Протоиерей Олег Кириченко: «Журналисты не всегда свободны в выборе тем и манере выводов»

06.04.2017 19:42

Фото: Официальный сайт Волгоградской и Камышинской епархии

Председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений и делам казачества Общественной палаты Волгоградской области, протоиерей Олег Кириченко провел встречу со студентами Школы межэтнической журналистики ВолГУ и рассказал о том, на что нужно обратить внимание при освещении вопросов этноконфессиональной тематики, чтобы читатель получил достоверную информацию и остался доволен.

Протоиерей Олег Кириченко: «Журналисты не всегда свободны в выборе тем и манере выводов»

На территории Волгоградской области проживает свыше 130 народов и представлены три основные религии: христианство, ислам и иудаизм. Это накладывает определенный отпечаток на информационную повестку дня в регионе. Но иногда журналисты региональных СМИ допускают грубые и непростительные ошибки, приводящие к неприятным последствиям как для народов, так и для самих журналистов

Отец Олег, скажите, по каким критериям вы отбираете СМИ для чтения?

С одной стороны, это издания, которым я доверяю и которые известны мне. С другой   есть ряд СМИ, с которыми категорически не согласен, но они пользуются определенным доверием у других людей, поэтому просматриваю их ленту тоже.

Какие издания религиозной направленности популярны на территории Волгоградской области? И стоит ли увеличивать количество таких СМИ?

Увеличивать издания, пишущие на этноконфессиональные темы, стоит только в Интернете. Сетевые издания стали сейчас очень популярными, особенно среди молодежи. Из печатных СМИ могу выделить епархиальную газету «Православное слово». Также недавно сделал для себя открытие, когда в одном из хуторов региона услышал весьма лестные отзывы о газете «Казачий круг». Оказывается, ее очень любят в глубинке и всегда с нетерпением ждут очередного выпуска. А в городе некоторые даже не слышали об этой газете. Среди мусульман очень популярна газета «Ас-Салам», а еврейская община выпускает свое печатное издание «Шофар Поволжья».

В некоторых волгоградских СМИ сложилась традиция отдавать предпочтение негативным инфоповодам, касающимся этноконфессиональной тематики. Как вы считаете, журналисты все-таки должны больше уделять внимание положительным новостям?

Недавно взбудоражил инцидент об акте вандализма возле храма святого Иоанна Предтечи, где молодой человек, девушка и подросток пытались сломать крест ради селфи. Эта новость заинтересовала не только региональные, но и федеральные СМИ. Есть некий инфоповод, пусть и негативный, но он интересен и его сразу подают как горячий пирожок для читательской аудитории.

Существует такое понятие, как редакционная политика, которую определяют владельцы СМИ и, зависимые от владельцев, редакторы изданий. Все прекрасно понимают, что журналисты не всегда свободны в выборе тем и формулировке своих выводов. Но, если есть возможность, нужно подавать больше позитивных новостей. Наш народ уже сыт по горло негативом, транслирующимся по всем каналам, радио, в печати и Сети. В каком ключе журналисты будут подавать новости, такое настроение и будет у общества – так было в Советском Союзе и осталось до сих пор.

Насколько глубоко журналист должен разбираться в религии, о которой он пишет?

Любой современный человек должен разбираться в религии. Читаешь порой какие-то журналистские публикации и так больно от очевидной некомпетентности автора. Он строит из себя интеллектуала, но на самом деле чувствуется, что ничего не знает. Хотя активно высказывает свое мнение и судит. Если не разбираться в том, о чем пишешь, то вами будут активно пользоваться: начнутся заказные материалы, где вы искренне, но невежественно будите писать, и, возможно, наносить вред другим. Прежде чем писать или говорить на этноконфессиональную тему, нужно знать хотя бы, чем отличается православные верующие от католиков и кто такие протестанты.

Как правильно освещать традиции представителей других конфессий и этносов, чтобы не возникало осуждения традиционных ритуалов?

Лучше всего разговаривать непосредственно с подлинными носителями тех или иных религиозных взглядов. Очень часто наши СМИ предполагая, что рассказывают о подлинно православно-христианских традициях, на самом деле излагают некие языческие байки, чем вводят многих в соблазн и заблуждение. Что-то похожее часто происходит и с традициями мусульман.

Поэтому лучше обращаться за комментариями к людям, которые компетентно расскажут, что и как есть на самом деле. Например, к священникам, имамам, пасторам, раввинам. Не нужно бояться спрашивать, тем более многие эксперты с удовольствием идут на встречу журналистам.

Одной из главных причин межнациональных конфликтов является религиозный фанатизм. Он пропагандирует нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим. Как вы считаете, каким образом можно снизить частоту проявления религиозного фанатизма?

