Северские казаки вспоминают, как участвовали в перенесении мощей святого преподобного Серафима Саровского

26.12.2017 00:27

Порядка двухсот кубанских казаков 26 лет назад приняли участие в перенесении мощей преподобного Серафима Саровского в село Дивеево Нижегородской области.

От нашего района туда отправились 13 казаков Северского станичного казачьего общества, которые рассказали газете «Зори», как всё происходило.

В здании Казанского собора в Санкт-Петербурге в январе 1991 года неожиданно для всех были найдены мощи одного из самых почитаемых русских православных святых – преподобного Серафима Саровского. Мощи были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения, куда в течение нескольких месяцев безостановочно шли верующие. Из собора началось продолжительное странствие святых мощей по городам – по пути из Москвы в Дивеево. Это был своеобразный крестный ход на колёсах. Мощи перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Патриарха Алексия II. Кортеж останавливался в городах и монастырях по пути следования, где Патриарх служил литургию и совершались бесчисленные акафисты преподобному Серафиму. Это было одним из самых ярких событий в русской церковной истории XX века.

Казачество в то время только возрождалось. Союз казаков России обратился к казачьим войскам разных регионов с предложением поучаствовать в перенесении мощей преподобного Серафима Саровского. Кубанское казачье войско приняло предложение и собрало состав из более двухсот казаков со всего края. В их числе были северские казаки-добровольцы: Александр и Виталий Кондратенко, Виктор Голодок, Сергей Толстых, Евгений Пунтасов, Сергей Радченко, Антон Ярмотик, Сергей Петраков, Василий Северинов, Яков Нитименко, Гоша Криворучко, Евгений Спиваченко, Иван Ткаченко.

Это было радостно и почётно для казаков, ведь после долгих лет забвения им вернули право на возрождение своих традиций, появилась возможность показать себя и вселить всем веру в то, что казачество не исчезло. По сути, это был первый их поход за долгое время.

Как вспоминают участники похода, перед отъездом, в конце июля, возле здания казачьей управы в Краснодаре прошло торжественное построение, на котором с напутственными словами выступили войсковой атаман Владимир Громов и старейшины. После этого колонна казаков маршем с песнями прошла по улицам города к железнодорожному вокзалу.

– Мы слышали разное: кто-то насмехался, выкрикивал обидные слова, а кто-то наоборот – радовался вместе с нами и желал счастливой дороги, – вспоминает Александр Кондратенко.

Во главе с походным атаманом Александром Бабковым казаки прибыли в Арзамас, а оттуда на автобусах отправились в Дивеево. Приехали ближе к вечеру. На удивление в Дивеево было безлюдно. Как выяснилось позднее, взрослые вывезли из села всех детей. Кто-то распространил слух, что казаки приедут с кинжалами и всех вырежут. Но это, конечно, оказалось неправдой, и вскоре местные жители перестали их бояться.

– Люди оказались очень гостеприимными, – говорят казаки, – делились и помогали, чем могли. Нас там уважали, а когда мы пели песни на улице, выходили из своих домов.

Жили в полевых условиях – в палатках. Как признаются казаки, очень удивила погода: днём было тепло, а ночью температура воздуха опускалась до пяти градусов, в том время как на Кубани на термометрах было +25 и выше. Приходилось на землю стелить сено и укутываться в бурки.

Кроме кубанских казаков в Дивеево прибыли забайкальские, донские, терские, уральские, семиреченские, уссурийские и другие. Со всеми сложились хорошие отношения, у многих появились друзья.

Питался наш отряд в местном дивеевском ресторане, но первый же обед вызвал у казаков недовольство. Тогда они решили сами готовить себе еду. Традиционный кубанский борщ и кулеш пришлись по вкусу товарищам-казакам из других войск.

Так как казаки приехали на несколько дней раньше, чем привезли мощи святого, они помогали обустраивать храм, несли службу, патрулировали село. А когда у местной жительницы сгорел дом – тоже не остались в стороне от беды.

Первого августа 1991 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, его святые мощи были возвращены в Дивеевский монастырь.

– Это был настоящий праздник для людей и прихожан, – вспоминает Виктор Голодок. – В Дивеево приехали около миллиона паломников со всей страны. Нам тоже удалось прикоснуться к мощам святого.

Когда мощи привезли в Дивеево, служба стала тяжёлой для казаков, дежурили круглыми сутками. Очередь людей выстраивалась в несколько километров. Но благодаря сплочённости, выдержке всё прошло без инцидентов.

Казаки вспоминают, что в Дивеево в эти дни происходили настоящие чудеса – по-другому не назовёшь.

– К мощам приехал юноша, на теле которого было множество гнойников, – рассказывает Александр Кондратенко. – Когда он окунулся в купель, люди не поверили своим глазам: от болячек не осталось и следа! А однажды туда привезли бесноватую женщину, её тоже излечили. Тогда исцелилось много людей.

Казаки пробыли в Дивеево около десяти дней. Когда торжества прошли, патриарх поблагодарил их за службу и благословил. Вскоре всем участникам дивеевского похода Союз казаков России вручил памятный крест «Дивеево».

– Впервые за много лет мы почувствовали волю, – признаются казаки. – Поняли, что мы что-то можем, ведь впервые за столько лет мы вышли в поход и доказали, что казачество было, есть и будет!

на фото: В свой первый поход в Дивеево отправились порядка 200 казаков со всего Краснодарского края.

Такой крест вручили всем казакам, участвовавшим в дивеевском походе.

Кортеж с мощами преподобного Серафима Саровского возглавил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

Оксана ДРАЧ
Северский район
Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
22 ноября 2024
Мчч. Онисифора (икона) и Порфирия (икона). Прп. Матроны. Прп. Феоктисты. Мч. Александра Солунского. Мч. Антония. Прп. Иоанна (икона) Колова. Прпп. Евстолии и Сосипатры. Прп. Онисифора Печерского. Свт. Нектария (икона) Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца. Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия. Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (икона).
Наверх