Утром 9 сентября в зале Высшего Церковного Совета в каедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Кирилла началось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Святейший Владыка обратился к участникам заседания со вступительным словом.
Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета.
Сегодня у нас на повестке дня два вопроса — это рассмотрение проекта концепции по организации работы с казачьим сообществом и рассмотрение результатов работы по реализации принятых нами решений.
В двух словах хотел бы сказать о казачьей теме. Казаки — это часть нашего общества, культура, быт, мировоззрение которой формировались в течение продолжительного исторического времени под прямым влиянием Русской Православной Церкви. Это люди, которые вдохновлялись христианскими идеалами, с тем чтобы посвятить свою жизнь защите Родины.
Особенность казачества заключалась еще и в том, что, являясь частью российской армии, казаки жили семьями, занимались домашним хозяйством, очень успешно работали в области сельского хозяйства, осваивали земли и, что самое главное, несли пограничную стражу. В сознании людей, да и по факту, казаки являлись элитной, отборной частью российского воинства, и в особо сложных военных ситуациях или гражданских конфликтах казаки всегда стояли на защите и внешних рубежей Отечества, и внутренней жизни нашего народа. Может быть, именно потому, что казаки оказались до конца, до смерти верными своей присяге, революционная волна особенно больно ударила по казачьему сообществу. В результате казаки были практически истреблены, за исключением тех, кто покинул пределы Советского Союза и скрывался в эмиграции.
То, что стало потом возникать на «культурном слое» казачества, было, несомненно, псевдоказачеством, потому что власть в нашей стране в то время не доверяла казакам, опасаясь возрождения казачьих традиций, укорененных, как я уже сказал, в Православии. Реально никакой казачьей активности, казачьей жизни в Советском Союзе не существовало. Может быть, на крайне негативное отношение к казачеству повлияла еще и тяжелая страница нашей истории, связанная с участием казаков во Второй мировой войне: как известно, некоторые казачьи соединения, сформированные на Западе из казачьей эмиграции, приняли участие в войне с Советским Союзом на стороне фашистской Германии. Но что бы ни было причиной, сам факт полного разорения казачьих традиций и казачьего уклада жизни нанес очень большой ущерб казачьей культуре и принес неисчислимые бедствия казакам.
В 1990-е годы начинается возрождение казачества. Этот процесс происходил удивительно быстро — стали возвращаться и форма, и некоторые бытовые особенности казачьей жизни. Но долгое время наши казаки не были организованы, и общество смотрело на них как на некий рудимент, как на что-то карнавальное, чисто показное. Может быть, такой взгляд в определенное время был справедлив, потому что, надев на себя казачью форму, казаки не сумели на том этапе организовать себя как казачье сообщество. Однако за минувшие годы многое изменилось. Сегодня существует реестровое казачество, которое включено в систему Вооруженных сил России, есть и казачьи общественные организации. Мы можем свидетельствовать о том, как развиваются отношения между казачьим сообществом и Русской Православной Церковью. В нашей Церкви создано специальное подразделение, занимающееся проблемами казаков на общецерковном уровне, и все это ведет к созданию целой системы взаимоотношений Русской Православной Церкви с казачеством.
Богу содействующу, на Покров сего года мы проведем в Новочеркасске Всемирный казачий съезд. В ходе подготовки к этому съезду очень важно принять фундаментальный документ, который можно было бы условно назвать Концепцией по взаимоотношениям Церкви и казачьего общества. Мы еще подумаем, как этот документ следует назвать, но его необходимо обсудить сегодня в первом чтении и с учетом поправок — тех, что уже были предложены, и тех, что выйдут из сегодняшней дискуссии, — в ближайшее время довести до такого уровня, чтобы можно было представить всему казачьему сообществу в Новочеркасске.
Глубоко убежден в том, что возрождение казачества является очень важной частью возрождения наших национальных традиций, обычаев, но, самое главное, православного духа, который всегда оживотворял и наполнял жизнь казачьего сообщества.
Что же касается темы реализации всех тех решений, которые принимаются Архиерейским Собором, Священным Синодом, Высшим Церковным Советом, то, как вы знаете, мы на каждом заседании уделяем ей очень большое внимание. И сегодня вам будет предложено рассмотреть то, что произошло в сфере реализации целого ряда наших решений.
Призываю на всех вас Божие благословение, и помогай нам Господь потрудиться во славу Церкви и Отечества нашего.