Московский Патриархат
Священный Синод Русской Православной Церкви
Комитет по взаимодействию с казачеством
115419 Москва, Донская площадь д. 1, тел./факс: (495) 952-02-21
16.12.2014
ПРЕСС-РЕЛИЗ
О работе диалог-клуба «Духовно-нравственное окормление
и воцерковление казачества»
22 января 2015 года в Москве в здании Правительства города Москвы в рамках V Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества» состоится заседание диалог–клуба «Духовно-нравственное окормление и воцерковление казачества». Его председателем станет Преосвященнейший Елисей, епископ Урюпинский и Новоаннинский.
На заседание приглашены руководители епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, заместители атаманов войсковых казачьих обществ по взаимодействию с Церковью, священнослужители, духовно окормляющие казачьи общества, представители общественных организаций казачества, всего более 100 человек. Выступят с докладами 16 руководителей епархиальных отделов и деятелей отечественной науки.
Основной темой всех докладов станет проблематика воспитания в казаке настоящего христианина, по слову Святейшего патриарха Кирилла: «Быть казаком значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем».
Откроет заседание войсковой священник Кубанского ВКО, протоиерей Иоанн Гармаш. Он поделится личным опытом работы с войсковым казачьим обществом. Особенно интересно его мнение насчет того, каким должен быть казачий священник: «…казаки оценят священника, который к ним пришел как соратник и соработник. Вместе с ними он и в поле, и в учениях, и в трудные минуты… В этом ключ к душам казаков, которые начинают доверять священнику. Батюшка становится «своим», люди становятся духовнее и воцерковленнее. При таком подходе не возникнут проблемы с возможностью собрания казаков для духовных бесед».
Иерей руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Георгиевской епархии Андрей Чернов в своем докладе довольно точно подметит то, во имя чего служит казак: «Казаки всегда присягали и сегодня клянутся в верности Отечеству и Православной Церкви. Казаки всегда были верными слугами Богу и Отчеству. Так повелось издревле. Свои подвиги и само свое предназначение они рассматривали как ратное служение Христово. В казачьей культуре Православие тесно переплеталось с воинскими традициями: бой воспринимался как священнодействие, а сами казаки рассматривали себя как воины Христовы на страже Земли Русской. Многие века казаки самоотверженно воевали и трудились во имя Веры, царя и Отечества, черпали свою силу в Православии».
О положительной динамике в сотрудничестве казачества и православия на законодательном уровне расскажет в своем докладе заместитель директора по научной работе ФГБОУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Е.В. Годовова. «За два десятилетия существования новой России казаки вновь начинают видеть в Русской Православной Церкви своего традиционного духовного наставника. В Типовом уставе войскового казачьего общества, одобренном Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества 11 февраля 2010 г., впервые учтена роль православия в жизни казачьих обществ. Это свидетельствует как о новом уровне соработничества российского казачества и Русской Православной Церкви, так и о признании российским государствам глубокой взаимосвязи казачества и религиозной традиции».
В докладе заместителя руководителя отдела образования и катехизации Россошанской и Острогожской епархии М.Л. Пирцхалавы прозвучат как никогда актуальные слова российского общественного деятеля первой четверти XX века Н. И. Астрова: «Судьба казачества – это судьба русского народа. И чем теснее будет между ними взаимодействие, чем крепче органическая и духовная связь, тем скорее эта судьба изменится и прояснится».
Современное казачество нащупывает пути приложения своих сил, и всегда с опорой на воцерковленность и служение. Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории, ведь именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая горячая вера и жертвенная готовность защищать ценности своего народа.
Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством