Митрополит Ставропольской и Невинномысский Кирилл
Вот уже почти четыре года прошло с того момента, как Священным Синодом Русской Православной Церкви и Святейшим Патриархом было благословлено создание Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, и я был назначен его председателем.
За это время была проведена серьезная работа. Успешно завершился первый период нашей совместной работы — этап становления, и начался новый, не менее серьезный и весомый — период развития. Настало время оценить уже сделанное, обменяться накопленным опытом, обсудить насущные проблемы и наметить пути их решения, поговорить о перспективах, связанных с духовным окормлением казачества.
Казачество в настоящее время является, и, безусловно, будет являться и в дальнейшем одним из приоритетных направлений деятельности государства. Пример тому возглавляемый Александром Дмитриевичем Бегловым Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, который работает в русле Стратегии развития российского казачества до 2020 года, основанной на положениях Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества (утвержденной Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. № Пр-1355).
И у государства, и у Церкви в данном случае одна цель — это возрождение казачества и возвращение ему былого величия и исторического значения. Поэтому сотрудники нашего Комитета входят в состав профильных комиссий Совета. А я, в свою очередь, возглавляю в составе Совета Комиссию по взаимодействию с Русской Православной Церковью.
Увы, к сожалению, не всегда на местах при решении вопросов казачества хотят прислушиваться к голосу Церкви, забывая, что нравственной и духовной основой казаков всегда было, есть и будет Православие. Однако мы стараемся успешно решать эти и другие находящиеся в нашей компетенции вопросы.
При учреждении Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Священным Синодом и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом были обозначены цели и задачи, отраженные впоследствии в Уставе Комитета:
«Основными целями деятельности Комитета являются совместное исповедание и распространение православного вероучения и поддержка взаимоотношений Русской Православной Церкви с казачеством. Основная задача Комитета заключается в осуществлении и координации деятельности Русской Православной Церкви, ее диалога и сотрудничества с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, а также с органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими взаимодействие с казачеством».
О направлениях работы Комитета можно судить по его структуре, в которой есть следующие подразделения: отдел по работе с епархиями и органами власти, отдел по работе с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, учебно-методический отдел, информационный центр, куда, в свою очередь, входит сектор аналитический исследований, мониторинга и структурирования информации, и ряд других.
Мы активно взаимодействуем с Синодальным отделом по казачеству Украинской Православной Церкви, Белорусским экзархатом (вот только минувшей осенью представители Комитета и я лично побывали и в Украине, и в Белоруссии). Налаживаем работу с казачеством дальнего зарубежья, потому как казачество — оно неделимо, и, следовательно, тщетны попытки определенных сил его расколоть.
Я повторял и буду повторять, что не вполне верно говорить о казачестве украинском, русском, французском, австралийском и т.д. Казаки сильны именно единством, поэтому «казаки в Украине», «казаки в России», «казаки во Франции», «казаки в Австралии» — это звучит не только гораздо более естественно и грамотно, но и демонстрирует целостность казачества как социального явления и единые духовные основы его существования.
За время работы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством нами был подготовлен целый комплект документов, которые должны стать первичной основой нормативно-правовой базы в построении системы взаимоотношений Церкви и казачьих обществ и объединений.
Казаки — это государевы люди, поэтому для них служение Отечеству и вере православной является не то, чтобы даже приоритетным, а как раз-таки единственно верным и возможным способом самореализации.
У Церкви и государства здесь единая цель, как я уже подчеркивал выше, — это возрождение казачества. Поэтому полагаю, что документы и наши предложения будут помогать находить наиболее правильные и эффективные пути нашего взаимодействия.
Позвольте их перечислить: Программа и выстроенная на ее основе Концепция традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах. Готовы Положения о войсковом священнике, Коллегии войсковых казачьих священников, внутренний Устав казачьего общества и Устав православного кадета. Кроме того, рекомендуется к применению на местах Положение о епархиальном отделе по взаимодействию с казачеством.
Мы разработали и издали первый в современной истории молитвослов православного казака. Также выпустили сборник чинопоследований, которым руководствуются более тысячи духовников, окормляющих казачество. Организовываются и проводятся силами сотрудников Комитета семинары и научно-практические конференции, география которых — от Ставрополя и до Санкт-Петербурга и от Минска до Иркутска.
