«Изначально джигитовка – ведение боя верхом на лошади. Казак на полном скаку уворачивался от клинков и пуль, мог, не сбавляя хода подобрать с земли оружие или раненого товарища. Джигитовка сегодня – особый вид акробатического искусства. Искусства зрелищного и опасного. Требующего полного взаимопонимания между скакуном и наездником», – рассказывает корреспондент Максим Щербаков.
На чистокровном ахалтекинце настоящий джигит. Андрей Чепурной единственный в Астраханской области мастер джигитовки. На ходу сесть на коня задом наперёд, скинуть шапку и вернуться в исходное положение? Для Андрея – разминка. Один из самых сложных трюков – “открывание бутылки”. Сложно поверить, что в джигитовке Андрей самоучка.
«На YouTube изучал азы. Находил название трюков, как правильно их делать, выполнять. И уже сам дорабатывал их», – говорит джигит Андрей Чапурной.
На Чемпионате России астраханский казак вошёл в десятку лучших. А на турнире в Волгограде стал первым во владении оружием на скаку. В свои 24 года Андрей единственный в регионе тренер по джигитовке. Правда, ученик пока один.
«Самое сложное – поладить с конём, найти с ним общий язык», – объясняет ученик джигита Денис Рахматулин.
Трюки на лошадях – вершина верхового искусства. В конном клубе, где тренируются астраханские джигиты, азы обращения с лошадьми может постичь кто угодно. Но перед выходом на площадку обязательная подготовка. Моральная для наездников – гигиеническая для скакунов.
«Важно, чтобы, когда надеваем на лошадь седло, ей ничего не натирало. Соответственно опилки могут натирать. Получится дискомфорт и ездить будет просто невозможно», – рассказывает Влада Овсянникова.
Ещё до революции казаки говорили: привыкать к коню нужно с младенчества. По старым меркам восьмилетний Максим немного опоздал. Но по сегодняшним временам он – опытный наездник. Верхом уже два года.
«Мне, когда я сюда приехал, стало интересно заниматься с лошадьми. Захотелось трюки исполнять и так далее», – говорит Максим Загаров.
Как признаётся Андрей, ажиотажа вокруг Джигитовки в Астрахани нет. Очередь из желающих постичь верховое искусство не выстраивается. А может это и правильно? Ведь, чтобы возрождать старинную казачью традицию – ей нужно жить. И случайных людей, здесь, пожалуй, быть не должно.