читать этот документ без содрогания: «…признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления… Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью… Конфисковать хлеб…. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие…» и т.п. Нельзя без содрогания читать сводки о том, как артиллерийским огнем стирались с лица земли станица за станицей в разных уголках казачьих земель. Но гибель казачества началась раньше.

Яркий пример этой духовной гибели мы видим в воспоминаниях генерала Деникина. Когда большевики уже подписали смертный приговор казакам, степная вольница и не думала становиться на путь покаяния и исправления. Как и в страшные годы Смутного времени, многие казаки безответственно грабили свой же народ, не понимая, что именно в данный момент решается их судьба, судьба их семей, судьба их станиц и всего казачьего рода: в феврале 1919 г. «на попутных станциях останавливались перегруженные эшелоны [с кубанскими казачьими войсками] и занимались отправкой в свои станицы «заводных лошадок и всякого барахла»… За гранью, где кончается «военная добыча» и «реквизиция», – продолжал Деникин, – открывается мрачная бездна морального падения: насилия и грабежа. Они пронеслись по Северному Кавказу, по всему югу, по всему российскому театру Гражданской войны, творимые красными, белыми, зелеными, наполняя новыми слезами и кровью чашу страданий народа, путая в его сознании все «цвета» военно-политического спектра и не раз стирая черты, отделяющие образ спасителя от врага… И жалки оправдания, что там, у красных, было несравненно хуже».

Как справедливо заметил Святейший Патриарх Кирилл, в последующие десятилетия «казачество было практически уничтожено». Я бы добавил, что такое казачество Господь не мог сохранить. Оно само убивало себя, как за год до того себя застрелил казачий генерал Каледин. Оно ступило на порог гибели, как и вся Россия, от чего тщетно предостерегал святой Кронштадтский пастырь и другие угодники Божии. Да, жертвенная любовь святых Новомучеников и исповедников Церкви Русской, вера и верность сохранивших свою честь казаков позволили совершиться Божию чуду, о котором говорил Святейший Патриарх – спустя десятилетия вместе с Церковью возродилось и казачество».

Директор РГАСПИ А.К.Сорокин в докладе «Революционные события 1917года и судьбы русского казачества: актуальный архив» разъяснял причины трагедии расказачивания: «Большевистское правительство, разумеется, не могло выпустить из-под контроля крупнейшие хлебопроизводящие районы, каковыми являлись казачьи территории. К тому же, под контролем Донского правительства находились угледобывающие территории Донбасса, борьба за который станет одной из основных задач большевиков.

Политика поощрения социальных низов привела к тому, что и на казачьих территориях стали возникать советские органы власти. Самой известной стала недолго просуществовавшая Донская советская республика во главе с Ф.Г. Подтелковым, провозглашенная в начале 1918 г.

Разгоравшаяся с каждым днем Гражданская война, оперативное подчинение Донской армии П.Н. Краснова А.И. Деникину в январе 1919 г. привели большевиков к принятию печально знаменитой директивы. 24 января 1919 г. Оргбюро ЦК РКП(б) выпустит циркулярное письмо об отношении к казакам. Вслед за ним 7 февраля появится Инструкция, которая предписывала военно-полевым трибуналам посредством опроса иногородних обнаруживать и немедленно расстреливать всех без исключения казаков, занимавших служебные должности по выборам или по назначению, офицеров красновской армии, агентов самодержавия, всех без исключения богатых казаков. Имущество расстрелянных подлежало конфискации».

Сорокин подчеркнул: «Цена социального выбора, сделанного столетие назад, и достижений советского периода оказалась очень высокой. В этом смысле представляется символичным совпадение со столетием революции другой памятной даты – 80-летия т.н. «большого террора», в ходе которого в результате внесудебных расправ сотни тысяч советских граждан были расстреляны или подвергнуты иным формам политических репрессий. И если бы не сооружение в центре Москвы общенационального мемориала «Стена скорби» и участие в церемонии открытия президента России, этот ранящий национальное сознание юбилей так и остался бы незамеченным».

В своем выступлении походный атаман Волжского войскового казачьего общества – есаул К. А. Давитьян отметил: «Одним из приоритетных направлений в деятельности Волжских казаков всегда была и остается работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи. На Совете Атаманов Волжского Казачьего войска был разработан и утвержден план Первого кадетского праздника – День Волжского кадете-казака».  После выступления Константина Александровича им был предложен к просмотру видео ролик о Самарском казачьем кадетском корпусе.

Состоялись выступления директора ИРИ РАН, д.и.н. Ю.А.Петрова; директора Государственного исторического музея А.К.Левыкина; председателя Объединения памяти Лейб-Гвардии Казачьего Его Величества полка В.Н.Грекова; князя, д.и.н., профессора Южного федерального университета А.И.Агафонова, ведущего сотрудника РГАСПИ Д.И.Рублева. Большой интерес вызвали доклады И.А.Ревина, директора Института дополнительного образования Южно-Российского государственного политехнического университета имени М.И.Платова, а также руководителя лаборатории казачества Южного научного центра РАН А.В.Венкова.

Атаман «Всеказачьего Союза Чешских земель и Словакии» М.А.Дзюба напомнил собравшимся о том, что в 2016 году в Сенате Чешской республики дочь казака Виктора Васильевича Карпушкина передала митрополиту Кириллу старинный элемент казачьей одежды – башлык своего отца, который сопровождал русского воина во Владикавказе, Крыму, Болгарии, Чехословакии. Сейчас башлык по воле Божией и по трудам хранится в казачьем музее Пятигорска.  «Это настоящая реликвия, которая вернулась на Родину. Разрешите мне от имени казаков Чешского союза и терской казачки Карпушкиной передать икону, которую в 1945 году, уже будучи за границей в лагере беженцев, казак Виктор Карпушкин сделал своими силами, с помощью карманного ножа и краски со стен комнаты, в которой он проживал. Прошу Вашего благословения, дорогой владыка, частицу нашего зарубежного бытия передать в станицу Червленая Чеченской республики, где строится храм». Митрополит Кирилл с благодарностью взял казачью реликвию.

В заключение пленарного заседания митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл поблагодарил всех соработников-устроителей Ш Международной научно-практической конференции «Революционные события в России и судьбы казачества» за труды по объединению казаков России и зарубежья вокруг Русской Православной Церкви – посольство Российской Федерации во Франции, ученых, духовенство Корсунской епархии, духовников, окормляющих казачество в России, педагогические коллективы образовательных казачьих организаций, атаманов и казаков из разных стран. «Это главная наша забота – поверх государственных границ и политических разногласий укреплять Русский мир, поддерживать всех, кому дороги его культурно-цивилизационные корни, кто духовно связан с Родиной, всем сердцем принадлежит Матери-Церкви. Вторая наша задача – максимально ответственно воспринимать современные исторические процессы, уметь видеть позитивные явления в проблемном мире, помогать обществу избавляться от недостатков. Мы обязаны помнить, что любые социальные потрясения под революционными лозунгами несут трагедии, разрушение и смерть. Русский XX век это красноречиво доказал, сбросив наш народ с пути духовного совершенства. Отрадно, что участников конференции связывают единые подходы к сохранению исторической памяти русского народа.  После гибели миллионов сограждан и национального духовно-нравственного ослабления на протяжении десятков лет, сегодня мы наблюдаем новое возрождение России, невероятный расцвет Русской Православной Церкви. Дьявольская задумка не была реализована, потому что невозможно заглушить в страдающих душах голос совести, зов веры, и Бог победил!», – подытожил глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Кирилл.

Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством

Поделиться:
Неделя 22-я по Пятидесятнице.
24 ноября 2024
Вмч. Мины (икона). Мч. Виктора (икона) и мц. Стефаниды (икона). Мч. Викентия (икона). Прп. Феодора (икона) Студита, исп. Блж. Максима (икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.
Наверх