9 июля 2020 года по благословению председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла состоялся вебинар «Неоязычество в современной России: угроза религиозного экстремизма. Участниками образовательного мероприятия стали ответственный секретарь Синодального комитета иерей Тимофей Чайкин, преподаватель Ставропольской духовной семинарии иерей Антоний Скрынников, настоятель Борисоглебского храма г.Саратова, сектовед, к.ф.н., ответственный секретарь РАЦИРС, руководитель саратовского отделения Центра религиоведческих исследований св. Иринея Лионского, преподаватель Саратовской православной духовной семинарии иерей Александр Кузьмин, председатель отдела по взаимодействию с казачеством Санкт-Петербургской епархии протоиерей Димитрий Василенков, а также сотрудники Синодального комитета, войсковые священники, казачьи духовники, атаманы и казаки. Всего – около 250 человек из 45 епархий Русской Православной Церкви.
Открыл онлайн-конференцию ответственный секретарь СКВК иерей Тимофей Чайкин. Он передал благословение председателя Синодального комитета и пожелал всем участникам плодотворной работы.
«Сегодня должен получиться серьезный разговор. Хотелось бы подчеркнуть, что мы выполняем благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который в годовом плане Синодального комитете и епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством подчеркивает необходимость проводить подобные конференции», – сказал отец Тимофей.
С докладом «Неоязычество – современное положение движения и пути полемики» выступил преподаватель Ставропольской духовной семинарии иерей Антоний Скрынников. Докладчик поделился мнением об актуальности проблемы. Как считает отец Антоний, в современной России проблема неоязычества вышла на первый план, оставив позади деструктивное влияние секты «Свидетели Иеговы» (запрещена в России).
«По данным ФСБ неоязычники активно ищут выходы на бандподполья Северного Кавказа. Хотя идеология у них, вроде бы, разная, но есть много общего: общий враг в лице государства, в лице традиционных конфессий. Это возможность, с религиозной точки зрения, проявлять агрессию. Было много случаев, когда неоязычники в тюрьмах принимали ваххабизм. В 2018 году по данным сайта Министерства Юстиции, было 220 запрещенных неоязыческих изданий, признанных судами различных уровней экстремистскими», – сказал отец Антоний.
Об угрозе государственной безопасности со стороны неоязычества рассказал иерей Алексий Кузьмин. Священник отметил, что нередко, за безобидным с виду увлечением изучением славянских традиций, может скрываться работа иностранных спецслужб или иных лиц, осуществляющих деструктивную деятельность на территории нашей страны.
«В неоязычестве есть все, чтобы расколоть в России враждующие группировки. И там есть все, что так близко русскому человеку. Там есть, например, любовь к Родине. Однако она замешана на вражде, на национализме, что всегда было чуждо русским раньше. Есть в неоязычестве любовь к природе. Но люди начинают как-то странно к ней относиться – обниматься с дубами, прыгать через костры, что мало общего имеет с «тургеневским», близким русскому человеку, вниманию к родному краю», – сказал отец Алексий.
О привлекательности неоязычества в среде патриотической и военно-ориентированной молодежи рассказал протоиерей Димитрий Василенков, председатель отдела по взаимодействию с казачеством Санкт-Петербургской епархии. Священник обратил внимание на активную пропаганду неоязыческих идей среди спортивной молодежи и представителей силовых ведомств. Зачастую, вовлечение идет через псевдонаучные высказывания, представляя язычество в позитивном свете.
«Их мало интересуют богословские конструкции, исторические аргументы они не воспринимают. Они отвергают официальную историю, потому что у них есть своя история и свои построения. Но я бы заметил, что молодежь в язычестве привлекает псевдо духовность. Любому военному человеку нужно строить на чем-то свой воинский дух», – сказал отец Димитрий.
Участники онлайн-конференции смогли обсудить с выступающими актуальные проблемы, связанные с религиозной обстановкой в стране. Докладчики дали не только теоретическое представление о положении дел, но также поделились практическими советами по противодействию распространения неоязычества.