Противопожарная вахта казака

04.08.2017 17:58

Фото: ugra-news.ru

С нынешнего года у казачьих обществ появилось еще одно направление деятельности: по договорам с департаментом гражданской защиты населения Югры они обеспечивают пожарную безопасность в малонаселенных пунктах округа – там, где содержать пожарную часть нерентабельно. 

С 1 июля к несению службы приступили казаки Нижневартовского городского казачьего общества, станицы «Кондинская» и «Ермаковская» (Ханты-Мансийский район). Все, кто привлечен к этой службе, прошли специальную подготовку, служба организована вахтовым методом.

Под охраной – Скрипунова
Первыми в станице «Ермаковской» опробовали новое направление в работе казаки Николай Левдин, Михаил Макатаев, Василий Подпругин – недавно они вернулись из деревни Скрипунова (сельское поселение Нялинское). Когда-то это было достаточно крупное село, в советское время – деревня, а сегодня здесь всего несколько домов. Зарегистрированы по месту жительства, по словам главы администрации поселения Валерия Коптяева, всего четыре человека. Тем не менее в летний период сюда приезжает немало дачников, а по сути – уроженцев деревни Скрипунова, которых тянет на родную землю. У некоторых остались дома, огороды – казаки призваны защищать подобные населенные пункты от пожаров, вести разъяснительную работу, распространять среди населения информацию противопожарного содержания.
– Общественное учреждение «Казачья пожарная дружина станичного казачьего общества станица «Ермаковская» зарегистрировано в реестре общественных объединений пожарной охраны Югры на основании приказа МЧС России, – рассказывает атаман Николай Левдин. – Каждая вахта продолжается 15 дней. Дежурить будем весь пожароопасный период, сменяя друг друга, вплоть до конца октября. Сейчас, по сути, идет обкатка нового для казаков проекта. По завершении дежурства осенью проанализируем работу. Если все сложится согласно нормативам, выдержим все параметры, в следующем году можно будет говорить о расширении объема работ.

Казаки защищают от пожаров в первую очередь жилые дома, хозяйственные постройки. Что касается близлежащих лесов, то задача казаков – своевременно сообщить о возгорании тем, кто профессионально занимается тушением лесных пожаров. Тем не менее они считают своим долгом предостеречь население от действий, которые приводят к возникновению пожаров. Казаки вручают приезжающим памятки с указанием телефона прямой линии лесной охраны, а также мер ответственности за нарушение правил поведения в лесу. Кстати, за это можно получить штраф до одного миллиона рублей, а за уничтожение лесных насаждений путем поджога предусмотрено лишение свободы на срок до 10 лет.

Встречает родительский дом
Казаки при любых обстоятельствах должны оставаться казаками, для них остаются священными такие понятия, как Отечество и Вера. Сразу по прибытии в деревню Скрипунова они обратили внимание на заброшенное деревянное здание бывшей церкви, которая еще в 70-е годы использовалась под клуб. Здание постройки 1891 года еще достаточно крепкое, может быть, и сохранилось потому, что поселок малонаселенный, но уж больно неприглядный вид был внутри. Пришлось казакам в свободное от дежурства время засучив рукава наводить здесь порядок, убирая помещение от мусора. Наверняка по праздникам сюда любил стекаться народ до тех пор, пока церковь не закрыли.

Старинное село Скрипунова в XX веке потеряло многих своих обитателей, но окончательно не обезлюдело. Жизнь в нем еще теплится, казаки стали свидетелями встречи земляков, которые съехались сюда из разных уголков России, чтобы повидаться, вспомнить соседей, дела давно минувших лет. Ежегодно приезжает на родную землю со своей семьей Галина Степановна Жукова (в девичестве Змановская), уроженка деревни Скрипунова, проживающая в Тюмени. В этот раз они изготовили и привезли растяжку-коллаж из старых фотографий и разместили на родительском доме. Люди подходили, вспоминали, разглядывали, находили своих родных и близких.

Говорят, больше всего в деревне было жителей с фамилией Змановский. Вот и казаки, убирая помещение бывшей церкви, а потом и клуба, нашли документ – обращение «гражданки д. Скрипунова Зенковского сельсовета Самаровского района Омской области Липистии Петровны Змановской» к прокурору Остяко-Вогульского округа, которая жаловалась на большой сельхозналог в 110 рублей, а также так называемый культсбор и другие поборы. Она спрашивала прокурора: что же делать? Только и остается корову продать и помирать.

Наша газета уже писала о том, что при окружном Доме народного творчества создали казачью избу, посетив которую можно составить представление о том, как жили казаки, как был организован их быт. Многие предметы передали сами казаки, и теперь, если им предлагают то, что уже вышло из нашего обихода, но имеет историческую ценность, они охотно принимают в дар казачьей избе. Так было и в этот раз – жители поделились предметами старины. Чугунок, коромысло и другие предметы, которые отражали быт ушедших поколений сибиряков, передал казакам местный житель Виктор Чигринский.

