Казачьи классы существуют в Краснодарском крае уже 12 лет. Сегодня в них учатся почти 65 тыс. детей.
Пока их сверстники штурмуют просторы соцсетей, эти мальчишки учатся штурмовать вещи более реальные. По собственному выбору и призванию учащиеся Кубанского казачьего кадетского корпуса имени атамана М.П. Бабыча осваивают приемы и нравы предков.
«Я очень много читал учебников, рассказов, поэм про казаков, какими они были храбрыми воинами. У меня в роду были дед и прадед казаками», — рассказывает учащийся кадетского корпуса Артем Распутин.
«Я сам поступил в этот корпус. Услышал о нем во дворе. Мальчик у нас есть, он здесь учился», — делится учащийся казачьего кадетского корпуса Иван Олейников.
Интерес к обучению в учебных заведениях казачьей направленности на Кубани неподдельный. Патриотизму здесь не учат, здесь им живут. Когда около полутора десятилетий назад непривычная система только внедрялась в школах, ухмылок и едких выпадов против «ряженого патриотизма» было больше, чем единомышленников. Время показало: казачье образование востребовано, его даже, скорее всего, ждали.
Сегодня казачьи классы вводятся по всей стране. Кубанские кадетские корпуса регулярно признаются лучшими в России, а их воспитанники — незаменимые кадры для органов власти.
«Они уже готовы к этому, потому что изначально у них стержень заложен. Сегодня у нас на руководящие должности рвутся кому не попадя. А те, которые взращены в необходимости служения своему народу, земле, уходят в армию, в вооруженные силы. Это хорошо, но нам необходимо, чтобы они и в экономике региона принимали участие. Это очень важно. Сегодня просто нехватка таких ребят», — считает губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
Учащийся Новороссийского казачьего кадетского корпуса Владислав Вязов — такой же мальчишка, как его сверстники: увлекается футболом и рукопашным боем. Но уже в форме и при звании — командир отделения. О казаках слышал с пеленок: дедушка — местный житель — много рассказывал. Изучив в кадетском корпусе историю углубленно, стал понимать, что не такая уж пропасть между защитниками кубанских кордонов полуторавековой давности и сегодняшними мальчишками, мечтающими о службе государству.
«Казачество — это мое. Я с рождения хотел быть таким человеком, быть патриотом, служить своему государству. Быть православным», — рассказывает Вязов.
Этих парней, читающих и смотрящих то же, что и их ровесники, отличает простое понимание сложных и часто избегаемых новыми поколениями понятий.
«Патриотизм для нас не последнее слово. Это чувствовать ответственность за продолжение истории государства», — говорит учащийся Новороссийского казачьего кадетского корпуса Дмитрий Скусинец.
Успехи казачьего образования на Кубани отметили на федеральном уровне. Неслучайно в 2016 году Новороссийский казачий кадетский корпус признан лучшим в стране. Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева считает, что нужно развивать сеть казачьих образовательных организаций, и ставит Краснодарский край в пример.
«Мне очень понравились слова губернатора Краснодарского края, который сказал то, что я запомню очень надолго. «Я хочу, чтобы они уходили не только в военные, потому, что они уже готовы к тому, чтобы быть военными, их готовят к тому, чтобы защищать родину. Но, чтобы они приходили служить в экономику, в развитие Краснодарского края, возвращались сюда, становились людьми, которые помогают развитию региона». Здесь уже другая концепция. Это граждане, которые могут работать в любой сфере нашей жизни во благо нашей Родины», — отмечает Васильева.
Сделать «казачью прививку» массовой — задача не из простых, но власти региона к ней идут настойчиво и планомерно.
«Это фактически будущее нашего края и нашей страны. Именно система казачьего обучения, потому что в казачьих классах мы ничему плохому не учим. Мы изучаем историю, традиции, культуру и обычаи наших предков. В основе своей это уважение к старшим, к труду, любовь к своему Отечеству, любовь к Родине и готовность защищать ее. Для человека любой национальности это приемлемо», — говорит заместитель губернатора Краснодарского края, атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда.
Несмотря на стремление к глобализации, государства во всем мире отстаивают свое право не отрываться от истоков. Так, Великобритания, Германия и Франция на правительственном уровне поддерживают традиционные ценности, культуру и речь. Страны Азии вообще известны своим особым взглядом на мир и даже при повальной европеизации планеты смогли сохранить самобытность и традиции. При том, что ученики всех школ мира изучают одинаковую алгебру и физику, в большинстве стран есть особые предметы, направленные на изучение исконных традиций и собственной истории.
Кубань на этот путь встала, опережая многие российские регионы. Возможно, отсюда и результат. Казачество в Краснодарском крае — действительно, сила, которой дают высокую оценку и на правительственном уровне. Пример, который используют за эталон. Характеристика руководителя Федерального агентства по делам национальностей Игоря Баринова прозвучала на всю Россию в программе «Русский вопрос», которая выходила в эфире телеканала «Кубань 24».
— Какое сегодняшнее состояние дел с казачеством? Казачество — часть русского народа или отдельный народ? — спрашивает автор программы «Русский вопрос» Константин Затулин.
— Конечно, я не могу спокойно говорить об этой теме. Я сам родился в столице Донского казачества — Новочеркасске. У меня внутренние переживания, очень эмоционально я эту тему всегда воспринимал и воспринимаю. Не во всех регионах, к сожалению, одинаковыми темпами идет проект восстановления, реабилитации казачества. И, по большому счету, он получился только в одном регионе — это в Краснодарском крае, где на сегодня казачество является огромной силой и тем фактором, который влияет практически на все процессы жизни региона: экономические, социальные, политические и, что очень важно, воспитательные и нравственные. Потому что, когда ребенок приходит в школу и видит, что ее охраняет подтянутый в исторической форме казак, он совсем по-другому задумывается об истории своего края, об истории казачества. Он по-другому воспринимает историю своего региона, своей страны. Я надеюсь, что совместными усилиями с Советом при президенте страны по делам казачества нам удастся преодолеть те системные проблемы, которые сейчас существуют. Это и разделение, и, может быть, даже конкуренция реестровых и нереестровых казачьих войск, и проблема с государственной службой. Есть некоторые законодательные ограничения, правовые. Надеюсь, что в ближайшее время мы совместными усилиями эти проблемы преодолеем, — отвечает Игорь Баринов.
Но современные условия диктуют и новые требования к системе казачьего образования. Недостаточно знать только то, как обращаться с шашкой. Необходимо иметь представление о психологии, православной культуре, истории страны и края. Будущие казаки должны быть не только обученными военными, но и грамотными специалистами. К казачьей науке необходим действительно научный подход, а не только уважительное отношение, как к старым добрым традициям. Нужны современные, обученные кадры.
Учителя в казачьей форме ходят на занятия в колледже станицы Ленинградской, где год назад набрали первую группу студентов. Подобного ССУЗы Краснодарского края еще не делали. Отличие от обычных студентов — не только казачья форма. Девушки социально-педагогического колледжа шли сюда с предварительной подготовкой и верой в свою востребованность. Екатерина Свистун из станицы Староминской семь лет пела в народном хоре, ей близки казачьи песни, культура и традиции. Поэтому в такой экспериментальной группе обучается с удовольствием.
«В отличие от других студентов мы знаем больше о культуре родного края, о культуре родной станицы, в которой живем и учимся. И форма красивая», — отмечает студентка.
Образовательная программа у студентов-казачек стандартная, но большая разница во внеклассной работе.
«Они уже дважды побывали в Краснодаре, они были в «Атамани», принимали участие в параде расчетов. Это был достаточно интересный опыт. Первый опыт, когда девушки в едином казачьем строю», — рассказывает директор Ленинградского социально-педагогического колледжа Владимир Бауэр.
У этих студенток есть строевая подготовка в отличие от учащихся других факультетов. Уже в 2019 году 25 специально подготовленных учителей-казачек придут работать в кубанские школы. Когда в крае только начинали создавать казачьи классы, учителям пришлось непросто. Весь материал они собирали сами.
«Сегодня уже есть возможность получить образованных выпускников учреждений среднего профессионального образования, которые придут к нам готовые не только к учебной деятельности, но и к внеклассной работе в рамках казачьего воспитания, образования детей», — отмечает директор школы № 1 станицы Староминской Евгения Кухтина.
Так что от будущих учителей-казачек в школах ждут не только глубоких знаний предмета, но инновационных форм работы с детьми.
Казачьи классы существуют на Кубани уже 12 лет. Не секрет, что поначалу кое-где уроки в них преподавались формально, для галочки. Сегодня подход к казачьему образованию кардинально меняется. В казачьих классах учатся почти 65 тыс. детей, поэтому к обновлению программы подходят комплексно: над ней работают специалисты краевого министерства образования, департамента казачества и Кубанского казачьего войска.
«Казачье образование в системе общего образования поднимают на всех уровнях. На федеральном и краевом. И межведомственное взаимодействие приносит большую пользу», — считает руководитель отдела казачества центра внешкольной работы «Мир Лабы» Евгения Босенко.
«На сегодняшний день в каждой общеобразовательной школе открыт минимум один казачий класс. Но мало их создать, мало их сформировать, теперь необходимо, чтобы там действительно было качественное обучение, качественное изучение казачьего компонента: история Кубанского казачьего войска, история кубанского и российского казачества, традиции, обычаи и культура казачьего народа», — подчеркивает Николай Долуда.
Атаман войска пообещал, что самых успешных классных руководителей и казаков-наставников будут поощрять. Но отдельное внимание следует уделить современности казачьего войска. Многие наставники принимали участие в защите Крыма, участвуют в охране общественного порядка вместе с полицией, а также несут другие виды государственной службы. Казаки должны рассказывать об этом детям. По мнению учителей, такие уроки будут эффективными для воспитания, и с педагогами казаки должны взаимодействовать более тесно.