В Новосибирске состоялось заседание окружной комиссии в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества

26.12.2013 00:00

199fe37c18ce85f13453c0cba47c8548_L24.12.2013 / Сегодня в Новосибирске по поручению полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Виктора Толоконского состоялось заседание окружной комиссии в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества.
Заседание прошло в режиме видеоконференции, в нем приняли участие главные федеральные инспекторы, руководители рабочих групп по делам казачества в регионах Сибири, руководители общественных казачьих организаций, войсковые священники и атаманы войсковых казачьих обществ Сибирского федерального округа.

В ходе заседания
Главным вопросом повестки стал ход реализации в субъектах СФО Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года. Также обсуждались меры по организационному укреплению казачьих обществ, включению их в государственный реестр и планы на будущий год.
19 декабря 2013 года в ходе ежегодной пресс-конференции глава государства отметил большой вклад казачьих организаций в военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание общества. В рамках просветительской работы на заседании было решено поддержать и обеспечить участие регионов округа в совместном с Русской Православной Церковью проекте «Казачьи рубежи России». Мероприятие посвящено празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Кроме того, члены комиссии поддержали инициативу по привлечению представителей казачества к комплексной охране, защите, воспроизводству лесов, пресечению нарушений лесного законодательства.
В режиме видеоконференции принял участие с докладом, войсковой священник Енисейского казачьего войска, митрофорный протоиерей Олимпий Богинский.
Полномочному представителю Президента

Российской Федерации в Сибирском

федеральном округе В.А. Толоконскому

НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА СВ.БЛАГ..КН. АЛЕКСАНДРА

НЕВСКОГО г. КРАСНОЯРСКА

РУКОВОДИТЕЛЯ ОТДЕЛА ПРИ КРАСНОЯРСКОЙ

МИТРОПОЛИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

С ЕНИСЕЙСКИМ КАЗАЧЕСТВОМ

БЛАГОЧИННОГО КАЗАЧЬИХ ФОРМИРОВАНИЙ

И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

ВОЙСКОВОГО СВЯЩЕННИКА ЕКВ И ЕЕКВ

МИТРОФОРНОГО ПРОТОИЕРЕЯ

ОЛИМПИЯ БОГИНСКОГО

Д О К Л А Д

Опыт духовно-просветительской и организационной работы в Енисейском войсковом казачьем обществе.

Енисейское реестровое войсковое казачье общество составляет численность 7032 казака. Оно включает:
Красноярское отдельское, Канское отдельское, Саянское окружное, Верхне-Енисейское окружное, Енисейское отдельское, Минусинское отдельское, Норильское городское.
Несмотря на относительно небольшую численность, это, пожалуй, Енисейское войско охватывает самые большие территории. Казачье общество курируется пятью епархиями: Красноярской, Енисейско- Норильской, Канской, Абаканской и Тывинской.
В Красноярской митрополии, которая состоит из Красноярской, Енисейской и Канской епархии 33 священнослужителя, имеющие указы от епархиальных архиереев на духовное окормление казачества.
Абаканская и Тывинская епархии не входят в состав Красноярской митрополии. Все епархии сами по себе самостоятельны, что, наряду с территориальными просторами, также осложняет окормление, заставляя много усилий уделять координации работы с епархиями. Видя много проблем в координационной деятельности, мы прежде всего добились от каждого священнослужителя, завести электронную почту , теперь все сообщения, приходящие из Синодального казачьего комитета, мною обрабатываются и мгновенно рассылаются по казачьим духовникам. Также мудрым решениям Архиереев перечисленных епархий, были утверждены свои руководители казачьих отделов при епархиях. Кроме того, в Красноярской епархии мы еще утвердили руководителей казачьих отделов по благочиниям. Ещё одно организационное решение, по просьбе атамана общественных казаков казачьего полковника Кривоногова Вячеслава Анатольевича был рассмотрен и согласован вопрос с Митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном о выделении мне заместителя по общественному войску с функциями походного священника. Это значительно облегчило работу, принимая во внимание то, что я являюсь войсковым священником не только реестровых, но и общественных казаков.
С казачьим полковником атаманом Енисейского казачьего войска Глотовым Сергеем Федоровичем был заключен договор

« ПРИМЕРНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ОТДЕЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА И ПРИХОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОКОРМЛЕНИЯ И ВОЦЕРКОВЛЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА».

