Тема Великой Отечественной войны в творчестве номинантов Патриаршей литературной премии

07.05.2017 19:55

Статья председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента посвящена теме Великой Отечественной войны в творчестве номинантов Патриаршей литературной премии 2017 года.

С этим не поспоришь: родную историю должен знать каждый человек. Изучать ее можно не только по учебникам, научной или научно-популярной литературе. Развить интерес к истории, сделать ее ближе и понятнее можно и нужно через чтение художественных произведений исторической тематики. В таких книгах давно минувшие события оживают в судьбах обычных людей, и прошлое страны находит отзвук в ее современных гражданах, скрепляя поколения народа.

Все дальше от нас годы Великой Отечественной войны, и все меньше среди нас ее очевидцев. Но мы, ныне живущие, — дети, внуки и правнуки ветеранов сражений и тружеников тыла — должны помнить о том, что пришлось испытать во время войны нашим предкам, постичь, что сделало не напрасной их жизнь и смерть. Будет нелишним еще раз сказать об этом в наступившие майские дни, поскольку в ближайшие два месяца мы будем вспоминать две неотъемлемые даты Великой Отечественной войны: ее начало и ее окончание — День Победы. В эти дни советую выбрать для чтения книги номинантов Патриаршей литературной премии, посвященные военному времени.

На мой взгляд, стоит обратить внимание на книгу Бориса Спорова «Дети войны». Она создана на основе воспоминаний знакомого автору священника — отца Сергия, которые дополнены детскими впечатлениями самого писателя и его ровесников, взрослевших в годы Великой Отечественной войны.

В судьбе всех переживших войну людей есть нечто общее: годы тревог, лишений, трудов — война «прошлась» по всем, не жалея детей. Но не весь опыт военных лет является универсальным, всеобщим. Всегда существуют некоторые различия — то, с чем столкнулся тот или иной человек, жители какой-либо местности. И нам, потомкам, в стремлении знать о войне как можно больше, чтобы углублять и обогащать нашу историческую память, всегда открывается новое, еще неведомое об известной, как кажется, странице родной истории в книгах воспоминаний о военных годах.

В частности, книга Бориса Спорова помогает читателям увидеть, что детский и подростковый опыт тех лет, будучи разным, непохожим, все же оставил о себе одинаково тяжелый и неизгладимый след. В то время, когда ребенка окружало много страшного, спасала только человечность. Когда голодный ребенок украл кусок хлеба и был пойман, он понял, что окружавшие его со всех сторон взрослые могут жестоко расправиться с ним. Но успел появиться милиционер. Он выслушал рассказ свидетелей о краже, строго кивнул, взял мальчика за руку и увел «в отделение». Отойдя подальше от места происшествия, он, понимая, что ребенок решился на кражу только из-за сильного голода, просто отпустил его домой.

Деликатная тема внутреннего обретения веры, первого соприкосновения с ней детской души в самых суровых реалиях военного времени присутствует на многих страницах книги Бориса Спорова. И этот пронзительно чистый детский опыт передан автором с большим мастерством.

Также полезно прочитать о том героическом времени произведения священника Ярослава Шипова. Среди них есть новеллы о Великой Отечественной войне. Например, рассказ «Овсяное печенье» повествует о пожилом архимандрите, который, пройдя всю войну, по-особому относился к тяжелейшей Сталинградской битве, всегда помнил об очередной ее годовщине. О самом себе, о том, как сам воевал, сколько пережил, священник-фронтовик по скромности рассказывать не любил. Зато рассказы других людей, особенно относящиеся к сражению за Сталинград, к жизни города после его освобождения и в первые послевоенные годы, выслушивал с интересом и благодарностью.

Не буду раскрывать детали, пусть читатели сами прочитают этот рассказ. Скажу только, что это по внешнему виду небольшое произведение содержит исторических сведений о годах войны не меньше, чем целая повесть. Увлекателен этот рассказ и своей многоплановостью: тема войны в нем отнюдь не единственная. И многие другие, затронутые в нем вопросы, сегодня не менее актуальны и полезны для размышления.

