РЕЗОЛЮЦИЯ Первой межрегиональной научно-практической конференции «Православие – духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения»

16.08.2011 17:27

 

   Первая межрегиональная  научно-практическая  конференция «Православие – духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения» состоялась в городе Ставрополе 16-17 августа 2011 года  по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Ставропольского и Невинномысского, Председателя Синодального Комитета Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по взаимодействию с казачеством при организационной поддержке Ставропольской и Невинномысской епархии,  Терского войскового казачьего  общества и Ставропольского казачьего войска.

В работе конференции приняли участие представители Терского, Кубанского, Донского, Волжского войсковых казачьих обществ, Союза казаков России, православного духовенства, окормляющего казачьи общества,  атаманы казачьих обществ,  представители органов государственной власти, общественные деятели, деятели науки, культуры и образования.

Оргкомитет зарегистрировал 112 человек участников конференции (72 представителя казачества – Ставрополь, Ростов, Краснодар, Москва, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия – Алания, Киргизия, других регионов, 20 человек представителей священства и 20 человек представителей научного сообщества).

Главная цель состоявшегося мероприятия заключалась в отражении и обобщении опыта, создания условий для реализации в казачьей среде задач по организации процесса взаимодействия казачьих обществ с Русской Православной Церковью, а также механизмов формирования пространства духовно-нравственной культуры в казачьих обществах, организациях, станицах и хуторах.

Участники конференции неоднократно подчеркивали, что на протяжении двухтысячелетней истории Православия не было какой-либо отдельной казачьей церкви, но всегда – в России, в Украине и Беларуси – казаки были чадами Русской Православной Церкви. Именно Православная Мать Церковь стремилась к уврачеванию, доставшихся нам в наследие от советского прошлого, пагубных ран нестроений и разделений в казачьей среде, обращаясь в равной мере и к казакам, вошедшим в реестр, и к тем, кто избрал иной путь.

По мнению участников конференции, принцип – равного окормления всех казаков – наиболее полно находит свое отражение в деятельности казачьего священства, призванного волей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, к духовно-нравственному окормлению казачьих обществ на всем пространстве канонического влияния Русской Православной Церкви.

Участниками конференции были также рассмотрены вопросы общности исторических судеб Православия и казачества, обобщен опыт реализации совместных духовно-нравственных программ и проектов, имеющих своей целью не только духовно-нравственное окормление и воцерковление  казачества, но и воспитание гражданственности, патриотизма, семейных ценностей, направленных на возрождение традиционного казачьего семейного уклада.

Были обсуждены многие наиболее важные проблемы казачества. Среди них одна из главных составляющих идеологию казачества в настоящий период его развития есть приобщение к Вере Православной, традиции которой в значительной мере утраченные казаками за 73 года атеистической политики советского государства. Именно поэтому за прошедшие 22 года с начала возрождения казачества общественные, а затем и реестровые казачьи организации своей главной задачей ставили и ставят в настоящее время возвращение в Храм каждой казачьей семьи, помня, слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, что «Казак без Веры – не казак».

Воцерковление казаков, как отмечали выступавшие,  зависит от повседневного соработничества священника, атамана, казака и членов его семьи. От каждого казака во многом зависит формирование православной  духовно-нравственной обстановки в семье.

Многие выступавшие справедливо отмечали, что фактором, затрудняющим воцерковление, является общая проблема нравственной  и экономической  ситуации в России, утрата большинством населения уверенности в обеспеченном и справедливом будущем детей, внуков и правнуков.

Участники конференции подтвердили, что казачество России как часть русского народа, живёт той же жизнью, что и всё общество, его тревожит незавершенность и малоэфективность экономических и социальных реформ, безработица, развал многих предприятий на местах, коррупция, терроризм, пагубность ювенальной юстиции и проблемы образования.

Тревогу участников конференции вызывает обстановка в различных регионах России, связанная с сохранением православной культуры и исторических традиций российского казачества.

В выступлениях был сделан упор на необходимость развития у казачьей молодежи интереса к знанию истории казачества, его семейных традиций, возрождение  Православных духовно-нравственных ценностей.

Еще раз со всей решимостью участники   заявили: «Православие было и есть идеологическая основа казачьего мировоззрения».

Казачество  на протяжении своего историко-культурного развития реализовывало свою особую, отличную от самодержавно-государственной доктрины, идею социального устройства. В основе казачьей идеи лежало общее стремление людей строить свои внутренние отношения не на принуждении и угнетении личности, а на корневых традициях славяно-русского народовластия, раскрепощающих личность во имя выполнения определенной смысложизненной миссии. Данное предназначение казака реализовалось в защите, сбережении и расширении православной цивилизации.

Учитывая характер состоявшейся дискуссии, участники конференции заявляют о необходимости:

1. Активизации работы по реализации принципов духовно-нравственного возрождения казачества на прочном фундаменте Православного мировоззрения и мироустройства, решительного осуждения любых проявлений нестроений и разделений, призывов к раскольнической деятельности в казачьей среде, уклонение казаков в язычество и сектантство.

