5 декабря 2013 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа прошел Первый большой съезд казачьих духовников «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения».
Событие такого масштаба, на котором было всесторонне обсуждено взаимодействие Православной Церкви и казачества было организованно впервые в новейшей истории. В выступлениях священнослужителей и казаков были затронуты положительные и отрицательные стороны этого жизненно-важного процесса.
Организатором мероприятия выступил Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. В президиуме первого пленарного заседания находились: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, а также председатели других Синодальных комитетов.
В работе съезда также принимали участие архиереи Русской Православной Церкви, члены Совета при Президенте РФ по делам казачества, священнослужители, окормляющие казачьи общества и общественные организации казачества в России и за рубежом, духовники, директора, педагоги и учащиеся казачьих кадетских корпусов, атаманы казачьих обществ и общественных объединений казачества, заместители атаманов по духовно-нравственному воспитанию и взаимодейсвию с Русской Православной Церковью и работе с казачьей молодежью, представители органов государственной федеральной, региональной и муниципальной власти, преподаватели и студенты Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского, студенты Российского православного университета, учащиеся духовных семинарий, а также делегаты из Украины и Белоруссии.
Принимая участие в открытии съезда, Святейший Патриарх Кирилл в своей речи коснулся самых болезненных точек взаимодействия между Церковью и казачеством и подлинных истоков казачьих традиций: «Относительно того, что есть казак, сегодня ведутся разного рода дискуссии, которые нередко уводят сознание людей в сторону. По моему глубокому убеждению, казачество есть некий образ жизни. А если мы говорим об образе жизни, мы всегда должны подразумевать некий фундамент, на котором этот образ жизни созидается. Так что же лежит в основе образа жизни казака? Это, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Любовь, простирающаяся до готовности положить свою жизнь за Отечество. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни.
И мы должны разобраться: а что значит быть православным человеком? А что значит жить в соответствии с православной верой? Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Православие как культурная категория совсем не достаточно, чтобы играть важную роль в жизни людей, потому что тогда оно становится временным, преходящим, как является преходящим все внешнее в человеческой жизни. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова. Не поверхностно, не внешне, не карикатурно. Быть православным значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме…»
Продолжая заседание, с развернутыми докладами выступили: митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий — «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в образовательном пространстве: опыт Ростовской митрополии»; архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука; атаман Кубанского казачьего войска Н.А. Долуда — «Опыт работы Кубанского казачьего войска по сохранению и развитию духовно-нравственных традиций казачества»; архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил — «Сохранение духовных традиций казачества за рубежом».
Тульская Епархия также приняла участие в данном съезде. Тульскую делегацию в составе 17 человек представляли: председатель епархиального отела по взаимодействию с казачеством протоиерей Игорь Корейша, заместитель председателя архимандрит Лавр (Тимохин), окормляющее духовенство, атаманы и казаки казачьих обществ дислоцированных на территории Тульской епархии.
Делясь своими впечатлениями, по завершению мероприятия протоиерей Игорь отметил то внимание, с которым относится Патриарх к восстановлению казачества на русской земле. «Его определение, что казак – это не форма одежды, или принадлежность к некой субкультуре, а именно хранение подлинного образа христианских ценностей очень точное.
Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание – это выступление митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. Он говорил о том, что необходимо согласовать современное российское законодательство с насущными потребностями казачества. А именно, должно быть законодательно закреплено право учебным казачьим учреждениям строить храмы на своей территории. Так как доступность храма для молодых казаков играет важную роль в процессе воцерковления.
Интересным было выступлением атамана ВКО «Кубанского казачьего войска» Николая Александровича Далуды о том, что очень много зависит от первого лица области или края. На примере Ставропольского края видно, что там, где руководство области радеет о развитии казачьего движения, то заметны и плоды.
Собрание было весьма полезным, прошло плодотворно и, будем надеяться, оно даст дополнительный импульс к развитию казачества как на территории России, так и за рубежом».
По окончанию основной части мероприятия представители Тульской епархии продолжили обсуждение ключевых моментов в работе по воцерковлению казачества с представителями других Епархий. В ходе беседы поднимался вопрос о путях преодоления отчуждения и некоторой боязни по отношению к Церкви и церковной жизни среди казаков.
Так иерей Антоний Фадеев нашел поддержку среди участников, обсудив в этом ключе следующий способ: «Казаки, делая первые шаги в сторону Церкви, приходят с каким-то (у каждого своим) жизненным багажом. Будь то навыки рукопашного боя, походов или навыки рукоделия. Таким образом, передавая свои знания молодежи на приходе, казаки сами постепенно приблизятся к храму и вере естественно, подобно привитой лозе к древу».
Так же, Михалев Дмитрий, студент семинарии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры отметил: «Я думаю, все зависит в первую очередь от священника, который окормляет казачий полк или станицу. В нашем городе, откуда я приехал (в Тамбовской области) очень деятельный священник и по праздникам в его храме собирается много казаков. Он всегда живёт в достаточно тесном общении с их семьями, старается находить общий язык, поддерживает дружеское общение. Благодаря такому отношению через него многие казаки пришли к вере».
Интересная беседа состоялась с Шуриновым Александром Сергеевичем, заместителем атамана Московской области по культуре. Александр Сергеевич – академик Петровской академии науки и искусств, член Российского Филосовского Общества РАН, руководитель историко-просветительского центра семейно-родовой культуры «Родовая семья» им. Л.М. Савелова, а также член Совета Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года».
Поднимая вопрос о восстановлении казачества необходимо обратиться к тем истокам, которые питали искони казачью общину. И здесь Александр Шуринов напомнил, что «…семейно-родовая культура в русской традиции насыщена понятиями долга и чести, насыщена Православием, насыщена державностью. И в казачестве эта культура отражена наиболее полно, наиболее концентрированно. Можно сказать, что казачество – это квинтэссенция русской культуры. Это умение себя защитить, умение трудиться и умение воспитать новое поколение. Воспитание ребенка начиналось задолго до его рождения, ещё, когда мать вынашивала свое дитя она уже заботилась о его здоровье, как физическом, так и духовном. И то, что сейчас у нас в наше время здоровых детей рождается немного – это следствие утери нашей традиционной культуры».
Иерей Антоний: Вопрос такой. Сегодня Святейший Патриарх озвучил, что казаку невозможно быть без осуществления двух тезисов – «Казак без веры – не казак» и что «… любовь к Отечеству без жертвенности плодов не принесет». В свою очередь мы знаем, что очень многие, относя себя к казачеству, не признают себя православными. Они называют себя по-разному – традиционное, родовое казачество. Какое отношение должно быть к таким казакам?
Александр Шуринов: Здесь, лично у меня, отношение простое – люди нуждаются во всеобучении. Когда некое казачье общество существует, то ее участники мало знают как о Православной культуре, так и о самом казачестве и о традициях служения Отечеству. Но, прежде чем говорить о традициях служения Отечеству, необходимо узнать и понять традиции служения семье. Он не будет готов, пока он не пройдет через все предыдущие этапы – защиты семьи, защиты Веры, защиты культуры, через уважение материнства и отцовства.
Иерей Антоний: То есть нужно поставить молодого человека перед вопросом: «Что для тебя является нормой жизни?» Если ты не имеешь понятия о жертвенности, не готов жить ради близких людей, но только лишь для себя самого, то тогда ты вообще не можешь говорить про веру вообще и принадлежность к казачьему обществу?
Александр Шуринов: Да, вы правильно поняли мою мысль. Даже смогли ее выразить более кратко! При этом важно не забывать о другой значительной составляющей казачьей культуры – это культура отношения к своей родной земле. Миросозерцание, которое есть у казака, в большой степени формируется за счет земледелия и его рачительного отношения к нему. Именно за счет работы на земле у человека появляется особое отношение и к окружающему его миру. Мы, ведь, потому и говорим, что крестьянин не менее духовен, чем дворянин. Начиная свой день за молитвой в храме, и продолжая день в работе, не оставляется и внутренний труд – молитва. Человек преображается, у него устанавливаются особые отношения с Богом и окружающим миром.
Подводя итог поездки, атаман СКО “Станица “Исток-Донская” войсковой старшина Чернышев О. А. отметил, что «наиболее интересными и возможными к осуществлению способами по развитию взаимодействия с казачеством можно назвать организацию походов по местам памяти казачьей славы вместе с окормляющим духовенством, а также взаимодействие казачьих классов с учениками воскресной школы. И, конечно же, будем развивать практику проведения информационно-обучающих бесед между священством и казачеством в станицах Тульского казачьего общества. Тем предостаточно, священник наставит в вере Православной, а казак поведает о славных традициях и истории казачества».
Мероприятие завершилось церемонией вручения наград Русской Православной Церкви, а также подведением итогов литературного конкурса «Казачьему роду нет переводу». А в завершении мероприятия для участников и гостей съезда выступил Государственный академический Кубанский казачий хор.
Иерей Антоний Фадеев,
Татьяна Корнаухова.
При написании статьи использовались материалы официального сайта Московской Патриархии.
Использованы фото сайтов «Казачий Информационно-аналитический Центр» и
«Федеральный патриотический вестник».