Томск – земля казачья

22.02.2017 14:33

Фото: MK.RU

На юге современной Томской области в 1681 году основали свои заимки конные казаки Афанасий и Степан Кожевниковы с Иваном Березовским.

Заимке Кожевниковых с постройкой в ней церкви, освященной во имя святого великомученика Георгия Победоносца, суждено стать самым старинным казачьим селом, а в наше время – центром южного административного района Томской области. Иван Березовский поселился севернее заимки Кожевникова, купив землю у темерчинского князя Илимена. На месте его земель выросла деревня Большое Евтошино. В 1683 году деревню Канаево основал конный казак Илья Канаев.Казак Петр Сафронов основал деревню Сафроновку в тех же местах – между поселками Кожевниково и Мельниково, пеший казак Михаил Усков – деревню Усково, конный казак Сенька Астраханцев – деревню Астраханцево. Все эти поселения существуют до настоящего времени, и их легко найти на карте.

Уртамский острог поставлен в июне 1684 года казачьим отрядом томского сына боярского Юрия Соболевского на пригорке между впадением реки Уртам в Обь, ныне – с. Уртам Кожевниковского района Томской области. Этот острог стал не только опорным военным пунктом, но и крупным земледельческим центром. Разрабатывался проект исторического восстановления острога, но возникли проблемы с определением точного места его расположения, поскольку за несколько веков своего существования он несколько раз переносился его жителями.

Деревню Пичугино основал выходец из деревни Десятово казак Пичугин, потомки которого известные ученые и писатели проживают в городе Томске, деревню Чилинскую – пушкари Федор Чернов и Григорий Жуков. Деревню Сафроново, расположенную недалеко от Томска и бывшую ранее заимкой, основал в XVII веке казак Вениамин Сафронов. Интересен тот факт, что до настоящего время в ней проживают жители с фамилией Сафроновы.

Из архивных источников Томска известно, что сыновья знаменитого сибирского первопроходца основали д. Копылово, которая находится в Томском районе в 22 километров от Томска на реке Киргизке. Сам же атаман получил чин сына боярского. Дмитрий Епифанович Копылов — атаман, предводитель отряда из 50 казаков, отправился в 1636 году из Томска на восток на поиск новых земель и населения, не обложенного ясаком, идя по Енисею, Ангаре, Лене и их притокам на лодках, перетаскивая их по тайге и горам, открывая на пути богатые промысловые угодья. На реке Алдан казаками Копылова был основан Бутальский острог. Весной 1639 года томскими землепроходцами было основано первое русское поселение на побережье Тихого океана – в устье реки Ульи, впадающей в нынешнее Охотское море. С недавнего времени, летом каждого года жители села Копылова устраивают праздник в честь его основания и доброй памяти своего именитого земляка-казака Дмитрия Епифановича Копылова, вспоминая его немалые заслуги перед Отечеством.

К сожалению, к началу 90-х годов уже прошлого века, когда, как говориться в притче: «…и пришло время собирать камни», многие старинные казачьи поселения, пройдя через горнило революции, коллективизации, раскулачивания и укрупнения хозяйств, а население деревень насильно заставляли переезжать в райцентры, практически перестали существовать. Заросли дороги, пашни, разрушились или сгорели дома, церкви и все, что было связано проживанием здесь людей. Только при внимательном осмотре можно обнаружить на погосте холмики старых могил. Рядом с известным казачьим поселком Копылово 280 лет просуществовала деревня Кудрово, теперь ее нет даже на карте. Она располагалось в 15 верстах от Томска на правом берегу таежной речки Черной, притока Киргизки.

Из Дозорной книги Томского уезда за 1703 год «…Конный казак Корнила Иванов Кудров, у которого по сказке его дети: сын Тимофей 19 лет, Степан 18 лет, Иван 9 лет. А пашенная его заимка на речке Черной в межах с пешим казаком Потапом Шумаковым. Всего с распашными и заложными по десяти десятин в поле, а во-вторых, к тому же паскотный выпуск на 15 десятинах. А владеет он той своей пашенной заимкой по Челобитной с 1694 года. И на той своей заимке пашет он по две десятины, а во-вторых, к тому же сена косит по 50 копён. И с той своей пахоты платит он в казну Великого Государя сыпного хлеба. По книгам Степана та плата с него по четверти ржи и так же овса казённую четверопудную меру, А служит он Великого Государя конную казачью службу и берёт денежного жалованья по семь рублей с четвертью, хлеба по десяти четвертей с осьминой ржи и овса. А иных пашенных заимок и никаких угодий за ним нигде нет…»

Этот документ можно считать первым историческим напоминанием о деревне Кудрово, а 1694 год считать годом ее основания. Родоначальником деревни является конный казак Томского острога Корнила Иванович Кудров.

В дальнейшем фамилию Кудровых можно найти в некоторых других томских документах. Так, в списке Томских служилых людей за 1707 год числится Корнила Иванов сын Кудров, который умер и на его место поверстан его сын Тимофей Кудров. В списке фамилий прихожан Воскресенской казачьей церкви города Томска за 1742 год значится отставной казак Кудров.

И таких заброшенных поселений на территории Томской области предостаточно, десятки и сотни заброшенных деревень, со своей историей и неповторимой сибирской красотой. Эти богатейшие места ждут своего нового открытия, крепких рук, а также рачительного отношения к себе доброго хозяина. Возродить казачьи и не только казачьи поселения это трудная, но в перспективе выполнимая задача.

