Олег Атьков:
«Наука и религия — как два крыла,
без которых невозможно полноценно ни лечить людей, ни летать в космос»
— Что святой Лука означает лично для вас? Когда вы о нем впервые узнали?
— Конечно, святитель Лука — образец для меня, как и для всякого врача. Я познакомился с его житием уже взрослым человеком. 11 июня 1961 года, в день его смерти, мне было 12 лет, и я, конечно, ничего не знал о нем, как и в 1967 году, когда поступил в Крымский медицинский институт в Симферополе. С 1946 до конца 1947 года владыка был консультантом, помогая военному госпиталю в Симферополе. Он проводил показательные операции, читал лекции для врачей Крымской области. Когда ему запретили выступать перед аудиторией в архиерейском облачении, он покинул Хирургическое общество. На дверях квартиры профессора было написано, что он ведет бесплатный прием ежедневно, кроме праздничных и предпраздничных дней. При своей жизни он исцелил огромное количество безнадежных больных. Иногда исцеления происходили лишь по его молитве.
Я видел глаза мудреца, человека, очень много повидавшего
Но обо всем этом я узнал много позже, а не во время учебы в мединституте. Тогда все, что было связано с религией, не приветствовалось. Комсомольцы и члены партии не могли участвовать в церковных таинствах и обрядах. Я отучился в Симферополе один год и переехал сначала в Киев, а затем в Москву, где и узнал об этой удивительной личности. Конечно, меня как врача потрясла судьба человека, который внес величайший вклад в разработку методов лечения гнойных ран. Я видел фотографии, запечатлевшие этого человека и в его Красноярский период, и уже в Симферополе, где последние 15 лет своей жизни он возглавлял кафедру как архипастырь. Я видел глаза мудреца, человека, очень много повидавшего. Мне очень хотелось бы посмотреть в эти живые глаза, но не суждено было.
Советую всем посмотреть фильм «Святитель Лука в Ташкенте». Мало кто знает даже из врачей, что именно профессор Войно-Ясенецкий в начале 1924 года провел первую в России успешную операцию по пересадке почки теленка больному человеку.
— Советская власть десятилетиями уничтожала представителей Церкви, но далеко не всех обитателей лагерей эта власть потом награждала высочайшими государственными наградами, как это произошло с Войно-Ясенецким.
Его научные труды и в наши дни остаются настольными книгами хирургов
— Да, удивительным был дуализм власти по отношению к такому человеку: сначала 11 лет он был ссыльным в сталинских лагерях, а потом был удостоен Сталинской премии первой степени за научные труды по гнойной хирургии. Почти всю премию он пожертвовал детям послевоенной поры. А его научные труды (он написал 55 книг по хирургии и анатомии) и в наши дни остаются настольными книгами хирургов. Также он написал 12 толстых томов проповедей, но наиболее широко известны его книги «Я полюбил страдание», «Дух, душа и тело», «Наука и религия».
Я считаю, что наука и религия — это как два крыла, без которых невозможно полноценно ни лечить людей, ни летать в космос, ни заниматься исследовательской или любой другой работой.
К святителю Луке, как человеку сведущему и знающему, направляли больных даже в махонький поселок, где он отбывал ссылку и не имел права практиковать. Но он творил добро и исцелял людей везде и всюду. И для людей неважно было, молится ли он перед операцией, плачет ли. Главное, что он помогал страждущим.
Святитель Лука умел безошибочно диагностировать болезнь. Ему помогали и опытность, и необыкновенная прозорливость. Однажды у супруги одного из священников случился приступ. Святитель порекомендовал срочную операцию, но консилиум врачей не нашел ничего серьезного и решил, что операция не нужна. Женщина, верившая святителю, настояла на своем, и врачи обнаружили в брюшной полости образование, которое было миной замедленного действия. Даже полностью ослепший владыка очень точно ставил диагноз.
