Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера. Этот праздник считается днем рождения Церкви. В этот день Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в Таинстве Крещения, поскольку без благодати Божией невозможна духовная жизнь.
Пятидесятница т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи – был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за 1500 лет до рождества Христова у подножия Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы. Многие евреи, рассеянные по разным странам Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали еврейский язык, однако старались соблюдать свои религиозные обычаи и хоть изредка совершать паломничество в Иерусалим.
Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов, за несколько столетий до Рождества Христова Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков это событие. Готовясь вернуться к своему Небесному Отцу, Господь Иисус незадолго до распятия беседует с апостолами о предстоящем сошествии Святого Духа, объясняя им, что Утешитель – Дух Святой – должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей (14-15 гл. Евангелия от Иоанна).
Готовясь к принятию Святого Духа, после Вознесения Господа на небо, ученики Христовы, вместе с Пресвятой Девой Марией и другими верующими на Пятидесятницу собрались в Иерусалиме в Сионской горнице (комната, где незадолго до распятия Господь совершил Тайную Вечерю). Праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-й день после Воскресения Христа.
Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.
Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.Слово “Троица” небиблейского происхождения. Впервые его употребил во втором веке святитель Феофил Антиохийский. Догмат о Пресвятой Троице непостижим, для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально. В библейской истории Бог открывал себя людям постепенно: в ветхозаветное время люди знали только о Боге Отце, со времени рождения Спасителя люди узнали о Его Единородном Сыне, в день сошествия Святого Духа люди узнали о бытии третьего Лица Пресвятой Троицы.
Накануне праздника Пресвятой Троицы отмечается Троицкая вселенская родительская суббота. В Троицкую родительскую субботу в православном мире принято поминать усопших. Эта традиция ведёт своё начало с апостольских времен. Апостол Петр в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). Апостольские постановления гласят, что апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Следуя этой традиции, Святая Церковь издавна призывает совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех усопших благочестивых праотцов, отцов, братьев и сестер. Троицкая суббота является вселенской и представляет собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей своей полноте Церкви Христовой в День Пятидесятницы. Святая Церковь призывает в эту субботу совершать поминовение, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших и просит о собрании всех в Царство Христово, молясь «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедания дерзнут принести Тебе, но мы, живые благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их». Во всех храмах сегодня совершаются заупокойные Литургии и панихиды. В храме можно заказать поминовение имен усопших на литургии. Поминовение совершается священнослужителями в алтаре, когда из просфоры вынимаются частицы, которые затем погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой. В этот момент читается молитва: «Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Этот день является праздником единства Церкви земной и Церкви Небесной. В этот день, после богослужения, принято посещать могилы родных и близких.
Войсковой священник Всевеликого войска Донского, протоиерей Сергий Маштанов поздравляет читателей с Днем Святой Троицы и желает всем обильных даров Святого Духа.