Уральский казак Матфей Зоркальцев в 1734 году основал недалеко от Томска по ныне существующие село Зоркальцево. В 1703 году казаком Алексеем Степановым сыном Круглика по особому распоряжению Томской воеводской канцелярии при впадении рек Умревы и Оби был отстроен Умревинский острог (в настоящее время территория Новосибирской области). В ходе изысканий острог восстановлен с исторической достоверностью и готов принять всех посетителей. Недалеко от острога располагается хутор Умревинский, где несколько семей казаков под началом атамана Евгения Ефремова, получив землю, уже несколько лет пытаются воссоздать казачьи хозяйства, засевая поля зерновыми культурами и выращивая скот.

Отчасти повинуясь государственной политике, отчасти следуя собственным экономическим интересам, сибирские казаки в XVI-XVII веках стали активно продвигаться в Верхнее Приобье, основав как было уже указано выше: Кузнецк, Колывань, Барнаул, Бийскую крепость – современный город Бийск. Посетив Алтай, особенно ознакомившись с пригородом города Бийска с удивлением встречаешь казачьи поселки с точно такими названиями, что стоят под Томском: Корнилово, Чилинское, Сафроново и другие. О чем это говорит? Прежде всего, о том что родовые казачьи корни у нас одни и те же. Закрепляясь на одной оборонительной линии, казаки перемещались и далее, не останавливаясь на одном рубеже продвигаясь на юго-восток. В последствии чего и были сформированы знаменитые Колываньская и Бикатуньская казачья линии – вплоть до Телецкого озера в Горном Алтае. Местное туземное население в основной массе лояльное к казакам и русской администрации сему не противилось, находя в этом взаимные выгоды.

Но так бывало далеко не всегда. И порой небольшие стычки перерастали в масштабные военные действия продолжавшиеся беспрерывно по нескольку лет, что требовало огромного напряжение сил и средств. Так мрасские татары, занимавшие территорию современного Новокузнецка и добровольно подчинившиеся в 1607 году Московскому царству, поддавшись уговорам колываньских калмыков и чулымских кыргизов, учинили бузу с целью захвата Томского остога и других поселений. Для усмирения восставших туземцев, из Томска на встречу был выслан отряд казаков и стрельцов в количестве 200 человек. Но увидев, что войско неприятеля составляет более 5 тысяч человек, сотник Иван Пущин засел за палисадники и в течение 10 суток выдерживал осаду. По окончании запасов продовольствия казаки решились на дерзкую вылазку в ходе которой порубили и рассеяли почти все неприятельское войско, захватив в полон многих знатных мурз и местных князей. Как пишет в своей книге “Подвиги и заслуги первых томских казаков”, изданной в Томске в 1904 году, Константин Николаевич Евтропов: “Буквально через каких-нибудь 35 лет от основания Томска вольные и беззаветно отважные казаки без географических карт и компаса, без вождей и полководцев подчинили русскому государству четверть огромного азиатского материка, завоевали громаднейшею страну от Ледовитого океана до границ Китая, а на востоке до берегов Камчатского и Охотского морей, завоевали единоличными силами и средствами своего юного города, без всякой материальной поддержки извне, из Москвы. Ничем Москва не помогала, ни деньгами, ни присылкою ратных людей и боевых огнестрельных зарядов. Да и не могла она помочь: страшные кровавые смуты грозили ей самой, если не гибелью, то утратою политической самостоятельности и независимости. Хотя избранием Михаила Феодоровича Романова на царство (1613 г.) и положен был конец Великой смуте, но, как после бури в море, волнения от всеобщей распущенности улеглись только к концу его царствования, т. е. ко времени основания Д. Копыловым и Ив. Москвитиным Удска. Историческая заслуга томских казаков, таким образом, пред отечеством громадная и беспримерная. Мы знаем похождения португальцев Аль-мейды и Абукера, удивляемся делам испанца Кортеса, приключениям авантюристов Писарро и Альмагро, но великие патриотические подвиги томских казаков Дмитрия Копылова и Ивана Москвитина нам неизвестны, потомством не оценены и не увековечены памятником, соответствующим величию их заслуг отечеству; самою наукою в истории русской земли не отмечены рельефными чертами, в учебниках не упоминаются, и потому мы их не знаем. Справедливо ли такое полное забвение нами истинно героических деяний и великих заслуг наших предков Д. Копылова и И.Москвитина? В Тобольске поставлен же памятник Ермаку, завоевавшему только западный клочок Западной Сибири. Ужели Копылов и Москвитин не стоят такого же в Томске? Слава г. Томска должна быть близка сердцу томских граждан, и, несомненно, увековечение памяти Копылова и Москвитина должно бы составлять наш неотложный долг и заботливую обязанность…

MK.RU
Тэги: # #
Поделиться:
Неделя 26-я по Пятидесятнице.
22 декабря 2024
Зачатие праведною Анною (икона) Пресвятой Богородицы. Пророчицы Анны (икона), матери прор. Самуила (икона). Свт. Софрония (икона), архиеп. Кипрского. Прп. Стефана Новосиятеля. Сщмч. Владимира пресвитера. Сщмч. Владимира пресвитера и мц. Евфросинии. Сщмчч. Василия и Александра пресвитеров. Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость" (икона).
Наверх