Профессор Сергий Филимонов:
«Через святителя Луку для меня засиял свет Христа»
— Говорят, святой Лука сыграл особую роль в вашей жизни.
— Да, если любви к медицине меня научили родители-врачи, то любви к Богу и людям – архиепископ Лука. До 21 года я ничего не знал о нем. Когда был курсантом Военно-медицинской академии, на курсе оперативной хирургии прочитал «Очерки гнойной хирургии», как классический труд по медицине. В советское время нам не говорили, что автор этой прекрасной книги — священнослужитель. Когда я стал верующим врачом и начал воцерковляться, мой духовный отец — протоиерей Василий Лесняк — принес автобиографию святителя Луки с пожеланием, чтобы я стал похожим на него, чтобы его жизнь стала для меня примером. Хотя таких высоких целей, как молодой Валентин Войно-Ясенецкий, я перед собой не ставил, все же хотел послужить людям, помогать им в их скорбях и болезнях. Прочитав труды и проповеди святителя, был поражен его многогранностью, титанической высотой и силой его мысли. Мне стало ясно, что человек не сможет ничего подобного сотворить в своей жизни, если ему не станет помогать Бог. Так для меня через святителя Луку засиял свет Христа. Я считаю, что о нем нужно рассказывать везде и всюду.
— По чьей инициативе Общество православных врачей России носит имя святителя Луки?
— 10 лет тому назад, в конце сентября 2007 года, в Белгороде прошел I Всероссийский съезд православных врачей, на котором представители 49-ти епархий Русской Православной Церкви решили создать ОПВР. А уже 12 октября Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил деятельность Общества и присвоил ему имя, которое очень дорого всем российским врачам. Его носят не только Всероссийское и Санкт-Петербургское общества православных врачей, но и многие другие отделения ОПВ в разных городах России.
К 140-летию святителя Луки Крымского ОПВ Санкт-Петербурга подготовило полуторачасовую программу с экскурсией по выставке «Святитель Лука — врач безмездный», на которую была привезена икона святителя Луки с частицей его мощей. Эта выставка способна внести весомый вклад в дело просвещения будущих врачей. Я всегда стараюсь рассказывать своим студентам о личности и жизненном пути святителя Луки. К сожалению, многие выпускники медицинских вузов мало что знают о нем. А ведь святитель Лука помогает врачам не падать духом, не поддаваться унынию, видя, что в современной российской медицине происходят большие деструктивные явления.
Как ни странно, но в Греции святителя Луку почитают гораздо больше, чем на его родине. Поэтому и исцелений там больше. Нужно, чтобы о нашем святом враче узнали все россияне. И тогда люди будут идти за помощью не только в больницу, но и в храм Божий, не только ложиться на операционный стол, но и исповедоваться и причащаться, пить святую воду, молиться святителю Луке. Вот этого и хочу пожелать всем! И помощь обязательно придет!
Сергей Шестопалов:
«Имя святителя Луки присвоено Обществу хирургов Греции»
— Расскажите о почитании святителя Луки в Греции.
— Для греков святитель Лука — пример стойкости и преданности Богу. Я, конечно, знал и раньше, что Элладская Православная Церковь глубоко почитает русского святого, видел греческие иконы, на которых святитель Лука изображен с хирургическими инструментами. Но только в Греции мы своими глазами увидели, насколько там почитают и как искренне, по-детски любят святителя Луку, как щедро он являет греческому народу свою помощь, как общество и Церковь воспринимают духовный подвиг русского святого. Иконы святителя Луки мы встречали повсюду — в храмах, домах, магазинах, автомобилях и даже в государственных учреждениях.
В маленькой Греции действует более 40 храмов с честь святителя Луки
В маленькой Греции действует более 40 храмов с честь святителя Луки. В апреле 2017 года, в дни празднования 140-летия со дня его рождения, в городе Нафплион освящен новый большой храм, носящий его имя. Торжества возглавил Предстоятель Элладской Православной Церкви Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним ІІ. Великолепные храмы в честь святителя Луки мы видели и в Салониках на территории госпиталя, и в Верии. В Верии храм поражает своими огромными размерами, архитектурой и внутренним убранством. Ничего подобного нет ни в России, ни в мире. Во многих храмах Греции каждую неделю совершается молебен святителю Луке. Дни его памяти отмечаются с особой торжественностью при стечении огромного количества верующих.
