Слово о шермициях или кому они нужны?

09.01.2018 19:19

Термин шермиции можно понять как примерные упражнения вооруженных, пеших и конных донских казаков. В традиционной культуре донских казаков этим понятием обозначали примерные упражнения, маневры, которые выступали отработкой разных боевых приемов и действий, состязательного характера. Кулачные бои и борьба относились к мужской забаве, и поэтому они  сопровождали шермиции, в качестве веселого времяпрепровождения.

Сами по себе шермиции выросли из казачьих обрядовых состязаний, устраиваемых по случаю значительных военно-траурных или памятных и торжественных событий. Календарные праздники были тому не исключением, о чем писали и П.Краснов и Е.Котельников. Современные игры стали «лебединой песней» донцов, сохранивших, благодаря стараниям предков, собственную идентичность. В наше время эти игры собирали  донских, уральских, кубанских и терских казаков, которые как и заведено было древним обычаем их, на местах, являвшимися местами памяти, устраивали панихиду и старые свои игры. На играх казаки состязались в тех дисциплинах, которые были исконными для жителей казачьих земель. Шермиции определяли и внешний вид участника, сохраняли его этнодвигательность, а вместе с традиционной обрядовой культурой, способствовали формированию идентичности. Дисциплины шермиций сегодня можно назвать этноспортом, а в комплексном своем виде, благодаря стараниям Федерации Шермиций, они стали на территории Ростовской области национальным видом спорта. Войти в реестр национальных видов России мы не смогли, по банальной причине, сформулированной чиновником от Минспорта, «казаки же не являются признанным народом», что заставило нас отказаться от спортизации видов и сохранить их, хотя бы в пеших и водных вариантах, чисто традиционными. Конные виды, выхолощенные соответствующими спортивными федерациями, находят в таком качестве свое продолжение в состязаниях на «Кубок шермиций».

Шермиции сегодня включают в себя фехтование на шашках, на палашах, на пиках, рубку полосы мишеней, рубку тяжелых для поражения мишеней (рубку мастеров), фехтовальные игры. Также в них входят борьба на ломка, кулачный бой, игра в гайданы, стрельба из традиционного лука, гонки или скачка на каюках. Вот, пожалуй, основные дисциплины шермиций. Все они связаны между собой обязательным допуском к играм — словесностью и комплексом обрядовых действий, включающих молебен, чин освещения воинских оружий, посажения казачат на коня.

Подытоживая отмечу, для проведения шермиций необходимо, чтобы они выполняли главную культуросозидающую функцию, имеющую следующие аспекты: формирование эстетических и этических качеств личности участников шермиций и обучающихся в отделениях и секциях шермичного направления; развитие национальной активности населения; формирования и преумножения числа этнофоров (носителей этнических черт); сохранение и развитие общенациональных и этнических культурных традиций; включение казачьей культуры в общемировой культурный контекст, чем равное взаимодействие с другими состязательными культурными традициями народов России и мира. Есть и еще одна функция у шермиций, она связана с этноинтегрирующей ролью национального праздника, позволяющего участникам и зрителям не только ощутить причастность к единому культурному полю, но и единой этнической группе, народу.

Чтобы подобные функции включились необходимо соблюдать следующие условия.

  1. Местом проведения шермиций должно быть местом народной памяти, связанной с историей народа, с его прародителями, с их славными и трагическими деяниями. Культурный ландшафт должен оживать шермичными действиями, и тем самым созидать картину миру их участников.
  2. Участниками шермиций могут быть представители разных народов, но ядро их должны составлять донские казаки, иначе эти игры превращаются в разновидность ролевой игры.
  3. Дисциплины шермиций должны эволюционировать к народной традиции. Это означает, что победитель в состязаниях должен определяться по итогам прямого состязания с противником. Победа должна быть очевидна для всех участников и зрителей. В борьбе, кулачном бое, фехтовальных поединках — победитель должен одержать победу честным и видимым всем образом. К этому же правилу должны быть склоняемы и другие виды шермиций.
  4. Обрядовый характер игр должен быть не просто обозначаем, я являться единым символическим явлением, которое придает смысл происходящему действию — будь то поминовение предков, состязание в доблести и демонстрация жизнеспособности народа.
  5. Традиции народного костюма, казачьего оружия, владение им, только устанавливаются, приобретают правила и обычаи, которые были утрачены, прерваны историей, поэтому здесь Словесность должна все расставить на свои места.

Эти правила выражают суть шермичного движения, его основу и определят его сторонников. Федерация казачьих воинских искусств Шермиций приглашает в свои ряды казаков, разделяющих наши убеждения, цели и задачи, которые все еще, с завидным упорством, ставит перед нами история. Для тех же людей, которые утратив историческую и культурную память, в поисках «собственного Я», примеряют на себя казачью одежду,  есть о чем крепко подумать…

А.В.Яровой.

Дикое поле

Поделиться:
Неделя 26-я по Пятидесятнице.
22 декабря 2024
Зачатие праведною Анною (икона) Пресвятой Богородицы. Пророчицы Анны (икона), матери прор. Самуила (икона). Свт. Софрония (икона), архиеп. Кипрского. Прп. Стефана Новосиятеля. Сщмч. Владимира пресвитера. Сщмч. Владимира пресвитера и мц. Евфросинии. Сщмчч. Василия и Александра пресвитеров. Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость" (икона).
Наверх