Традиции казачества в Украине будут восстанавливаться «снизу»

18.09.2012 23:40

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл рассказал о своей недавней поездке к казакам Украины.

– Ваше Высокопреосвященство, каковы впечатления от Вашего первого в сане митрополита визита на украинскую землю?

– Прежде всего стоит вспомнить, что казачество в Украине имеет такую же славную историю, как и в России. Почти 500 лет оно служило нашему Отечеству. Но, увы, в этой летописи были и свои печальные истории – когда казаки выступали против Российской империи на стороне поляков и турок.  Поэтому императрица Екатерина Вторая и последующие самодержцы, по сути, упразднили казачество на Украине. Такое развитие событий  стало причиной того, что в Украине казачьи традиции прервались задолго до 1917 года.  Почти на 200 лет  ушло  самоуправление – важнейшая часть организации казачьих поселений, пример настоящей демократии, когда только круг выбирает атамана, и только  круг спрашивает за все его действия.  У нас же только при советской власти казачество пытались стереть с лица земли. Поэтому разрыв традиций произошёл не более, чем на  80 лет.

Долгий  перерыв повлиял на специфику казачества в Украине. Здесь подавляющее количество людей – казаки по духу, а не по роду. Они искренне хотят  возрождать традиции и делают это. С другой стороны появились  псевдоказаки, которые надели форму для показухи, бравады или ради того, чтобы заработать деньги.  Это не красит казачество Украины. Например, в России звание казачьего генерала может присваивать только глава государства. А в Украине на собрание одного казачьего отделения может собираться по 25 «генералов»! Такая ситуация, конечно, неприемлема.

– Проводится ли сегодня в Украине внятная государственная политика в отношении казачества?

– Увы, этого нет. Нет законов  о казачестве, других документов, которые учитывали бы специфику казачьих войск, каждое из которых  в Украине является общественной организацией. Единственное что создано – Координационный совет при Правительстве Украине, который возглавляет министр обороны. А глава  Синодального отдела Украинской Православной Церкви по вопросам пастырского окормления казачества Украины и духовно-физического воспитания молодёжи, епископ Ямпольский Иосиф является его заместителем. Атаман Алексей Селиванов, представляющий организацию Верное Казачество, состоит в должности секретаря Совета. Это единственная структура, пожалуй, которая занимается вопросами организации казачества. Отмечу, что многое для разрешения проблем казачества делает Церковь: создан  Синодальном отдел, которому старается помогать аналогичный Синодальный Комитет Русской Православный Церкви, возглавляемый мною.

Главная же проблема – государство на Украине не посылает никакого сигнала казакам.

– В чём может заключаться такой сигнал?

– В том,, чтобы загрузить казаков работой, направить их деятельность на служение Отечеству и Православной вере. Они созрели для этого – это ещё раз подтвердили наши украинские встречи. Очень надеюсь, что такой посыл всё-таки будет дан государством. И в этой связи может пригодиться опыт России. Например, в нас создан официальный реестр казачьих войск, и все реестровые казаки по закону являются госслужащими. Конечно, далеко не все из них  получают зарплату от  государства, но сам статус свидетельствует о неравнодушном отношении властей к казачеству. А в Украине государство ограничивается лишь участием в координации некоторых действий казачьих организаций – не более.

– Казаки Украины хотят дружить с Россией?

– Безусловно. На встречах в Украине я увидел искреннее желание дружить с Россией, вместе защищать Православную веру. Не секрет, что в 90-е годы в Украине происходили захваты православных храмов униатами, и казаки отстаивали их буквально с оружием в руках. Они мужественно принимали на себя удары недругов, а некоторые из казаков и священников в этой борьбе погибли… Это  незаметные для многих, но от этого не менее ценные подвиги нашего времени.

Замечу, что, на мой взгляд, традиции казачества в Украине будут восстанавливаться не «сверху», а «снизу» – через простых казаков, которые искренне заинтересованы в этом возрождении. В этой связи мне запомнилось посещение Новограда-Волынского. Там нас встречали казаки, которые не имеют высоких погон, но зато занимаются конкретными делами. С радостью ознакомился с представленным ими проектом храма святого праведного Иоанна Русского – на его строительство они просили благословение.  Также в Новограде-Волынском работает филиал Всемирного русского народного собора. Общение с этими людьми, которые, не имея больших средств, твёрдо и уверено идут путём реальных дел, на меня произвело очень благоприятное впечатление.

