Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии награждения победителей Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне»

30.03.2017 22:40

28 марта 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии вручения наград победителям III сезона Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Предстоятель Русской Православной Церкви благословил собравшихся и обратился к победителям и финалистам конкурса с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства! Уважаемые педагоги, родители, дорогие друзья, участники конкурса!

Сердечно приветствую всех вас, особенно лауреатов литературного конкурса «Лето Господне», и поздравляю с заслуженной победой.

Победа в состязании — безусловно, значимое достижение в жизни человека, и не только потому, что его труд получил признание, что немаловажно для творческой личности. Ценность победы прежде всего в том, что она способна окрылить, вдохновить на дальнейшие упорные труды, придать силы и мужество покорять новые вершины и раскрывать свой талант.

Я неслучайно заговорил об упорстве и трудолюбии. Замечательные слова принадлежат Иоганну Себастьяну Баху: «Гений — это труд». Великий композитор абсолютно прав, потому что говорит не от чьей-то мудрости, а от своего собственного опыта. Конечно, между результатами труда человека талантливого, свыше одаренного, и человека средних способностей всегда остается некий зазор, но и при средних способностях можно многого достичь — благодаря усидчивости, труду, духовной силе.

Способности дает нам Господь, но как ими распорядиться зависит от нас. Мы знаем Евангельскую притчу, как один человек, призвав слуг, дал одному пять талантов, другому два, третьему один, — каждому по силе его. И господин высоко оценил и наградил тех, кто умножил таланты, и наказал того, кто свой единственный талант закопал в землю (Мф. 25:14-30). Читая работы победителей конкурса, я искренне радовался и благодарил Бога за то, что Он наделил вас, мои дорогие, такими талантами, даровал способность тонко чувствовать и глубоко мыслить — настолько глубоко, что эту глубину мысли трудно соотнести с вашим возрастом. Это свидетельствует о том, что в наше время и очень юные люди способны глубоко мыслить и проникать в суть вещей.

Хотел бы вместе с тем напомнить, что у человека, который продемонстрировал способности и таланты, победил в конкурсе или состязании, всегда появляется соблазн «почить на лаврах». Достигнута некая высота, значит, можно передохнуть, сбавить темп. Но это опасное состояние, потому что талант — это дар Божий, который нужно развивать постоянно. А если талант засыпает, не получая развития, то вскоре он просто исчезнет.

Мне приходилось встречаться с людьми, которые в молодости блистали своими талантами. Казалось, их ждет блестящее будущее, они намного выше своих сверстников, но по прошествии десятилетий я с прискорбием отмечал, что у них ничего в жизни не получилось. И не потому, что Бог талантом не наделил, а потому что не было целеустремленности, не было настойчивости в реализации задач, которые ставила жизнь.

Исчезновение таланта, прекращение творческого роста нередко обусловлено жизненными обстоятельствами. Огромной проблемой для человека являются соблазны — иногда так хочется развлечься, отложить в сторону учебник… Расскажу вам историю из своей собственной жизни. У меня были непростые школьные годы, и после восьмого класса по целому ряду причин мне пришлось пойти работать. Я продолжал учиться в школе, считая учебу приоритетом, но сочетал ее с работой, на которую я был вынужден выйти, и нагрузка была очень большая. И вот я готовился к выпускным экзаменам в десятом классе. Как сейчас помню: теплый июньский день, яркое солнце, открытое окно коммунальной квартиры на пятом этаже в Ленинграде, а с улицы — замечательная музыка. Вдруг я увидел молодых людей, мальчиков и девочек, которые весело проводили время под звуки музыки, и мне так захотелось отложить все учебники, спуститься вниз и побыть вместе с ними. Прекрасная погода, молодость, энтузиазм, желание быть со своими сверстниками… Смотрел я через окно, а потом задал себе вопрос: вот я все отложу и пойду, — а что будет дальше? А дальше мне очень часто будет хотеться что-то отложить — просто чтобы получить удовольствие. И Господь вразумил меня не откладывать учебники, так что я продолжил подготовку к экзаменам.

