Союз казаков Удмуртии отпраздновал 25-летний юбилей возрождения казачества в республике

29.09.2016 00:00

4Удмуртия не считается местом традиционного проживания казаков, однако в ее истории и культурной жизни казачество и сегодня играет немалую роль.

Что мы знаем о казаках? «Терпи, казак, атаманом будешь!» – каждый слышал эту поговорку. Казацкие песни про черного ворона, про то, что «любо, братцы, жить» еще исполняют люди старшего поколения на застольях, и даже молодежь может им подпеть.

Удмуртский язык зафиксировал слово «казак» в значении лихой, свободный удалец. Но откуда в Удмуртии казаки?

– В 1542 году казаки встали возле Вятки, 500 казаков были поставлены на Арскую землю в 1552 году после взятия царем Иваном IV Грозным Казани, до 1917 года казаки Донского, Уральского и Оренбургского казачьих войск охраняли государственные заводы в Удмуртии – Бемышевский медеплавильный, Ижевский и Воткинский железоделательные, в Ижевске стояла уральская казачья сотня, в Воткинске – донская сотня, – рассказывает Денис Рожков, атаман станицы Свято-Михайловская Союза казаков Удмуртии, товарищ атамана, правнук, внук и сын уральских казаков, последние два поколения которых, а сейчас уже и юное третье, живут в Удмуртской Республике. – Казаки сопровождали при передвижении деньги казны и оружие, выпускавшееся на оборонных заводах, охраняли берега Камы от многочисленных разбойничьих банд в XVIII и XIX веках.

По словам Дениса Рожкова, казаки Удмуртии переживают сейчас период развития – особенно хорошо работают в военно-патриотическом и культурно-массовом направлениях. Занимаются воспитанием детей и молодежи, организуя полевые сборы. Создают казачьи ансамбли народной песни, детские и взрослые фольклорные студии, проводят фестивали казачьей песни.

24 сентября участники Союза казаков Удмуртии провели Казачий круг, посвященный 25-летию возрождения казачества в Удмуртии. Отличившиеся казаки были награждены дипломами МВД по УР за участие в казачьих патрулях – СКУ заключил с Министерством внутренних дел договор на охрану порядка во время государственных и церковных праздников. Походному атаману подхорунжему Александру Останину была вручена медаль Святого Владимира за отличную работу по организации полевых сборов, руководство казачьей дружиной в Ижевске.

С приветственным словом к собравшимся обратились председатель Общественной палаты г. Ижевска Людмила Гуляшинова, заместитель главы администрации г. Ижевска Михаил Тарасов, заместитель министра культуры и туризма Петр Данилов, начальник Управления по организации обеспечения общественного порядка МВД по УР Олег Опарин, член Союза офицеров УР Николай Швирид, заведующая библиотекой им. Пастухова и член Общества украинской культуры Вероника Шевчук.

По случаю праздника все казаки пришли в парадной форме, о которой стоит сказать особо. Казаки Удмуртии гордятся тем, что сохранили форму образца 1914 года, установленную указом императора Николая II. Она была введена в Красной армии указом Сталина, в 40-х годах на черкесках появились золотые погоны, а в 1947 году она была отменена и, казалось, забыта, вплоть до 90-х годов, когда казачество в России начало возрождаться.

– Так как большинство казаков Удмуртии – выходцы с Кубани, то было принято решение пошить кубанскую форму, самую яркую, сложную и красивую, – рассказал Денис Рожков. – По форменной одежде можно определить, какому войску принадлежит казак, а по отделке черкески – из какой он кубанской станицы.

Чекмень, черкеска, папаха, шаровары, башлык, бешмет, бекеша, газыри – многим понадобится помощь Интернета, чтобы раскрыть значение этих старинных слов. Предметы одежды должны отвечать установленным описаниям, быть тщательно подогнанными и содержаться в безупречном состоянии. Своей сложностью, символизмом они схожи со священническим облачением. Как и священники, казаки во все времена, проживая среди разных народов, относятся к своей службе как к служению, несут сквозь века человеческие идеалы, сохраняют духовные ценности, благодаря которым живет земля русская, земля удмуртская.

Их трепетное отношение к Родине, высокий дух патриотизма, являющийся отличительной чертой казачества, в полной мере проявляются в казачьих песнях. Фестиваль казачьей песни, уже двенадцатый по счету, состоявшийся по окончании Казачьего круга, собрал в зрительном зале тех, для кого казачья песня является близкой по своей энергетике. Она будоражит и вдохновляет, заставляет сильнее биться сердца.

На сцене Дома профсоюзов выступили уже давно полюбившиеся ижевским зрителям казачьи ансамбли: «Славянские напевы», «Кладезь» индустриального колледжа, «Ладушки» 29-го лицея, «Отрада» 86-го лицея, «Лучинушка» из пос. Ува и дебютанты – ансамбль «Надежда» СДК «Селеговский» Красногорского района (руководитель Тамара Арсентьева-Компаниец) и юная солистка Леночка Елшанская из школы № 16.

Прозвучали на фестивале казачьи песни, созданные удмуртскими композиторами.

– Меня всегда вдохновляют хорошие, содержательные стихи, а также те, кому посвящены стихотворные строки. Казаки не могут не вдохновлять, – сказал композитор Юрий Явкин, автор песни «Мы – казаки», и исполнил в кулуарах а капелла свою новую песню «Старый атаман». Композитор Федоров выступил в роли аккомпаниатора во время исполнения его песни «Шел казак по Дону».

Удмуртия не считается местом традиционного проживания казаков. Однако в ее истории и культурной жизни, как видим, казачество и сегодня играет немалую роль.


В ТЕМУ

Часть казаков, на которых в 20-е годы по всей стране победившего большевизма начались гонения за поддержку белого движения, осела вдоль Сарапульского тракта. И сегодня в Удмуртии живут Сероштановы, Дегтяревы – потомки кубанских казаков, Строканевы, Комаровы – из терских, Горшуновы и Рожковы – из уральских, Пряхины, Надеевы – из донских казаков. Братья Степановы – оренбургские казаки. Ефименко – казак астраханский.

В 1991 году родовые казаки организовали землячество казаков, проживающих в Удмуртии, избрали атамана и атаманское правление. В землячество входят хутора и станицы, у каждой есть свой флаг и герб, каждая относится к какому-либо храму. Так, в Сарапуле есть станица Ильинская, названная по имени Ильи Пророка, небесного покровителя российских ВДВ, где служили входящие в нее казаки. В Уве Дмитриевский хутор, образованный отслужившими пограничниками, назван в честь Святого Дмитрия. В Глазове – станица Георгиевская, в Ижевске казаки объединились в две станицы – Свято-Михайловскую (по названию собора, к которому они «приписаны») и Ветеранскую, в которую входит основная часть старейшин, создавших удмуртское казачество.

Удмуртская правда
Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
21 ноября 2024
Собор (икона) Архистратига Михаила (икона) и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила (икона), Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.
Наверх