2. Осуществления и координации деятельности Русской Православной Церкви, ее диалога и сотрудничества с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, а также с органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими взаимодействие с казачеством, через активное сотрудничество с Синодальным Комитетом Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по взаимодействию с казачеством.

3. Приобщения к  основам Православной Веры членов казачьих обществ и общественных объединений казачества, членов их семей, способствовать становлению их православного мировоззрения;

4. Поддержки практики проведения Синодальным комитетом Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством информационно-обучающих семинаров для атаманов и священников. Перенести эти семинары в казачьи регионы с упором на обмен опытом приходской жизни в казачьих станицах и хуторах и духовно-нравственного воспитания в казачьих семьях.

5. Поддержки усилий научных учреждений, общественных организаций, издательств по  разработке и изданию учебно-методических пособий,  обобщающих опыт духовно-нравственного окормления казачьих обществ и их объединений на всех уровнях: хуторских, окружных, войсковых, станичных, городских.

6. Внесения предложений в адрес Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества о создании «Общероссийской сетевой структуры казачьего Православного образования» по схеме: Российский Православный Университет – Университеты (филиалы) в регионах (Краснодар, Ростов, Ставрополь, Оренбург, Иркутск, Хабаровск, Красноярск).

Основываясь на принципах Православия, признания особой роли Русской Православной Церкви в формировании духовно-нравственного облика современной России и опираясь на возрастающее значение исторического, традиционно-культурного наследия православного казачества в условиях глобальных вызовов современной эпохи участники конференции считают:

  1. Обратиться к епархиальным архиереям и атаманам войсковых казачьих обществ с предложениями:

а) заключения договоров о сотрудничестве между казачьими обществами и благочиниями (приходами) РПЦ, разработки и целенаправленной реализации планов совместной работы по вопросам воцерковления и духовно-нравственного окормления казачества;

б) заключение договоров о сотрудничестве между образовательными учреждениями и приходами РПЦ казачьих округов по вопросам духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения;

в) проведения постоянного мониторинга участия членов казачьих обществ, включая их семьи, в религиозной жизни соответствующих приходов Русской Православной Церкви в целях выработки соответствующих предложений по оптимизации процессов духовного окормления данной группы населения Российской Федерации.

2. Рекомендовать атаманам казачьих обществ:

а) хранить, развивать и приумножать духовно-нравственные, патриотические и культурно-исторические традиции казачества; давать решительный отпор любым попыткам раскола среди казачества и посягательств на Православную Веру, ибо вне Матери Церкви не может быть благочестивого казачества,

б) считать важным направлением в жизни казачьего общества формирование традиции воинского братства, воспитания воинов Христовых, верных защитников православных устоев жизни общества;

в) способствовать реализации в казачьем сообществе основополагающего принципа жизни казака: «казак без Веры – не казак» через практику воцерковления членов казачьего общества и членов их семей;

г) способствовать активному включению членов казачьих обществ в жизнь православных приходов – регулярное посещение богослужений, участие в Церковных Таинствах;

д) развернуть работу по формированию молодёжных православных казачьих организаций;

е) создавать казачьи духовно-патриотические клубы и опорные центры по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию казачьей молодёжи;

ж) поддержать инициативу Правительства Москвы о проведении Всероссийского казачьего фестиваля в столице нашей Родины.

3. Поддержать проекты Концепции и примерной программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах, разработанную рабочей группой Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

4. Участники конференции поддерживают:

а) предложение обращения к губернатору Ставропольского края об открытии казачьего кадетского корпуса;

б) предложение Преосвященного Кирилла, епископа Ставропольского и Невинномысского, о создании епархиального Совета атаманов для координации взаимодействия казачьих обществ и приходов Русской Православной Церкви на территории края.

 

Участники конференции считают необходимым направить настоящую резолюцию в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, Министерства регионального развития Российской Федерации, Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северокавказском округе, руководителям казачьих регионов, Президентам Северокавказских республик, епархиальным преосвященным в казачьих регионах, атаманам войсковых казачьих обществ и общественных организаций казачества для учета в работе мнения участников конференции.

 

 

Любо!

Слава Богу, что мы казаки!

 

Ставрополь, 16-17 августа 2011 года

Поделиться:
Седмица 27-я по Пятидесятнице.
23 декабря 2024
Мчч. Мины (икона), Ермогена и Евграфа. Свт. Иоасафа (икона), еп. Белгородского. Мч. Гемелла Пафлагонянина. Прп. Фомы. Блж. Иоанна и родителей его блжж. Стефана и Ангелины (икона), Бранковичей, правителей Сербских. Сщмчч. Иакова и Александра пресвитеров, сщмч. Евграфа пресвитера и сына его мч. Михаила. Сщмчч. Анатолия, Александра, Евгения, Константина, Николая пресвитеров, и с ними мчч. Петра, Евсевия, Михаила, Дорофея, Лаврентия, Григория и мцц. Александры и Татианы. Сщмч. Михаила пресвитера. Прмч. Сергия. Сщмч. Николая и Алексия пресвитеров. Свв. Анны и Татианы испп. Св. Феклы исп. Прп. Анны исп.
Наверх