– Какие ещё встречи произвели на Вас впечатление?

– Запомнилось общение с казаками в Святогорской Лавре, что в Донецкой области. Этот знаменитый монастырь сегодня возрождён в своём былом величии. Охрану его  осуществляет казачий полк из 70 человек. Зарплату им платит сам монастырь. Крайне важно, что почти все они исповедаются, причащаются, приводят в храм своих жён и детей – об этом  мне рассказал владыка Арсений, наместник Святогорского монастыря.  Это   хороший пример сотрудничества Церкви и казачества. В том числе – и  для российских священнослужителей.  Кстати, подобное взаимодействие сегодня мы практикуем в Ставпропольской епархии –  30 казаков у нас находятся на зарплате в качестве охраны. Все они воцерковлены, регулярно участвуют в церковных Таинствах.

Когда общались с руководством казачьего штаба в Святогорском монастыре, я заметил лавку с плетью. Поинтересовался, когда последний раз наказывали казака нагайкой – оказалось, всего две недели назад. Традиции здесь соблюдаются, и это говорит о неравнодушии казаков к своему труду.

– Как прошла  встреча с атаманами, на которую они съехались со всей Украины?

– Действительно, в Киев ради этого собралось порядка 30 атаманов из разных регионов страны. Общение получилось очень живое. Я уже говорил, что в Украине до сих пор где-то сильны «филаретовцы», где-то – униаты. Из-за этого храмы православные приходится отстаивать ценой собственного здоровья и даже жизни. Поэтому разговор состоялся серьёзный. Выяснилось, что многие атаманы завидуют положению казаков в России, где казачеству государство уделяет внимание. Мне же удалось донести атаманов, что казакам, прежде всего, нужно воспитывать в традициях Православия и казачества своих детей.  Если это не сделаем – можем потерять всё, что сумели восстановить.

Не менее замечательной получилась встреча со священниками, окормляющих казачество.  На ней мы делились друг с другом опытом взаимодействия с казаками, а  отдельной темой вновь стала защита православных храмов от раскольников.

– Также Вам удалось побывать на легендарном острове Хортица – одной из колыбелей казачества. Что запомнилось особо?

– То, как все 150 казаков, несмотря на жару под 40 градусов, вышли в сапогах, в папахах – по полной парадной форме!  Чувствовалась в этих людях сила вольного духа, которым всегда славились запорожцы, читалось  искреннее желание служить Отечеству и вере Православной.  Видно было, что эти люди – от земли, трудятся не покладая рук.Эта встреча, которая  завершала мою поездку по Украине, стала для меня значительным событием, оставила сильное впечатление.

– К сожалению, казачество в Украине разделено сегодня по идеологическому принципу. Есть так называемые «казаки» – униаты, есть «казаки» – «филаретовцы»… 

– Это большая проблема. В России тоже есть   небольшая часть «казаков» – язычников, но подавляющее большинство нашего славного казачества соотносят  себя с Православием. В Украине  баланс сил не так очевиден. В этой связи особенно возрастает роль пастырского слова священника и роль самой Православной Церкви – ведь именно Её частью казачество ощущало себя всегда. Потому надеюсь, что казаки будут это осознавать и сегодня, и завтра.

– Собираетесь ли Вы и дальше приезжать в Украину?

– В моих планах  – регулярно посещать наших соседей. Также намечены поездки в ряд других стран, где живут многие представители русского казачества  – это Казахстан, Киргизия, Франция, Болгария и др.

Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством
Поделиться:
Седмица 27-я по Пятидесятнице.
23 декабря 2024
Мчч. Мины (икона), Ермогена и Евграфа. Свт. Иоасафа (икона), еп. Белгородского. Мч. Гемелла Пафлагонянина. Прп. Фомы. Блж. Иоанна и родителей его блжж. Стефана и Ангелины (икона), Бранковичей, правителей Сербских. Сщмчч. Иакова и Александра пресвитеров, сщмч. Евграфа пресвитера и сына его мч. Михаила. Сщмчч. Анатолия, Александра, Евгения, Константина, Николая пресвитеров, и с ними мчч. Петра, Евсевия, Михаила, Дорофея, Лаврентия, Григория и мцц. Александры и Татианы. Сщмч. Михаила пресвитера. Прмч. Сергия. Сщмч. Николая и Алексия пресвитеров. Свв. Анны и Татианы испп. Св. Феклы исп. Прп. Анны исп.
Наверх