Страницы истории: Хабаровские казаки двух революций

12.03.2017 14:38

Фото: Молодой дальневосточник XXI век

Февраль 17-го года пришел на Дальний Восток мирно и неотвратимо, но спокойно. Неспешное развитие событий в Хабаровске было предопределено отсутствием влиятельных политических групп. Имелись все предпосылки для создания, казалось бы, крепкого фундамента для строительства нового, свободного мира на Дальнем Востоке: пролетариата как такового нет, сельское хозяйство слабо развито, от центра – далеко, пути снабжения растянуты, союзники – под боком.

Революция, свержение монархии, начавшиеся политические процессы и преобразования породили в народе ощущение неопределенности. Вместе с тем, видя позитивное отношение к происходившим событиям основной массы населения, казачество, особенно фронтовики, попытались разобраться в их сущности, оценить возможные для себя последствия. В целом казачество восприняло революцию настороженно-выжидательно.

Это наши дела!

Многие станичные сходы и даже округа Забайкальского, Амурского и Уссурийского войск принимали постановления в поддержку объединения всех восточных казачьих войск в так называемое «Великое Сибирское казачье войско». Проходившие весной 1917 года казачьи круги и съезды рассматривали наиболее актуальные для казачества политические, общественные, экономические и организационные проблемы.

Главными из них являлись вопросы об отношении к Временному правительству, войне, о широком казачьем самоуправлении, аграрный вопрос, вопрос о порядке прохождения казаками воинской службы и ряд других. Принятые по ним постановления практически во всех войсках либо совпадали, либо были близки по содержанию. Это обуславливалось сходством многих важных аспектов жизни и взглядов основной массы казачества и политических позиций его лидеров.

Вялые попытки контрреволюции провалились. Основная масса казаков, прежде всего фронтовики, не поддержала мятеж генерала Лавра Корнилова. За три года Первой мировой войны казаки навоевались и натерпелись. Часть из них осудила бунт, другие заняли нейтральные позиции. Такие же позиции занимало и станичное казачество. В начале осени 1917 года продолжалось организационное укрепление и усиление властных функций высших органов казачьего самоуправления.

Казачьи лидеры официально полностью поддерживали Временное правительство и признавали его высшие властные приоритеты. И в то же время предводители всячески стремились к усилению как формальных, так и реальных полномочий казачьих органов власти. Они активно отстаивали федеративные принципы государственной организации, не без оснований усматривая в этом пути практической и официальной реализации своих властных устремлений. Попытки правительства контролировать эти процессы в казачьих областях вызывали у казаков недовольство, рассматривались «старшиной» как вмешательство «во внутренние казачьи дела». Вот почему и Октябрьское восстание казаки восприняли довольно спокойно. Войне конец, землю – тем, кто ее обрабатывает, власть – народу! Такие лозунги были по душе казакам.

Гнет вековой

Революционные бури 1905-1907 годов значительно повлияли на самые разные социальные категории казаков. В Забайкальском и Амурском казачьих войсках в этот период произошло 28 серьезных открытых антиправительственных выступлений.

Одним из них стал съезд представителей Амурского казачьего войска. На нем казаки дали первый бой самодержавному угнетению. В донесения жандармские чины выделили основные вопросы, волновавшие казаков: земельный вопрос; расширение местного самоуправления; улучшение общего положения дел в области образования и просвещения; улучшение значительно более тяжелых условий воинской службы казаков по сравнению с условиями службы в регулярных армейских частях; отмена несения полицейской службы.

Власть тогда не услышала казаков, отправив на каторгу несколько десятков активистов. Стоит ли удивляться, что спустя 10 лет ни одно казачье соединение так и не выступило под лозунгом: «За веру, царя и Отечество!». Точно так же, в октябре 17-го года, казаки не стали защищать и Временное правительство.