Ряд священников тоже заключили такие договора со своими атаманами по епархиям.
Более того с благословения Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона мы организовали сайт «Духовное окормление Енисейского казачества». http://eniseyskoekazachestvo.ru. Его концепция – чисто духовная составляющая, без политики. Материалы присылаются на него со всей Красноярской митрополии о взаимодействии и проведении совместных мероприятий с духовниками и казаками, также публикуются исторические материалы по казачеству и ведется духовная просветительская работа. И уже можно говорить о том ,что сайт не только популярен в России, но и во всем мире, о чём свидетельствует информационная карта просмотров. Так, с момента выпуска сайта с 24 мая 2012 года по 12 декабря 2013 года, то есть за полтора года было 54 с половиной тысяч просмотров, из которых половина просмотров из за рубежа. Естественно приходиться много работать в телефонном режиме. И результаты на лицо. Идет активное взаимодействие с пресс-службой Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, регулярное и своевременное направление в комитет информации и фотоматериалов, иллюстрирующую нашу скромную деятельность.
Обобщая отчёты духовенства, которое курирует казачество, отмечу следующие наиболее значимые тенденции.
Особо хочу отметить работу и поставить в пример по духовному окормлению казачества скромного священника, руководителя отдела по Канской епархии иерея Владимира Пермякова, и его своевременные отчеты.
В Саянском казачьем округе действует строительная служба. Атаманы и казаки принимают активное участие в строительстве храма Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Абазе, в реконструкции храма-часовни Димитрия Ростовского в заречной части г. Абаза, в строительстве церкви. “Спорительница хлебов” иконы Божией Матери в селе Арбаты. Так же атаман и казаки Кальского станичного казачьего общества принимают активное участие в строительстве Кальского храма.

Активно взаимодействует с местным духовенством Саянское окружное казачье общество при организации кадетских сборов, крестных ходов и разных других программ.

Также хорошо работают Атаманы с церковью и молодежью, судя по отчетам священнослужителей, в Красноярском, Канском, Минусинском, Верхне – Енисейском, Енисейском и Норильском казачьих округах. Совместных мероприятий проведено очень много, более детальная информация о них представлена на сайте, хотя многое и не опубликовано из-за скромности или не доработки атаманов и священников.

В общем, могу отметить, что в Енисейском казачьем обществе отмечается слаженная работа во взаимодействии Атаманов с духовенством. Представители казачества принимают активное участие в строительстве церквей, реконструкции храмов, облагораживании храмовой территории. Обеспечивают охрану и порядок во время торжественных богослужений и мероприятий.

Из наиболее значимых событий отмечу следующие.

5 декабря 2013г. 9 священнослужителей из Красноярской Митрополии присутствовали на Первом большом съезде казачьих духовников в Москве в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, который открыл и благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ.
В ходе Съезда предполагался обмен практическим опытом работы и выработка стратегии в сфере духовно-нравственного развития казачества, а также решение основных проблем, связанных с духовным окормлением и воцерковлением казачества.

Святейший патриарх правильно говорил в отношении казаков: «Что бы быть православным казаком значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем.
Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Таких казаков в старое время высекли бы плетью. Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет. Сегодня принадлежность к Православной Церкви — это свободный выбор, так же как свободным выбором является и принадлежность к казачеству.
Принадлежность к Церкви способствует возрастанию человека в самодисциплине. Что каждый должен задать себе вопрос: если в малом не смогу быть верен, смогу ли быть верен в большом (см. Мф. 25:21)? Хватит ли силенок? И чаще всего ответ такой: не хватит. Если в малом не можешь быть верен, не сможешь быть верен и в большом».
Также отмечу значимые для понимания мной своей духовно-просветительской миссии высказывания Митрополита Ставропольского и Невинномыского КИРИЛЛА, председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Он в своем докладе, в частности, сказал: « Что особенно я бы хотел сказать о роли и значении казачьего духовенства. Вы, дорогие отцы, те, кто работает плечом к плечу с казаками, должны помнить слова Патриарха и осуществлять эти слова, как некий обет. Иначе ничего не получится. Это ваша задача. Вы так должны работать, так должны воспитывать казаков, а не просто играть внешнюю, этнографическую роль: вот, мол, не может быть казачьего круга без батюшки. Пришел батюшка, молитву прочитал, а потом сидит и не участвует ни в чем. Нас это не устраивает. Если вы берете на себя ответственность быть духовниками в казачьих обществах, в реестровых частях, вы должны принимать самое активное участие в казачьей жизни. Вы ответственны за реальное воцерковление казаков, формирование их казачьего самосознания. Поэтому, подчеркивая особую роль духовной, пастырской работы с казаками, я бы хотел призвать вас к трудам во благо Отечества нашего и Церкви нашей, к трудам, которые вы совершали бы с подвижнической силой, самоотверженно, не щадя живота своего. Пусть благословение Божие пребывает над всеми вами, мои дорогие.
Неким ориентиром тому, каким должно быть казаку, и как в современном мире позиционируется его служение, могут быть так называемые «5 заповедей казака», которые призваны помочь раскрыть сущность казачества.
1. Каждый казак и члены его семьи призваны посещать Божий Храм, как правило, по воскресеньям и праздничным дням;
2. В казачьей среде необходимо реализовать важный принцип семейного благоустройства, который выражается формулой – «каждый казак призван жить в венчанном браке»;
3. Каждый ребенок в казачьей семье должен быть крещеным;
4. Казак обязан регулярно участвовать в Таинстве исповеди и Таинстве Святого Причастия;
5. В каждом образовательном учреждении казачьего поселения (школа, дошкольное образовательное учреждение) в обязательном порядке необходимо организовать изучение курсов по «Истории казачества» и «Основам Православной веры».»
К сказанному в связи с решением тех проблем, с которыми непосредственно пришлось столкнуться, от себя хочу добавить следующее.
Естественно батюшки изо всех сил стараются и по возможности принимают активное участие в духовном окормлении казачества. Все священники имеют основное послушание – это служение Богу. Занимаются приходами, стройками, содержат семьи и имеют дополнительное послушание по окормлению казачества, на которое уходит очень много времени и средств. И ещё находят время для преподавания в казачьих школах помимо своих воскресных школ.
Мы же войсковые священники реестровых казачьих войск ещё участвуем в государственных мероприятиях в рамках Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, встречах в Синодальном комитете, участвуем в профильных комиссиях и различных мероприятиях. Только в Москву нам приходиться летать почти каждые 2 месяца, а когда и чаще.