Русскому святому посвящается множество мероприятий, лекций, конференций, радио- и телепередач, статей в газетах и журналах. Нас поразил масштаб посвященных ему конференций, которые проходили в таких городах, как Афины, Верия, Фивы, Салоники. В Афинах в одном лишь Музее вооруженных сил Греции было полторы тысячи человек: представители власти и администрации, верующие и духовенство во главе с Предстоятелем Греческой Православной Церкви, ученые, преподаватели, врачи разных специальностей. Прямую радиотрансляцию выступлений слушали тысячи греков, которые не поместились в больших залах музея. Жители Афин услышали живой голос святителя Луки — его проповедь о терпении в преодолении трудностей и любви к людям, записанную в Симферополе при его жизни. Нас впечатлил огромный интерес греков к выступлениям о русском профессоре-хирурге, подвижнике веры. Они смотрели с уважением и на нас, представителей Украины и России — только благодаря ему.
Особое впечатление произвела на нас большая выставка детских рисунков, посвященных жизни и подвигу святителя Луки. Удивительно, как детям удается раскрыть гармоничное сочетание в одном человеке врачебного мастерства и веры, медицинской науки и религии, надежды на спасительную помощь не столько врача, сколько Бога. На одном рисунке был изображен доктор с архиерейским крестом на груди, то ли в белой рясе, то ли в белом халате и с посохом. Он спешит в Грецию, где родители молятся и просят его помочь — спасти их ребенка от страшной болезни. В детских работах сквозит удивительное, совсем не детское понимание важности и реальности не только земной, но и небесной помощи святителя Луки.
— Имя святого Луки грекам открыл Нектарий (Антонопулос), игумен монастыря Преображения Господня в Сагмата, ныне ставший митрополитом Арголидским.
— Да, прочитав книгу об этом святом, отец Нектарий был так поражен, что изменилась вся его жизнь — он посвятил ее благотворительной программе «Мост любви» (помощи русским и украинским социально незащищенным детям) и распространению знаний о владыке Луке. Отец Нектарий побывал практически во всех местах, где жил, работал или отбывал ссылку святитель Лука, то есть изучил всю географию жизненного подвига владыки-хирурга. Он шаг за шагом прошел по стопам святителя Луки весь его жизненный путь и знает о нем очень много. И эти знания он несет людям, организуя конференции, участвуя в создании фильмов, издавая книги о святителе Луке. Результат этой деятельности — всеобщее почитание греками нашего святого. Каждое лето многие греческие приходы организуют паломнические поездки в Крым, а 11 июня 200-300 паломников прибывают спецрейсом из Греции в Симферополь, где сохранился дом владыки, где в кафедральном соборе в серебряной раке почивают его мощи. Эта рака — дар христиан Греции — была изготовлена и доставлена самолетом в Крым в 2001 году по случаю 40-летия со дня преставления святителя Луки.
По всей Греции издаются книги о святителе Луке и его труды. Книгу «Я полюбил страдание» на греческом языке мы с изумлением нашли сразу в нескольких монастырях на Афоне. Большинством голосов имя святителя Луки присвоено Обществу хирургов Греции. Вместе со своим небесным покровителем хирурги очень успешно оказывают врачебную помощь населению Греции. Верующие заказывают молебен, просят о помощи святителя Луку, прикладываются к частице его святых мощей или к чудотворной иконе — и получают исцеления.
