Московский Патриархат
Священный Синод Русской Православной Церкви
Комитет по взаимодействию с казачеством
125284 г. Москва ул. Поликарпова д. 16 (ст. м. Беговая)
25.01.2018 ПРЕСС-РЕЛИЗ
Итоги проведения диалог-клуба «Научная и художественная литература о казачестве: поиск истины и духовное воспитание»
Впервые в истории казачьего направления Международных Рождественских образовательных чтений Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством был организован и проведен диалог-клуб, посвященный вопросам научной и художественной литературы о воцерковлении и истории казачества. Большинство выступающих, как например, известные ученые В.П.Громов и А.И.Агафонов ставили перед собой задачу не сводить содержание к перечислению достижений исследователей-казаковедов за последние 25-30 лет, а высказать мнение о том, как авторы рассматривали и рассматривают вопросы духовного воспитания и возрастания казаков в семье, в казачьих обществах.
В секторе «С» правительства Москвы на Новом Арбате, где проходил диалог-клуб, участникам была представлена экспозиция из 40 книг издательства «РОССПЭН», которое было основано в 1991 году. И вошло в историю российского книгоиздательского дела как мощный интеллектуально-производственный центр по выпуску в свет издательских проектов общественно-политической проблематики, а также по истории, политологии, социологии, социальной философии. Ежегодно выходят около 100 наименований книг в более чем 60 сериях. В частности, преподнесенные в прошлом году в дар владыке митрополиту, главе Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, 117 томов из серии «Библиотека отечественной общественной мысли» – настоящая энциклопедия исторических познаний авторитетных мыслителей, философских представлений именитых сынов России с различными политическими взглядами. На «Книге года» в 2015 году многотомное собрание получило высшую награду – Гран-при. На диалог-клубе участники также познакомились с продукцией издательства по церковной проблематике – это «Патриарх Победы. Жизнь и церковное служение патриарха Алексия» М.И.Одинцова, главного специалиста РГАСПИ, и двухтомник «История Русской Православной Церкви».
В работе диалог-клуба, который по одной из традиций казачьего направления Чтений, возглавил епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон, приняли участие 39 человек. Свои выступления подготовили 13 докладчиков из Москвы, Краснодара, Ростова-на-Дону, Волгограда, Санкт-Петербурга, г.Димитровграда Ульяновской области. Это представители Русской Православной Церкви, МГУТУ им. К.Г.Разумовского, исторической науки, писатели, видные исследователи казачества.
Открыл диалог-клуб доклад директора Российского государственного архива социально-политической истории и директора издательства «РОССПЭН» Андрея Константиновича Сорокина «Актуальный архив. Вспомнить все». Сорокин, в частности, обращает внимание на то, что «раскол в российском общественном сознании по отношению к целому ряду проблем исторического прошлого существует. Я вижу в этом скорее основание для сдержанного оптимизма. В практиках работы с исторической памятью хорошо известен подход, признающий продуктивность взаимодействия конкурирующих интерпретаций и множественных подходов к анализу и оценкам исторического прошлого. Напряженный конфликт интерпретаций – необходимый элемент продуктивного научного и общественного поиска. Именно в результате такого взаимодействия рождается эта напряженная истина. Такая плюралистичная история способна выполнять и важнейшую терапевтическую функцию, приучая адептов крайних подходов к существованию друг друга и к необходимости сосуществования друг с другом. Такой подход позволяет гражданам различных взглядов чувствовать сопричастность к единому телу гражданской нации и государству как общему дому для всех.
Рискуя показаться неполиткорректным, я в этой связи часто говорю о задаче принуждения общественного сознания к позитивному знанию. …в том смысле, что должен восторжествовать позитивистский подход к анализу исторического прошлого. Господство научно установленного факта, зафиксированного в документах, вот что должно, наконец, лечь в основу обращения к сложным страницам исторического прошлого, предварять любые попытки его интерпретаций. В этом смысле архив с большой буквы, хранящий национальную историю во всей ее полноте, со всеми ее взлетами и падениями, способен сыграть роль доктора исторической памяти.
