Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю святых Жен-мироносиц после Литургии в Александро-Невской лавре

01.05.2017 03:01

Патриаршее служение в Александро-Невской лавре

30 апреля 2017 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых Жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня третье воскресенье после Пасхи, и мы вспоминаем в этот день святых жен-мироносиц — тех самых, кто сопровождал Спасителя во время Его проповеди на земле Палестины, — а также праведных Иосифа и Никодима. Когда размышляешь о подвиге жен-мироносиц, невольно возникает вопрос, почему эти женщины оказались такими сильными. Апостолы испугались, когда Христос был взят под стражу. Все Его оставили, кроме Иоанна Богослова, а жены-мироносицы не оставили, — они были рядом с Ним, с Его Пречистой Матерью у креста. Они ничего не боялись — ни римских воинов, стерегущих крест, ни глумящейся толпы. Чтобы представить, какой это был подвиг, достаточно себя поставить — не на их место, потому что то место неповторимо, — а в аналогичную жизненную ситуацию, когда выходишь лицом к лицу к глумящейся толпе, готовой разорвать тебя в прямом или переносном смысле слова. Ведь мы нередко не выдерживаем даже бытовых конфликтов — срываемся, теряем присутствие духа. Люди, облеченные властью, теряют присутствие духа, когда встречаются с большим количеством негодующих против них людей, и этот перечень можно продолжать. В каждом есть страх перед другими, особенно когда другие пышут ненавистью и способны в этой ненависти объединиться. А слабые женщины, мироносицы ничего не убоялись. Невольно всплывают в памяти замечательные слова Иоанна Златоуста: «Где вера — там сила, где неверие — там немощь».

Как же реализуется эта сила у тех, у кого вера? Она в первую очередь реализуется в верности Христу. Верность — это и есть проявление силы веры. Через верность все то, что верой закладывается в сознание и сердце, реализуется в жизни человека. Нельзя верить и не исполнять. Нельзя верить и отрекаться от Бога. Нельзя верить и жить, как язычник. Если ты веришь, ты должен быть верным, и тогда будешь сильным. А если не веришь, то вообще ни на что не способен — ни на верность, ни на многое другое. Немощью называет это душевное расстройство человека святитель Иоанн Златоуст. И в доказательство правдивости дивных слов святителя хотелось бы обратиться ко всей истории Церкви — увидеть, какую огромную роль в ней всегда играли верные Христу жены. Они становились подвижницами благочестия, как Мария Египетская, благочестивыми царицами и княгинями, а иногда оставались простыми христианками, чей след в истории, может быть, не очень ярок, а подчас и невиден. Но чем был бы род человеческий, если бы не было множества жен-мироносиц, воспитывавших детей, принимавших на себя все заботы о доме, о семье, а в последнее столетие еще и трудившихся где-то за пределами дома, — для того чтобы их мужья, братья, отцы могли полностью отдавать себя тому делу, к которому призваны?

У святых отцов мы находим много замечательных слов о женщинах-христианках. Некоторые из них сравнивают женщин с воинами и говорят, что их доблесть — не в физической силе, а в особой силе духа верующей христианки. Наверное, особым образом эта сила духа, эта верность Христу проявилась в нашей стране в послереволюционные годы, когда стали закрываться храмы, когда стали уничтожать духовенство, когда одно заявление о своей православной вере могло закончиться трагически для человека, когда открытое посещение храма было нередко сопряжено с опасностью для жизни или, по крайней мере, для благополучия. Мы знаем, как в эти тяжелые годы, когда мужчины дрогнули и зачастую не осмеливались проявить свою религиозность, их матери, жены, сестры продолжали нести служение жен-мироносиц, которые тоже не убоялись ревущей толпы и стояли мужественно рядом с крестом своего Учителя и Спасителя.

Замечательный подвиг святых жен-мироносиц, если говорить о нем применительно к нашей стране, к нашей Церкви, сыграл особую роль в сохранении веры православной в нашем народе. Не боясь никаких последствий, женщины-мироносицы тайно крестили своих детей, учили их творить крестное знамение, христосовались с ними на Пасху, готовили куличи, пасхи, красили яйца. А когда дети спрашивали, что это такое, женщины преподавали им первые уроки христианской катехизации. Своим жизненным примером они помогали утверждать в детях высокую мораль, подлинную христианскую нравственность, и эта христианская нравственность часто преломлялась в жизни людей, которые уже не отождествляли себя прямо и открыто с христианством, но жили по заповедям Божиим — через своих матерей и бабушек, воспринявших великие Христовы истины.

Мы знаем, что и в страшные годы общенациональных испытаний, тяжелейшим из которых была Великая Отечественная война, именно этот дух, может быть, невидимо, но реально связанный с верой во Христа, помог нашему народу обрести силу, способную сокрушить самого страшного врага. Когда люди шли в атаку, они не думали ни о каких идеологиях, ни о каких партийных уставах, — они шли, потому что считали, что только так и можно поступить, а иначе нельзя. А почему нельзя? Многие из них не договаривали, что иначе — грех, потому что не знали, что такое грех, но так глубоко в сердце были христианские идеалы, что они поднимали людей в атаку. И сколь многие из них не вернулись с поля брани! А когда и в мирное время было трудно, наш народ оказывался способным совершать подвиг — опять-таки, соотнося этот подвиг не с идеологией, а с внутренним душевным состоянием, с готовностью ехать в дальние края — строить, созидать, помогать. Поэтому сегодня, вспоминая память святых жен-мироносиц, мы должны поклониться нашим женам-мироносицам, сохранившим веру православную в нашем народе.

Мы вспоминаем также праведных Иосифа и Никодима, людей, занимавших высокое положение в тогдашнем иудейском обществе. Иосиф из Аримафеи был почетным членом синедриона, одним из верховных правителей Израиля; Никодим также был человеком знатным. Именно они, тайные ученики Иисуса, испросили у Пилата и погребли с почестями снятое с креста тело Спасителя. Тоже замечательный пример! И если соотнести служение Иосифа и Никодима с эпохой гонений в нашей стране, то мы также можем засвидетельствовать наличие очень многих тайных учеников.

Я вспоминаю церковную жизнь Ленинграда в 50-60-х годах. Мой отец-священник имел добрые отношения с многими замечательными жителями этого города. Кто-то из них занимал высокое положение в науке — это были академики, профессора, врачи; кто-то занимался искусством, литературой. Они делали свое дело — через свой труд, через свой пример жизни они также являли людям, насколько замечательна жизнь по Евангелию. Они не были мучениками, не были исповедниками, но ведь у таких людей всегда были свои тайные ученики, и мы знаем, как среди просвещенных жителей Санкт-Петербурга сохранялись в то тяжелое время вера и скрытое от глаз человеческих благочестие.

Не могу не вспомнить сегодня и владыку Никодима, митрополита Ленинградского и Новгородского, который в этом храме в 60-е годы совершал архиерейские хиротонии, поскольку он, будучи ближайшим сподвижником вначале Патриарха Алексия I, а потом Патриарха Пимена, нес особую ответственность за воссоздание епископата Церкви нашей, в то время находившегося на грани уничтожения. Ему удавалось убедить светские власти — не знаю какой силой, но он вырывал согласие на хиротонию каждого епископа, и здесь, в этом храме, совершались исторические архиерейские хиротонии XX века.

И когда я как Патриарх совершил первую хиротонию в городе Петербурге, в этом святом храме, то, стоя на кафедре и слушая исповедание веры будущего архиерея, я простирался мыслью в 60-е и 70-е годы, тяжелые для Церкви нашей, когда с этим собором у многих были связаны надежды на возрождение Церкви в нашем народе. Владыка Никодим носил имя Никодима, тайного ученика Спасителя. Он многое совершал втайне — иначе тогда было невозможно, но по всему тому, что он делал, мы видим, что он был верным тайным учеником Господа.

Я бы хотел, обращаясь к нынешнему поколению епископов, духовенства, верующего народа, всех вас призвать быть верными Господу, помня, что где вера, там сила, а сила проявляется в верности Христу. Не поддавайтесь на искушения и тлетворное влияние века сего. Помните, что вы со Христом, вы с Божией правдой, и если наши предшественники, опираясь на Христа и Его правду, сохранили Ему верность и спасли Церковь, а значит, и народ, и страну, то кольми паче мы, живущие в свободное время, должны быть не тайными, но открытыми учениками Спасителя, жизнью своею, словом, делом и личным примером утверждая великие и непреходящие ценности Евангелия. И да поможет нам в этом Господь! Аминь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
23 ноября 2024
Апп. от 70-ти Ераста (икона), Олимпа (икона), Родиона (икона), Сосипатра, Куарта (икона) (Кварта) и Тертия. Колесование вмч. Георгия (икона) (Груз.). Мч. Ореста (икона) врача. Сщмч. Милия (икона), еп. Персидского, и двух учеников его. Мч. Константина, кн. Грузинского. Прп. Феостирикта (икона), иже в Символех. Прмч. Нифонта и мч. Александра. Сщмчч. Прокопия, архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна и Петра пресвитеров. Сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна пресвитера, прмч. Иоанникия и Серафима, мчч. Алексия, Аполлона, Михаила. Мч. Николая и мц. Анны и св. Бориса исп., диакона. Мцц. Ольги и Феоктисты.
Наверх