Служа беззаветно своему Отечеству, народу и вере

18.01.2014 00:00

История русского казачества остается одной из магистральных направлений издательства «Вече». В этом легко убедиться, если взглянуть на книги, вышедшие буквально за несколько последних недель ушедшего 2013 и наступившего 2014 года.

Вот книга известного историка казачества, доктора исторических наук, автора более десятка книг Андрея Венкова «Атаман Войска Донского Платов». Герой Дона, генерал от кавалерии, Матвей Иванович Платов прожил жизнь, полную опасностей и необыкновенных побед. Сподвижник  Суворова, он участвовал во взятии Очакова и Измаила. Герой Отечественной войны, Платов осенью и зимой 1812 года во главе казачьей кавалерии преследовал и разбивал французские войска вдоль Смоленской дороги, вел успешные бои под Вязьмой, Смоленском, Красным. В 1813 году все значительные зарубежные операции русской армии проходили при активном участии казачьего корпуса Платова. После победного сражения за польский город Данциг  Кутузов писал Платову: «Услуги, оказанные Вами отечеству в продолжении нынешней кампании, не имеют примеров! Вы доказали целой Европе могущество и силу обитателей благословенного Дона».

Многовековой истории самого древнего, могучего и именитого донского казачества посвящена книга   Натальи Рыжковой «Донское казачество», являвшее пример беззаветного служения своему Отечеству, народу и вере. На основе богатых архивных материалов, в том числе не публиковавшихся в научной литературе, автор реконструирует события начала XX в. и рассказывает об участии донских казаков в Русско-японской и Первой мировой войнах. В книге убедительно опровергается мнение ряда советских и западных историков о том, что роль казаков в боевых действиях русской армии была незначительной, и они выполняли в основном полицейские функции. В качестве приложения в книгу включены два выпуска документальных рассказов и очерков «Наши казаки на Дальнем Востоке» за 1907 и 1910 гг.

Книга «Терское казачье войско» авторов Адама Ржевуского и Евгения Максимова повествует об истории терского казачества с середины XVI до конца XIX в. Авторы весьма скрупулёзно, с явной бережливостью к фактам рассматривают все аспекты жизни терцев – их быт, промыслы, военную службу и борьбу с горцами. Освоение Кавказа и борьба за него на долгие годы были главными задачами казаков. После их выполнения Терское казачье войско стало по праву называться кавказским. О нелегком пути казаков к господству на рубежах Кавказа расскажет эта книга. Дополнительную ценность изданию придают, помещенные в ней приложения о численности Терского казачьего войска, о платежах и натуральных повинностях, дается также общий обзор экономического положения терских казаков.

Любителям казачьей истории, исследователям Гражданской войны в России наверняка будет интересна книга Александра Голубинцева «Казачья Вандея». Впервые она увидела свет в 1959 году в Мюнхене под названием «Русская Вандея. Очерки Гражданской войны на Дону 1917—1920 гг.». Автор, известный донской офицер, прошел со своим полком Первую мировую войну, а затем и Гражданскую. Генерал-майор Голубинцев ярко и живо описал события на Дону в годы братоубийственной войны. Рейд Мамонтова, бои за Царицын, разгром корпуса Жлобы, эвакуация —все эти события встают перед читателями в их неизбывном трагизме.

Отвоевывая у забвения пядь за пядью, издательство представляет читателю Федора Дмитриевича Крюкова — талантливейшего русского писателя, блестящего публициста, очеркиста. Помещенные в книге «Казачьи повести» произведения дают представление о ярком и своеобразном донском быте, в них колоритно отображена жизнь казачьих станиц, российской глубинки. Крюков прожил на свете ровно 50 лет, и почти 70 лет ни единой его строчки в печати не было, как и упоминания его имени для широких читательских кругов. Да и похоронен он, умерев от тифа, близ прикубанской станицы Новокорсунской в безвестной могиле в феврале 1920 год, отступая с белой армией Деникина. Творчество Ф.Д. Крюкова охватывает  период более чем в четверть века с 1892 по 1920. Подсчитано, что за это время он написал и напечатал (главным образом в периодической печати) около двухсот пятидесяти повестей, рассказов, очерков, воспоминаний, рецензий,  сценок, стихотворений в прозе. В книгу «Казачьи повести» вошли:  повесть «Зыбь», приведшая в восторг Максима Горького и Владимира Короленко. Рассказы «Казачка», первое художественное произведение писателя, «В родных местах», «В речке лазоревой», «Четверо», «Сеть мирская», очерки «Встреча», «Шульгинская расправа», повесть «Неопалимая купина».

Непревзойденному певцу Тихого Дона посвящена книга известного писателя Андрея Воронцова Шолохов, написанная в жанре увлекательного литературного расследования. Главный герой книги, автор великого «Тихого Дона» Михаил Александрович Шолохов, изображен не только как исторический персонаж, но и как легендарный образ. Легенды не возникают сами по себе, они — своеобразная часть реальности. А. Воронцов изобразил внутренний мир знаменитого писателя, показал его живым человеком. Разумеется, автор стремился следовать исторической правде о Шолохове, но, реконструируя непроясненные места в биографии писателя, следовал известному принципу литературного воссоздания действительности: домысливать изображаемое лишь в том случае, когда нельзя уверенно отрицать, что так могло происходить на самом деле. Поэтому на страницах книги в качестве собеседников Шолохова можно встретить писателя Михаила Булгакова и Андрея Платонова, Сталина, различных партийных функционеров  и представителей НКВД. Значительное место отводится пресловутому «делу Шолохова».

Александр Арсеньев
Издательство «Вече»

 

02_Kazach.qxd (Page 1) Kazaki_Povest 10_Äîíñêîå êàçà÷åñòâî.qxd (Page 1) Sholohov.qxd (Page 1) 08_Platov.qxd (Page 1)

Поделиться:
Неделя 26-я по Пятидесятнице.
22 декабря 2024
Зачатие праведною Анною (икона) Пресвятой Богородицы. Пророчицы Анны (икона), матери прор. Самуила (икона). Свт. Софрония (икона), архиеп. Кипрского. Прп. Стефана Новосиятеля. Сщмч. Владимира пресвитера. Сщмч. Владимира пресвитера и мц. Евфросинии. Сщмчч. Василия и Александра пресвитеров. Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость" (икона).
Наверх