Российскому обществу вряд ли удастся достигнуть согласия в оценках прошлого. В нашем случае, я бы считал это даже контрпродуктивным. Но добиться примирения со своим прошлым, найти в своей персональной и в коллективной национальной памяти место и для трагических и для победных страниц – это, пожалуй, главная задача в год 100-летия революции 1917 года. Второй такой задачей является возврат в общественный и научный дискурс темы социального выбора, совершенного в 1917 г. Причем, сегодня нет и не может быть монополии национальных историографий или национальных течений общественной мысли на интерпретации событий глобального масштаба. Только совместными усилиями можно рассчитывать на адекватный анализ и интерпретации проблем, остающихся для нас актуальными», – полагает А.К.Сорокин.
Доктор философских наук Анатолий Александрович Сазонов, говоря о духовном воспитании казака, обращается к страницам настольной книги грамотного верующего православного казака – Евангелию. Эта книга была настольной в каждой казачьей семье. «Я помню, что она лежала на прикроватной тумбочке в комнате моей бабушки. И она каждый день читала её, всякий раз радовалась моему желанию читать Евангелие. Так, на мой взгляд, шло приобщение казачонка к Вере православной. С возрастом я укрепляюсь во мнении, что ростки интереса к Вере в раннем детстве не угасают в жизни юноши, взрослого и старика, а укрепляются, чем бы не занимался на протяжении своей жизни человек, как бы не выжигали у советского человека веру атеистические мероприятия в первые годы после Октябрьской революции, а затем в хрущёвский период как наиболее богоборческие периоды, православная вера жила тайной в человеке».
Протоиерей Андрей Орехов, первый заместитель руководителя Отдела по взаимодействию с правоохранительными органами, вооруженными силами, МЧС и казачьими Мелекесской епархии, в своем докладе говорил о значении общей молитвы. «Соборная (общая) молитва всегда была неотъемлемой составляющей жизни казаков. В тяжелых условиях пограничья надежда на помощь Бога и святых давала казакам силы в борьбе. Kазаки молились, отправляясь в поход, и служили благодарственные молебны по возвращении из него. Молились в минуты опасности и радости, получали благословение у священников на начало любого дела. Утверждение в наши дни традиции соборной молитвы перед значимыми событиями или после них (как, например, молебен 1 сентября, в день памяти Донской иконы Божией Матери) — важнейший фактор становления духовной жизни казачьей молодежи».
На последних мероприятиях Синодального комитета, в частности, на Межрегиональной научно-практической конференции в Салехарде, которая состоялась 16-17 декабря 2017 года, представители органов власти ЯНАО начинали свои выступления с рассказа о принадлежности к казачьему роду, память о котором сохраняется в их семьях. Чем больше мы побуждаем казачество к более активной позиции в жизни нашего общества и Церкви, тем больше наших соработников увлекаются поиском деталей службы и жизни своих предков-казаков. Так, один из докладчиков диалог-клуба – Алексей Григорьевич Сухарев, президент Фонда имени священника Илии Попова, доктор физико-математических наук, профессор вспоминал о том, как трудился над книгой о своих предках. Его родовые предшественники образовали донскую казачью церковную династию, выходцем из которой был протоиерей Илия Попов, расстрелянный богоборческой властью в 1937 году. А сама династия вместила пять поколений священников-казаков. Презентация труда «Жизнь и смерть священника Илии Попова» после выхода в свет в 2013 году состоялась по всему миру – от российских городов до Свято‐Николаевского Патриаршего собора в Нью‐Йорке, вечера памяти лейб‐гвардейцев Казачьего Его Величества полка в Монреале, а также в Свято‐Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Сам Фонд, начиная с 2013 года, издал книги по истории донского казачества, православию, гражданской войны. Из 23 книг 17 научных изданий (монографии, сборники статей, справочники, сборники документов), три произведения мемуарной литературы, два жизнеописания священников, расстрелянных в советский период, и одно художественное произведение о возникновении в Иудее организаций первых христиан. Заметным событием стал выход в свет осенью 2017 года «Записок» генерала от кавалерии, одного из лидеров Белого движения на юге России П.Н. Шатилова, в двух томах – 1108 страниц с множеством иллюстраций и уникальных, ранее не публиковавшихся документов.
Больше 20 лет челябинец Александр Худобородов изучает историю казачьей эмиграции. Результат трудов профессора Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктора исторических наук вылился в целое издание. Монография «Российское казачество на чужбине 1920-1940 годы» вышла в свет в январе 2017 года.