Так, одна из сквозных тем творчества протоиерея Ярослава Шипова — неслучайность всего. У него есть рассказ с таким названием, но сейчас речь не о нем. В своих произведениях священник Ярослав Шипов напоминает читателям, что не человек распоряжается всем в мире, а его Творец, что только своими силами, без помощи Божией, без соизволения Господа люди не способны достичь настоящего, а не мнимого успеха в чем-либо добром и полезном.

Рассказ писателя «Великая тайна войны» повествует о том, как Господь дал нашей армии важную победу в одном из сражений Отечественной войны 1941-1945 гг. Перемещения наших войск не были специально подготовлены командованием, их никто не планировал, Господь свел воинские соединения именно таким образом и позволил войску, сражающемуся против захватчиков, одержать победу. Вместе с тем протоиерей Ярослав Шипов пишет и о героизме, который проявили воины, решившие, во что бы то ни стало, держать оборону, несмотря на превосходящие силы противника, и о находчивости других воинов, которые, не отступив от выполнения поставленной перед ними задачи, смогли помочь оказавшимся в очевидном меньшинстве соратникам.

Так автор подчеркнул необходимость соединения Божией воли и человеческого произволения для победы над врагом. Причем это правило распространяется и на духовную жизнь, для победы в невидимой брани одинаково нужны и помощь свыше, и человеческие усилия. Военной темы священник Ярослав Шипов касается и в других своих рассказах, которые, надеюсь, читатель прочтет, как говорится, на одном дыхании.

Одна из самых тяжелых страниц Великой Отечественной войны — блокада Ленинграда. Даже современникам сложно было представить, сколько вынесли в те дни ленинградцы. Современным людям, особенно молодым, это еще сложнее понять, а говорить с ними об этом надо обязательно. Сегодня юным нередко создается такой комфорт даже в мелочах, что малейшее неудобство или отсутствие чего-либо «здесь и сейчас» воспринимается ими как великое лишение. Весьма полезно им узнать о том, какими бывают настоящие лишения и как люди находят силы выстоять даже среди них и более того — еще и помогать другим страждущим, порой отдавая последнее.

Судьба нашей страны вскоре будет в руках сегодняшней молодежи. Повзрослев, они должны сознавать ценность каждой человеческой жизни, чтобы не сделать чужие судьбы разменной монетой в реализации своих грандиозных планов, глобальных проектов. Положительное влияние в решение этой проблемы оказывает неформальное изучение истории родной страны. Без таких знаний человека нельзя считать по-настоящему образованным, интеллигентным.

Говорить с молодыми людьми о блокаде Ленинграда надо, но как? Нужно рассказывать им как можно больше, ведь масса сведений о том времени по-прежнему остается неизвестной широкой читательской аудитории. Но делать это следует так, чтобы достучаться до их сердец: чтобы молодые были в состоянии не только усвоить умом еще одну порцию информации, но и осмыслить обращенное к ним слово, чтобы оно учило их сопереживать.

Как известно, далеко не каждый человек готов к глубокому восприятию всех реалий того времени, настолько это тяжело. В большинстве случаев он внутренне отстраняется от ситуации с мыслью «как хорошо, что это было не со мной» и остается сторонним наблюдателем, безучастным к подлинной трагедии, пережитой реальными людьми. В такой ситуации можно пойти от обратного. Читая художественное произведение о военном времени, человек охотно сопереживает вымышленным героям, их жизненным перипетиям, увлеченно воспринимает весь контекст, который не выдуман, и через это вникает в реальные события. Литературное произведение становится задушевным собеседником, который открывает читателю подлинные исторические свидетельства через художественные образы.

Чтение художественной литературы — это внутренний диалог читателя с очевидцами описанных в ней исторических событий. В таком случае читателю уже не захочется уйти, спрятаться от непомерности горя, он ставит себя в эпицентр сюжета и вместе с героями переживает те испытания, которые выпали на долю реальных людей, живших в годы Великой Отечественной войны. Но, надо заметить, многое в данном случае зависит от авторов произведений военной тематики, их знания микро- и глобальной истории, а также владения мастерством слова, умения создать реалистичные образы.