С учётом специфики стоящих задач, отмечу те факторы, которые осложняют их решение. Казачество ещё во многом разобщено. Крещены практически все, но многие не венчаны, в храмах посещаемость богослужений очень низкая, на что жалуются многие священнослужители. И казаков можно понять, они жили в атеистическое время, нельзя им приказать или силой заставить. Нам приходиться идти на многие компромиссы, соблюдая равновесие. Лично в нашем войске сложились прекрасные деловые отношения со всеми атаманами и всем казачеством. Казаки к священникам относятся с уважением . Идет долгий, но уверенный путь воцерковления. Казаки нас поддерживают, заботятся, правда , чаще общаемся в основном, когда проходят очередные круги, затрагивая духовные темы и обсуждая возникающие проблемы. По возможности проводим совместные мероприятия. Например, в храме в Александра Невского г. Красноярска, где я являюсь настоятелем, казаки выразили пожелание, чтобы храм назывался войсковым казачьим. Ими были подарены храму 2 большие войсковые иконы, подсвечник, у них есть свой казачий уголок. Охрана храма тоже состоит из казаков. Посещаемость казаков богослужений пока слабая, но уверенно растет. При этом мы бесплатно крестим, венчаем и отпеваем наших казаков. А они уважают справедливость и правду. Храм еще строиться и у настоятеля войскового священника еще пока даже нет кабинета для нормальной работы и общения, не говоря о том, что надо бы иметь и содержать полноценный казачий отдел по работе с казачеством, бухгалтерию и транспорт с водителем для длительных поездок и поддержания казачьего сайта не из бюджета прихода. А если бы у нас была материальная поддержка от государства на всевозможные поездки, проведение всевозможных мероприятий, совместных благотворительных акций, это во многом и облегчило нам выполнение возложенных на нас задач. И кардинально бы поменялась совместная работа. Почему бы не подумать о выделении под отчет, на такие благородные и необходимые цели, материальные средства войсковым священникам, священники вынуждены за свой счет, за счет слабых приходов изыскивать средства и осуществлять различные поездки. И порой что спрашивать со священников, когда просто нет средств и материальной возможности для полноценных выездов, для деятельности и действий. А батюшки делают то, что могут.
Мы могли бы подобрать себе помощников, арендовать для мероприятий помещения, нанять и обучить учителей для преподавания в казачьих школах. Издавать журналы, газеты, развивать казачьи сайты, проводить благотворительные акции и совместные мероприятия. А так у нас только одни разговоры, потому что бесплатно, не многие могут работать, а если материально поощрять, значит можно и требовать качество. Мы не просим много, а то, что просим, имеет под собой конкретную почву. Мы высказали общее пожелания и их надо решать, если хотим достичь соответствующих результатов. И все священнослужители, особенно войсковые священники поддерживают мое мнение.
Так же желательно ввести войсковых священников в рабочие комиссии при администрации в крае по делам казачества, тогда на месте можно было бы решать многие вопросы и проблемы.

Духовники не вмешиваются в дела казаков, не стараются пользоваться своим положением и командовать, их приоритетная задача – это воцерковление. Нам всем не легко, но с Божией помощью у нас все получается. Так же мы надеемся на понимание и материальную поддержку от властных структур, для выполнения возложенных государством и церковью на нас задач по духовному окормлению казачества. И слава Богу, что мы казаки.

16.12.2013.

Справка:
Стратегия развития казачества была принята в 2012 году. Документ определяет основные направления развития казачьего движения и взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления.

Духовное окормление Енисейского казачества
Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
22 ноября 2024
Мчч. Онисифора (икона) и Порфирия (икона). Прп. Матроны. Прп. Феоктисты. Мч. Александра Солунского. Мч. Антония. Прп. Иоанна (икона) Колова. Прпп. Евстолии и Сосипатры. Прп. Онисифора Печерского. Свт. Нектария (икона) Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца. Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия. Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (икона).
Наверх