Почему я об этом рассказываю? Потому что этот эпизод очень глубоко вошел в мое сознание и сохранился в памяти. Призываю вас быть осторожными и не поддаваться соблазнам. То, что в данный момент кажется приятным, интересным, важным, может не представлять никакого интереса по прошествии не только лет, но даже часов и дней. И в вашем возрасте нужно в первую очередь ставить перед собой задачи, связанные с обучением, образованием, воспитанием, и достигать соответствующих целей.

Еще мне хотелось бы сказать о необходимости всестороннего развития личности. Я придаю большое значение эстетическому воспитанию, без чего человек, даже талантливый, очень многое теряет. Потому что эстетическое чувство — как зрение: оно помогает увидеть и почувствовать то, что другим способом почувствовать невозможно. Эстетическое чувство развивается, когда мы созерцаем произведения живописи и скульптуры, когда мы слушаем музыку. Более того, при этом формируется не только чувство прекрасного, но и определенная часть нашего мировоззрения, ведь соприкосновение с красотой возвышает человеческую душу, помогает подняться над повседневностью. Способность человека видеть, чувствовать, понимать прекрасное — это залог всестороннего успеха.

Однако какую бы профессию вы ни избрали, самым главным в жизни пусть остается стремление жить по заповедям Божиим. Почему так? Да потому что в заповедях Божиих нам передается некий жизненный идеал. Заповеди Божии — это норма. Есть поговорка: сколько умов, столько и мнений. Каждый мыслит по-своему, каждый может определять свои идеалы, но в этом таится опасность, потому что человек неспособен создавать абсолютные ценности. Абсолютные ценности — нравственные, духовные — происходят только от Бога. Когда человек руководствуется только своим разумением и сам формирует для себя ценности, то они лишь относительные, даже если кажутся ему абсолютными. А Божии заповеди передают нам абсолютные Божественные истины, и для того чтобы понять, что хорошо и что плохо, мы должны соотнести происходящее с Божественным законом. Если человек научился так поступать, то он застрахован от ошибок. И если общество живет таким образом, то оно застраховало себя от роковых ошибок.

Мы с вами вступили в год 100-летия трагических событий нашей истории, революционных событий. Тогда наш народ потерял способность оценивать в соответствии с Божественным критерием события в стране, философские учения и взгляды, поступающие к нам со всех сторон. Появились учителя, заявившие: «То, чему мы вас учим, и есть конечная истина, другой истины нет». Не имея надежного критерия определения истины, народ наш соблазнился и принял человеческую мудрость за абсолютную правду. Как же дорого пришлось нам заплатить за эту ошибку!

Дай Бог, чтобы вы, нынешнее поколение, сумели сохранить в себе способность не отвечать «да» на все соблазны и искушения; чтобы вы научились прилагать Божественный закон как абсолютный критерий истины ко всему, что вас окружает и бросает некий мировоззренческий вызов. Почему я все это вам говорю? В ваших произведениях, представленных на конкурс, я увидел много полезного, глубокого, мировоззренчески значимого, почему и позволил себе говорить с вами на такие серьезные взрослые темы. Да поможет вам Господь в ваших трудах! Всех вас сердечно приветствую.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Поделиться:
Седмица 27-я по Пятидесятнице.
23 декабря 2024
Мчч. Мины (икона), Ермогена и Евграфа. Свт. Иоасафа (икона), еп. Белгородского. Мч. Гемелла Пафлагонянина. Прп. Фомы. Блж. Иоанна и родителей его блжж. Стефана и Ангелины (икона), Бранковичей, правителей Сербских. Сщмчч. Иакова и Александра пресвитеров, сщмч. Евграфа пресвитера и сына его мч. Михаила. Сщмчч. Анатолия, Александра, Евгения, Константина, Николая пресвитеров, и с ними мчч. Петра, Евсевия, Михаила, Дорофея, Лаврентия, Григория и мцц. Александры и Татианы. Сщмч. Михаила пресвитера. Прмч. Сергия. Сщмч. Николая и Алексия пресвитеров. Свв. Анны и Татианы испп. Св. Феклы исп. Прп. Анны исп.
Наверх