На защите «вольницы»

Правительство так ничему и не училось. Оно по-прежнему видело в казаках послушных исполнителей любых его приказов и рассчитывало использовать их в случае необходимости в своих целях. Так же смотрело на казаков и армейское командование. И казачьи части и подразделения наиболее активно использовались для борьбы с дезертирами и взбунтовавшимися солдатскими полками, что не добавляло теплоты отношений между бойцами. При этом им упускался из виду факт существенного изменения настроений подавляющего большинства армейского казачества. Значительно повлияли на сознание казаков корниловские события и их последствия.

Попытки создания союза казачьих войск в рассматриваемый период предпринимались повсеместно, в том числе на востоке страны. Организаторы нового казачьего объединения, которое было условно названо Восточным союзом казачьих войск, предполагали на первом этапе включить в него Оренбургское, Уральское (Яицкое), Сибирское войска. А в перспективе и все остальные восточные казачьи войска от Урала до Приморья. На практике все эти планы реализованы не были.

8 ноября 1917 года выходит приказ атамана Гамова о взятии войсковым правлением власти в Амурской области. Но спустя несколько дней состоялось экстренное заседание, на котором принимается решение о немедленном роспуске Собрания общественного порядка.

17 ноября образуется новый коллегиальный орган власти в регионе – Комитет общественного порядка. В него вошли атаман Гамов, комиссар Кожевников, начальник Благовещенского гарнизона, городской голова, представители Совета рабочих и крестьянских депутатов, военной организации гарнизона и председатель областной земской управы. Кандидату от казаков Н. Кожевникову, бывшему комиссару Временного правительства, удалось одержать победу и получить один из трех полагавшихся на область депутатских мандатов. Это было довольно неожиданно. Ведь в Амурской области преобладало неказачье население и на выборы пришло чуть более 50% избирателей.

В сознании подавляющего большинства казаков по-прежнему продолжали доминировать традиционные взгляды. Влияние сугубо политических факторов еще не было основным. Сработал и своеобразный стереотип мышления, поскольку в списках были представлены свои, казачьи лидеры, обещавшие отстаивать интересы всех казаков.

Красные казаки

Важную роль в проведении большевистской политики по отношению к казачеству играл специальный Казачий комитет ВЦИК, созданный 4 ноября 1917 года. Его функцией стало участие в выработке политики советской власти по отношению к казачеству и непосредственное руководство агитационно-пропагандистской работой среди казаков. Деятельность данного органа управления была весьма плодотворной и довольно эффективной, поскольку казаки – члены этого комитета хорошо знали нужды и чаяния казачества, возможные методы их удовлетворения. Поэтому многие решения Совнаркома, принятые на основе предложений Казачьего комитета, вызывали неподдельный интерес у казаков.

Деятельность комитета в конечном счете сыграла значительную роль в пропаганде среди казачества просоветских и пробольшевистских идей, способствовала его отходу от поддержки войсковых правительств и проводимой ими антисоветской политики. 1917 год заканчивался довольно мирно. Заревом начинался 1918 год-первый год Российской гражданской смуты.

О. Перебудько

Фото: открытые источники

Автор выражает признательность Владимиру Труту за помощь материалами при подготовке статьи.

Власть тогда не услышала казаков, отправив на каторгу несколько десятков активистов. Стоит ли удивляться, что спустя 10 лет ни одно казачье соединение так и не выступило под лозунгом: «За веру, царя и Отечество!». Точно так же, в октябре 17-го года, казаки не стали защищать и Временное правительство.

По материалам газеты «Казачий вестник»
Молодой дальневосточник XXI век
Поделиться:
Седмица 23-я по Пятидесятнице.
25 ноября 2024
Свт. Иоанна (икона) Милостивого, патриарха Александрийского. Прп. Нила постника. Прор. Ахии (икона). Блж. Иоанна (икона) Власатого, Ростовского. Прп. Нила (икона) Мироточивого, Афонского. Сщмч. Александра пресвитера. Сщмчч. Константина, Владимира, Александра, Матфея, Димитрия пресвитеров. Иконы Божией Матери "Милостивая" (икона).
Наверх