Поставить теплицу, вспахать огород
Казаки станицы «Ермаковская» в 2015 году вошли в государственный реестр казачьих обществ России, которые активно содействуют решению вопросов местного значения, участвуют в военно-патриотическом воспитании молодежи, способствуют возрождению духовных и культурных традиций в нашем обществе. В Югре казачьи общества помогают в обеспечении экологической, пожарной безопасности, охране объектов животного мира, лесов, работают по договорам с окружными структурами. Государство из окружного бюджета предоставляет казачьим обществам субсидии, за счет чего приобретается традиционная казачья одежда, спортивный, туристский инвентарь, учебно-методические пособия, казачья атрибутика.

Государство проявляет внимание к казакам, а они, в свою очередь, не оставляют без внимания тех, кто в нем нуждается. Так, в поселке Шапша Ханты-Мансийского района казаки станицы «Ермаковская» проявляют заботу об одиноких пенсионерах: кому-то построили новое крыльцо, кому-то поставили теплицу, вспахали огород, раскололи дрова.
Ряды казаков множатся, сейчас, по словам Николая Левдина, в стадии организации казачий хутор в селе Нялинском. Мы поинтересовались у главы администрации сельского поселения: как он к этому относится? Валерий Коптяев ответил так:

– Для меня важно, чтобы движение по созданию казачьих обществ имело целью участие в повседневной жизни территории, чтобы казаки могли стать инициаторами добрых дел, смогли привлечь других, к примеру, на экологические субботники, помощь одиноким людям. Народ верит не словам, а конкретным делам. Надеюсь, именно так у нас и будет.
Хорошее напутствие для тех, кто готовится приобщиться к традициям предков, но прежде надо пройти нелегкий испытательный срок в казачьем обществе. Кто его выдержит, тот в этот раз удостоится чести быть принятым в движение российского казачества в Дни памяти атамана Ермака Тимофеевича, которые ежегодно организует Сибирское войсковое казачье общество. Мероприятие проходит в Тобольске и Вагайском районе.

В начале августа, как рассказал Николай Левдин, казаки «Ермаковской» примут участие в крестном ходе от стен Тобольского кремля до памятника Ермаку Тимофеевичу, также состоится освящение казачьего оружия – нагаек, шашек, кинжалов. Казаки побывают на священном месте – холме Ермака в устье реки Вагай, предполагаемом месте гибели атамана. Прошедшие испытательный срок казаки примут присягу. Такой ритуал для казаков станицы «Ермаковская» повторяется уже на протяжении более десяти лет.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре реализуется государственная программа, рассчитанная на период 2016–2020 годов. Значительное место в документе занимает подпрограмма «Развитие российского казачества», так что можно быть уверенными: у казачьих обществ округа есть перспектива развития.

Как это было

Из истории сибирского казачества

Сибирское линейное казачье войско ведет свое начало от 6 (16) декабря 1582 года, когда, по летописному преданию, царь Иван Грозный в награду за взятие Сибирского ханства дал дружине Ермака наименование «Царская служилая рать».

Но как таковое войско было сформировано только во второй половине XVIII – первой половине XIX века. В 1816 году был учрежден Отдельный Сибирский корпус. В 1861 году утверждено новое положение о войске, оно названо «Сибирское казачество». В 1903 году было пожаловано войсковое Георгиевское знамя «Доблестному Сибирскому казачьему войску за отличную, боевыми подвигами ознаменованную, службу «1582–1903» с Александровской юбилейной лентой». Сибирские казачьи полки принимали участие в Русско-японской войне 1904–1905 годов. В начале ХХ века Сибирское казачье войско считалось в России третьим по старшинству после Донского и Терского. В 1913 году в столичных торжествах, посвященных 300-летию Дома Романовых, приняла участие депутация от Сибирского казачьего войска.

В советский период казачество как сословие перестало существовать. Возрождение сибирского казачества началось в конце 80-х – начале 90-х годов. Сегодня в составе Сибирского казачьего войскового общества девять обществ, в их число входит Обь-Иртышское отдельское казачье общество (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра).

ugra-news.ru
Поделиться:
Неделя 26-я по Пятидесятнице.
22 декабря 2024
Зачатие праведною Анною (икона) Пресвятой Богородицы. Пророчицы Анны (икона), матери прор. Самуила (икона). Свт. Софрония (икона), архиеп. Кипрского. Прп. Стефана Новосиятеля. Сщмч. Владимира пресвитера. Сщмч. Владимира пресвитера и мц. Евфросинии. Сщмчч. Василия и Александра пресвитеров. Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость" (икона).
Наверх