Ирина Богданова в своем романе «Мера бытия» прекрасно справляется с этой задачей. Она проводит своих героев — девушку-бойца МПВО Катю и шофера Сергея — через множество реалий долгих месяцев блокады Ленинграда. Автор не приукрашивает ленинградцев в то суровое время, показывая как героизм, самоотверженность одних, их готовность в тяжелейших условиях помогать другим людям, так и страшный цинизм, утрату человеческих качеств другими, готовыми наживаться на чужом горе. Последнее ярко раскрывается в эпизоде о дворничихе, которая собрала осиротевших детей и заперла всех в одной квартире, чтобы присвоить их продуктовые карточки.

Книга написана на основе свидетельств людей, переживших то страшное время, что особенно ценно. Созданные писательницей характеры не статичны, даже второстепенные и эпизодичные герои переживают внутреннюю борьбу, отчего в романе и отчаянный эгоизм, и подлинная высота человеческого духа часто оказываются рядом. Например, когда главная героиня, оставшись на улице без обуви и чудом избежав людей, дошедших до людоедства, тяжело заболевает, единственный шанс сохранить ей жизнь — это найти редкое в блокадном городе лекарство. Ее подруги собирают вещи, отдавая самое дорогое, что можно предложить в обмен на необходимое средство, и одна из них — Маша — отправляется на поиски лекарства.

У аптеки, где можно выменять медикаменты, она встречает женщину, которая пришла за этим же лекарством для больного ребенка. Женщина опасается за его жизнь и хочет, чтобы Маша ушла. В момент раздора появляется девушка, которая, пользуясь связями, достает лекарство и меняет его на ценности. Она взыскательно осматривает все принесенное и отдает десять заветных порошков женщине за ее золотое украшение. Маше не досталось ни одного пакетика, поскольку ничто из ее вещей девушку не заинтересовало. «Продажа» лекарства произошла мгновенно, и девушка тут же исчезла, словно угадала желание Маши арестовать спекулянтку, которая наживается на чужом горе.

Маша идет по улице, раздумывая, где взять лекарство для умирающей подруги. Неожиданно появляется женщина, которая получила все порошки, и протягивает ей один пакетик, говоря, что не смогла поступить иначе, и прося Машу поскорее уйти, пока она не передумала… Среди голода, холода, болезней, отсутствия всего самого необходимого, эта женщина не смогла пройти мимо чужой беды и поделилась тем, что было с таким трудом добыто для самого дорогого ей человека. Этот пакетик спас Кате жизнь.

Сейчас принято стремиться к успеху и успешностью многое мерить и оправдывать. Вглядываясь в нашу современную жизнь через призму пережитого и испытанного людьми в годы Великой Отечественной войны, можно без оговорок признать, что главным успехом личности в любое время является способность сохранить человечность в любых, даже нечеловеческих условиях.

Когда кто-либо переступает через инстинкт самосохранения ради спасения другого, зачастую малознакомого или вообще чужого человека, вот тогда-то в нем и проступают богоподобные черты. Ради этого страдал, претерпел смерть и воскрес Христос Спаситель. Читая книги о войне, в частности те, речь о которых шла выше, отчетливее понимаешь, что миллионы наших соотечественников несли непосильный ратный и трудовой подвиг в годы войны не зря, а чтобы сегодня и мы не впустую проживали свою жизнь.

Издательский Совет/Патриархия.ru
Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
22 ноября 2024
Мчч. Онисифора (икона) и Порфирия (икона). Прп. Матроны. Прп. Феоктисты. Мч. Александра Солунского. Мч. Антония. Прп. Иоанна (икона) Колова. Прпп. Евстолии и Сосипатры. Прп. Онисифора Печерского. Свт. Нектария (икона) Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца. Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия. Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (икона).
Наверх