Мы, представители традиционных религий и конфессий, будем рады вместе собираться с молодежью и проводить какие-то совместные акции. Пожалуй, это основной шаг к снижению частоты проявления религиозного фанатизма. Так, в этом году, для общего выстраивания терпимости в обществе, планируется провести несколько весьма значимых совместных мероприятий с участием православных и мусульман.

Каждая мировая религия претендует на обладание полнотой Божественного Откровения, каждая имеет собственный вероучительный фундамент, который невозможно сдвинуть ни на миллиметр. Вопрос о том, какой именно путь приводит к вечности Божией, разрешается только в этой вечности, за пределами земного существования, однако здесь на земле, во временном бытии сотрудничество между традиционными религиями оказывается не просто возможным, но – насущно необходимым! И, как это ни парадоксально звучит, именно яркая несовместимость наших вероучений, практическая нереальность взаимных миссий является одной из главных предпосылок такого сотрудничества.

Межрелигиозный диалог представляется мне жизненно необходимым в плане предотвращения и недопущения тех межрелигиозных конфликтов, которые мы можем наблюдать сегодня в секулярной Европе.

Как поднять дух патриотизма у современной молодежи?

Мне кажется, для поднятия патриотизма нужно находить какие-то важные точки в истории. По сути, в настоящее время единственным высокоторжественным и патриотическим днем в светском календаре осталось 9 мая. Весь российский патриотизм свелся к теме Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Безусловно, память и осмысление Победы необходимо. Однако,  постоянный повтор одного и того же приводит к тому, что у молодого поколения начинает появляться некоторое отторжение. Молодежи важно рассказывать и о другом значимом, что еще происходило в истории Отечества и в истории родного края. Надо гордиться нашей Великой Победой, но нельзя забывать и про другие патриотические даты.

В этом плане мне кажется интересным праздник народного единства 4 ноября, который с каждым годом начинают отмечать всё большее количество людей. Если раньше многие скептически относились к этому дню, то сейчас он становится все более и более популярным.

Исторические фильмы также популяризируют нашу богатую историю. А наша необыкновенная природа… Мы ездим за границу, чтобы полюбоваться земными красотами, забывая о том, что рядом с нами так много прекрасного: Природа России невероятно богата и многогранна. Здесь есть всё: и высокие горы, и засушливые пустыни, и бурные реки, и холодные моря, гейзеры, каньоны, вулканы и многое другое.  И всё это настолько прекрасно, что любоваться можно вечно.

Время безбожия прошло. Однако, на место религий традиционных сегодня осуществляется попытка насадить в молодёжной среде некое неоязычество. Надо сказать, подлинное, древнее язычество, с его жреческими обрядами и ритуалами,  невосстановимо. И вот то, что мы можем сейчас наблюдать – это проект, реализуемый не без участия зарубежных государств. Печальный опыт Украины, где с успехом распространялось и навязывалось неоязычество, вылился в события на Майдане и гражданскую войну. Кстати, совершенно не случайно в карательных отрядах и подразделениях т.н. украинской Нацгвардии  так много неоязычников. Меня очень тревожит это. План по разделению опробован в соседней стране, сейчас наши недруги приготовили идентичный план и для России. Проект неоязычества хорошо подходит для реализации этого плана, ведь неоязычники делают основной упор на борьбу против Православной Церкви, которая является одной из важнейших скреп, соединяющих Российское государство.

Журналисты должны больше рассказывать о красоте нашей традиционной веры, нашей традиционной культуры. Мы видим, что молодёжь всё больше и больше интересуется отечественной историей. Нельзя позволить нашим недругам, исходя из собственных, небескорыстных  интересов, нашу историю искажать. Именно подлинная великая история единого российского народа, в состав которого входят «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык», может стать хорошим помощником в патриотической идее. Убежден, что новые подходы к подаче материала, разные углы зрения (но без коверканья истории), вне всякого сомнения заинтересуют молодежь.

В завершении встречи протоиерей Олег Кириченко дал практический совет молодым журналистам: «Вам нужно, как губкам впитывать в себя знания. Если вы хотите посвятить свою журналистскую деятельность или хотя бы ее часть этноконфессиональной теме, вы должны понимать разницу разных культур, в чем состоят конфликты, в чем их причина. Займитесь самообразованием, эти знания обязательно пригодятся».

Дарья Тарасенко

Официальный сайт Волгоградской и Камышинской епархии
Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
22 ноября 2024
Мчч. Онисифора (икона) и Порфирия (икона). Прп. Матроны. Прп. Феоктисты. Мч. Александра Солунского. Мч. Антония. Прп. Иоанна (икона) Колова. Прпп. Евстолии и Сосипатры. Прп. Онисифора Печерского. Свт. Нектария (икона) Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца. Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия. Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (икона).
Наверх