Издание посвящено первой волне политической эмиграции. Эта проблема пока мало изучена в российской исторической науке. Худобородов сумел собрать поистине уникальные сведения об эмигрантах-россиянах, представлявших все казачьи войска России.
Говоря о «белом движении», автор пытался отойти от штампов советского периода, когда о казаках, оказавшихся на чужбине, говорили только в резко негативном, уничижительном духе. Книга «Российское казачество на чужбине 1920-1940 годы» стала библиографической редкостью, ее тираж составил всего 180 экземпляров. Любопытен для молодого поколения перечень исконно казачьих мест в Зауралье, о которых упоминается в книге. Начиная с Красноармейского района, там сплошь территория казачества, за исключением Бродокалмака и Русской Течи, Миасское, Пашнино, Канашево, станица Долгодеревенское (Сосновский – это полностью казачий район), и далее вплоть до юга – Кизильское, Магнитное – нынешний Магнитогорск. Челябинск раньше был крупнейшей станицей Оренбургского казачьего войска. Челябинские поселки Смолино, Фатеевка, Першино – также казачьи.
В 2017 году при поддержке Комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества вышли в свет трилогия известного ставропольского писателя Владимира Бутенко «Державы верные сыны», изданная к 240-летию Азово-Моздокской оборонительной линии, и «Терский сборник», составителем которого выступил заместитель атамана Терского казачьего войска, директор Фонда «Терское общество любителей казачьей старины» Олег Губенко.
Трилогия В. Бутенко «Державы верные сыны» посвящена становлению российской государственности на Кавказе и в Крыму во второй половине XVIII века. Два первых романа трилогии выдержали несколько переизданий с 2012 года. При подготовке всех трех романов автор опирался на исследования и воспоминания таких признанных историков, как генерал-лейтенант В. А. Потто, генерал-поручик И.В. Якоби, работал в Государственном архиве древних рукописей, где хранится подлинный журнал всех крепостей Азово-Моздокской оборонительной линии, который вел секретарь коменданта линии. В романах Бутенко выводит образы исторических персоналий: кабардинских и крымских князей, русских военачальников, казаков, основываясь на достоверных исторических фактах.
«Терский сборник», составленный Олегом Губенко, это научные исследования более 30 ведущих ученых Ставрополья, Краснодарского края, Ростовской области, Дагестана, Москвы по истории и культуре терского казачества. В книге представлены рубрики «История», «Культура», «Имена и судьбы», «Ретроспектива». Сборник будет издаваться ежегодно, в нем планируется публиковать не только работы ученых, но и малоизвестные исторические документы, например, конституцию Терского казачьего войска 1919 года и другие.
Большая часть изданий о казачестве, представленных на московских книжных выставках в 2017 году, выпущена в период с 2012 по 2017 гг. и рассматривает казачество в определенных исторических сюжетах: «Азовское сидение» — оборона Азова донскими и запорожскими казаками от турецкой армии 1641-1642 гг., казаки в Париже 1814 г., (напомню, что в состав Лейб-гвардии Казачьего полка, являвшийся конвоем Императора Александра I, входила Черноморская сотня, сформированная из лучших казаков Черноморского (будущего Кубанского) казачьего войска), а также гражданская война 1917-1922 гг. Во время пребывания в столице Франции и ее окрестностях наибольшее внимание своей экзотичностью привлекали казаки, калмыки, башкиры. Мода того времени изображала их дикой азиатской ордой. Им было посвящено множество лубочных картинок союзников, рисунков профессиональных художников (в том числе австрийца Г. Э.Опица, находившегося тогда в Париже и создавшего в 1814 г. великолепную серию акварелей. Между тем не только уникальные сюжеты из прошлого могут и должны стать основой произведений, но и достижения казаков в современной России. Будут зримые достижения, будет и литература, их описывающая, и появятся в более широком смысле примеры для подражания.
Участники диалог-клуба обращаются ко всем участникам казачьего направления Международных Рождественских чтений отслеживать интересные и достойные публикации книг художественных, научных – о казачестве для участия в литературных конкурсах, проводимых Московской Патриархией. Советнику войскового атамана ВКО «Всевеликое войско Донское» Людмиле Бондарь было рекомендовано включить в войсковое Положение о конкурсе для средств массовой информации, пишущих на темы истории и деятельности казачьих обществ, номинацию «Лучшая книга о казачестве».
Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством