8 июля 2017 года, в канун праздника Тихвинской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил утреню в Софийском кафедральном соборе Великого Новгорода. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Лев! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником Тихвинской иконы Божией Матери и радуюсь, что имел возможность помолиться сегодня вместе с вами в стенах древнего Софийского собора.
Совершенно особое чувство охватывает человека, который, будучи знаком с историей этого храма, входит под его древние своды, — чувство сопричастности к великому прошлому нашей Церкви и нашего народа. Даже представить трудно: немногим менее тысячи лет назад здесь стали совершаться Божественные службы, здесь молился наш народ, здесь священники, архиереи возносили ко Господу бескровную жертву.
За тысячу лет только единожды богослужения в этом храме прервались. То были годы испытания всего нашего народа — испытания на верность Господу, испытания на верность Его Церкви. Но по молитвам мучеников и исповедников, за веру погибших в веке XX, Господь приклонил милость к Отечеству нашему, народу нашему и сему святому месту, и в 1991 году произошло историческое событие — Софийский собор был возвращен Церкви.
Сами стены заставляют задуматься о том, что означает течение времени, что означает история, что означает преемство. Но если бы сейчас сюда вошли наши далекие предки, жившие в XI веке, — вы думаете, они бы удивились? Нет. Они бы увидели то, что было и в их время. Костюмы стали другими, прически другими, внешний вид другой, а все в храме — так же, как и в то время: та же молитва, тот же строй богослужений, та же проповедь, те же призывы хранить Божии заповеди. Я привел этот фантастический пример для того, чтобы сказать, что за тысячу лет все переменилось в нашем Отечестве. И государственный строй много раз менялся, и культура во многом поменялась, уж не говоря об экономике, политике, о всех тех делах, которые сегодня большинству людей представляются самыми важными. Все изменилось до неузнаваемости, практически без какого-либо преемства, и только в одном преемство, только одно не изменилось — духовная жизнь нашего народа, его православная вера.
А что это означает для каждого последующего поколения? Означает вот что: вместе с православной верой через эти столетия, через десятки поколений переходят ценности Святого Евангелия, те духовные нравственные ценности, которые и формируют личность. Все остальное вторично, — мы должны ясно запомнить, что личность формируют духовные и нравственные ценности.
Человек может быть более или менее образованным, более или менее способным, но в первую очередь по устройству его души, по состоянию его нравственного чувства определяется личность. Мы знаем множество примеров того, когда внешне удачливые, успешные, хорошо образованные люди, придя ко власти, оказывались преступниками, негодяями, от которых отворачивался народ. И знаем, как юродивые, с внешней точки зрения люди почти безумные, глубоко почитались народом, потому что в их внешнем безумии скрывалась незаметная для неопытного наблюдателя, но очевидная для человека внимательного духовная и нравственная сила личности. Вот так народ наш через православную веру, через Церковь нашу и сохранил духовные, нравственные ценности, которые способны из поколения в поколение воспроизводить сами себя в реальной жизни, в историческом процессе.
На протяжении тысячелетия, о котором мы говорим, Церковь неоднократно проходила через тяжелейшие испытания. Были попытки разрушения нашей веры извне, были попытки разрушения церковного единства изнутри, было, наконец, тяжелейшее время богоборчества. Но сегодня, молясь в этом соборе вместе с вами, я благодарил Господа за весь тот долгий исторический путь, которым прошел наш народ, и за всех вас, за всю паству нашу, живущую в XXI веке, таком отличном от века XI, но сохраняющем те же духовные и нравственные ценности, которые были заложены Господом в Церковь и которые через Церковь на протяжении тысячи лет оплодотворяют наш народ. И верим: покуда сохранится это преемство, покуда сохранится Церковь Божия, сохранится и народ, — вне зависимости от того, как люди будут одеваться, как они будут выглядеть, какое образование они будут получать, какую технику они будут использовать. Все это вторично и будет меняться, но дай Бог, чтобы никогда не разрушилась та духовно-нравственная основа, без которой не может остаться в истории невредимым наш народ.
Пусть Господь приклонит милость Свою к Отечеству нашему, ко всей исторической Руси, к Великому Новгороду, хранителю величайшей традиции нашего народа. И дай Бог, чтобы всегда, до скончания века в этом храме возносилась хвала пречистому имени Господа и Спасителя нашего. Аминь.