Владыка Нектарий уже много лет записывает рассказы о явлениях святого врача, о его благодатной помощи множеству людей из Греции, России и других стран. Сначала греки узнали о многочисленных свидетельствах чудесной помощи святителя жителям Крыма из книг, изданных отцом Нектарием. Потом о чудесах по молитвам святителя начали свидетельствовать сами греки. Наталья Георгиевна Николау перевела на греческий язык книгу «Безмездный целитель святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Житие. Чудеса. Письма», изданную Свято-Троицкой Сергиевой лаврой.
— Одно из самых поразительных чудес святого Луки — исцеление Назара Стадниченко, когда у подростка заново отросли перебитые пальцы рук.
— В книге архимандрит Нектарий пишет о чуде как о событии, которое доступно человеческому разуму. Чтобы понять это чудо, надо поднять взор к небу, рассмотреть это на духовном уровне, обратиться к опыту Церкви. Отец Нектарий пишет о том, что чудо подобно празднику, который вносит радость в монотонное течение нашей жизни, что это своеобразный ответ любви Небесной на наши молитвы. Через чудо мы получаем информацию совершенно другого, более высокого уровня, отличающуюся от привычной нам. Этот другой уровень доступен во всей своей глубине и полноте только в Церкви. Чудесные явления в нашей жизни, конечно же, не отменяют обычных ее законов. Они лишь показывают, что все действующие так называемые естественные законы не являются единственными. То, что мы называем «чудесным явлением», — естественный факт в мире другого уровня, поэтому подобные явления не должны нас удивлять. Чудо поражает своей необычностью лишь тех, кто всецело поглощен повседневной рутиной и живет, не поднимая головы к небу. Духовный же смысл чуда в том, чтобы душа, им потрясенная, обратила свой мысленный взор к Господу Иисусу Христу. Святые, по слову Спасителя, при жизни и после смерти ради спасения людей не перестают творить чудеса во славу Божию. Таковы и святитель Лука Крымский, и святитель Нектарий Эгинский, митрополит Пентапольский. Им дана Богом великая сила помогать людям, исцеляя их даже от таких болезней, как рак. Поэтому в Греции многие онкобольные молятся и святителю Луке.
— Почему в России о чудесах святителя Луки известно намного меньше, чем в Греции?
— Видимо, россияне молятся святителю Луке не так горячо, как греки. Да и не все наши люди знают об этом святом, хотя снято несколько документальных фильмов о нем. В одном Патерике описано, как игумен монастыря призывал братию усиленно помолиться Господу о дожде. Монахи, понуждаемые игуменом, кое-как помолились на засохшем поле. Дождь скудно покапал, и братия возроптала: «Вот мы молились-молились, а дождь лишь чуть-чуть покапал и перестал». Игумен скорбно ответил: «Как молились, так и получили». Владыка Нектарий, внешне похожий на святого Луку, знает, как незримо владыка-хирург объединяет наши народы, как наводит прочные «мосты любви» между нашими странами. Митрополит Нектарий не устает молиться и своему Небесному покровителю — святителю Нектарию Эгинскому — и святому Луке Крымскому, нашим ходатаям пред Богом.
Профессор Николай Дайхес:
Образ профессора Войно-Ясенецкого
незримо витает над нашей врачебной династией
— Николай Аркадьевич, близок ли вам святой врач?
— Близок — не то слово. Образ профессора Войно-Ясенецкого незримо витает над всей нашей семьей, над нашей врачебной династией. Поэтому его иконы, конечно, есть и в нашем домовом храме, и в моем рабочем кабинете. В 2014 году я возглавлял группу наших наиболее авторитетных медиков и общественных деятелей в области здравоохранения, которая объехала все районы Крыма. В Симферополе мы посетили кафедральный собор, где покоятся мощи архиепископа Луки. А рядом с храмом есть его музей. Экскурсовод рассказала, что осенью 1903 года архиепископ Лука окончил медицинский факультет Киевского университета. А мой дед, профессор Дайхес, в том же 1903 году окончил Харьковский медицинский институт. Меня поразило то, что и архиепископ Лука, и мой дед прошли врачами-добровольцами всю русско-японскую войну. В музее я искал на фотографиях своего деда, отца моего отца, основателя нашей лор-династии. За участие в боевых действиях дед получил возможность работать в Германии, в клинике Шарите — самой известной университетской клинике Европы.
— Был ли в вашей жизни яркий случай, связанный с именем святителя Луки?
— В 1983 году после окончания Астраханского мединститута я приехал в Москву, и буквально на второй год я оперировал молодого монаха из Троице-Сергиевой лавры, практически моего ровесника, только что принявшего постриг. У меня до сих пор сохранилась подаренная им автобиографическая книжка архиепископа Луки «Я полюбил страдание», изданная в 1984 году издательством «Посев». А при обучении в мединституте я читал две настольные книги каждого хирурга: «Этюды брюшной хирургии» Сергея Сергеевича Юдина и «Очерки гнойной хирургии» Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Мы всегда знали о Войно-Ясенецком: о нем шепотом говорили, что он был епископом. Но до конца никто не отдавал себе в этом отчета.
— Весной 2015 года фотовыставка «Святитель Лука» экспонировалась в вашем Центре. Пользовалась ли она интересом у ваших врачей и пациентов?
Медицина — это в первую очередь служение
— Да, выставку осмотрело довольно много людей. В нашем Центре лечатся пациенты с нарушениями дыхания, голоса и слуха. Их выздоровление зависит не только от правильного лечения, но и от веры, а вера — это главное и для пациентов, и для медиков. Считаю, что эту выставку нужно показывать студентам медицинских вузов и училищ. Своим молодым врачам я говорю, что их работа — это служение. Если ты хочешь зарабатывать деньги, иметь яхту, несколько машин, то занимайся бизнесом, не надо работать врачом. Медицина — это в первую очередь служение.
Ключарь нашего домового храма передал выставку «Святитель Лука» в Фатеж. В Фатеже, где будущий святитель Лука работал в районной больнице, сохранились операционная и помещения, где он принимал пациентов, дом, в котором он жил с семьей.
Доктор Лиза:
«В медицинских институтах и училищах
нужно насильно заставлять читать врачей и сестер
некоторые фрагменты из его трудов»
Доктор Лиза была глубоко верующей православной христианкой и часто вспоминала святителя Луку (Войно-Ясенецкого). Как-то Игорь Зыбин, корреспондент порталаПравославие.Ru, спросил Елизавету Глинку:
— Вы любите цитировать святителя Луку (Войно-Ясенецкого). Что бы вы взяли для себя из его трудов и образа жизни?
Читая святителя Луку, выношу для себя главное — относиться к ближнему, как к самому себе
— Работать, невзирая ни на что, — это в первую очередь. Труды именно этого святого и об этом святом я читаю чаще всего. Читаю с 16 лет. Читаю и в хорошие моменты моей жизни, и в плохие. Я понимаю, как он сумел в тяжелые для себя моменты сохранить человеческое отношение и к больным, и к заключенным, с которыми он работал, и к большевикам, которых он оперировал. Наверное, здесь статус человека важнее. Благодаря святителю Луке мне все равно, с кем работать. Есть категории больных, которые мне не нравятся: например, от них ужасно пахнет. Но, читая святителя Луку, выношу для себя главное — относиться к ближнему, как к самому себе. Хотя его проповеди для меня сложнее всех остальных его трудов, главным образом потому, что неисполнимы: я не монахиня, чтобы жить так, как он призывает.
У меня есть все книги, которые о нем написаны, много его икон. В нашем киевском хосписе находится большая икона святого, освященная в Симферополе у его мощей. Я пишу о нем много, даю куски из его проповедей ко всем церковным праздникам, но не пропагандирую его, потому что он в этом не нуждается, и не обсуждаю его ни с коллегами, ни с больными. Но при этом считаю, что еще в медицинских институтах и училищах нужно насильно заставлять читать врачей и сестер некоторые фрагменты из его трудов.