Неким ориентиром тому, каким должно быть казаку, и как в современном мире позиционируется его служение, могут быть так называемые «Пять заповедей казака», которые призваны помочь раскрыть сущность казачества.
1. Каждый казак и члены его семьи призваны посещать Божий Храм, как правило, по воскресеньям и праздничным дням.
2. В казачьей среде необходимо реализовать важный принцип семейного благоустройства, который выражается формулой — «каждый казак призван жить в венчанном браке».
3. Каждый ребенок в казачьей семье должен быть крещеным.
4. Казак обязан регулярно участвовать в Таинстве исповеди и Таинстве Святого Причастия.
5. В каждом образовательном учреждении казачьего поселения (школа, дошкольное образовательное учреждение) в обязательном порядке необходимо организовать изучение курсов по «Истории казачества» и «Основам православной веры».
Поэтому, когда мы говорим о казачестве, то обязательно подразумеваем не только служивых людей, но и членов их семей. Казаки всегда были образцовыми носителями традиционных семейных ценностей, построенных на православном восприятии таких понятий, как семья, воспитание, почет и уважение к старшим и т.д. И словосочетание «идеальная казачья семья» не должно быть неким эфемерным понятием, оставшимся где-то далеко в истории.
Но зачастую сейчас мы видим далеко не радостную картину: казачьи семьи разрушаются, браки в лучшем случае регистрируются в ЗАГСах, а то и вообще налицо блудное сожительство. Про венчания-то и вообще говорить не приходится, так как, по данным проводимого нами мониторинга, только каждый третий казачий брак является венчанным. В некоторых войсках до четверти казачьих семей вообще не спешат крестить детей.
Да и само понятие «некрещеный казак» — это однозначный нонсенс. Как можно присягать на Евангелии и Святом Распятии, когда не понимаешь всей той ответственности, которую на себя берешь и то, Кому ты присягаешь?!
Думаю, отдельно следует выделить проблематику воцерковления казачества. Это очень сложный вопрос, решение которого требует значительных усилий, грамотного и взвешенного подхода, а также разработки казачьими духовниками особого комплекса мероприятий, призванных обеспечить мягкий и безболезненный процесс катехизации казаков, прежде всего старшего и среднего возраста.
Это, пожалуй, самый насущная проблема, которая есть на сегодняшний момент. Она усугубляется еще и тем, что казаки зачастую понимают свое нахождение в лоне Церкви однобоко, воспринимая его именно как служение, охрану церковных объектов, а участие в церковных Таинствах либо отходит на задний план, либо вообще исключается. Но ведь излишне напоминать, что без полноценной церковной жизни, без участия в церковных Таинствах человеку спастись невозможно.
Давайте честно спросим, а все ли казаки понимают, что такое Церковь? Все ли слышали слова Спасителя: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19-20)?
Поэтому, возвращаясь к данным, которые мы получаем в результате постоянно проводимого мониторинга, в среднем причащаются казаки Святых Христовых Таин весьма и весьма редко (2-3 раза в год), и исповедаются практически столько же. Это говорит о весьма печальном нивелировании исповеди как самостоятельного Таинства и «использовании» его только по необходимости для и так столь редкого Причащения.
Невоцерковленность, невежественность в вопросах веры не просто лишает казачество его основы, но и приводит зачастую к весьма серьезным последствиям. А когда значительные «пробелы» в духовной жизни наличествуют у атамана, за которым стоят десятки тысяч казаков — это уже катастрофа.
Наложенные мною около трех месяцев назад епитимьи были крайней, но необходимой мерой. Практика показала действенность этих церковных наказаний и в какой-то мере способствовала раскрытию истинного положения дел в казачестве. Если один атаман в процессе исполнения епитимьи осознал всю тяжесть и возможные негативные последствия своих необдуманных действий и греховность поступков, то другой, проигнорировав ее и продолжив дело раскола и смуты, нанес урон не только себе, но и всем членам вверенного ему войска.
Но Господь милостив, и будем молиться, дабы негативные последствия деятельности этого атамана как можно скорее уврачевались.
Еще одна, не менее важная, проблема — это наша, скажем так, внутренняя беда, о которой я сегодня хотел бы сказать открыто, а не кулуарно. Практика показывает весьма серьезное нерадение некоторой части окормляющих казачество священников о вверенной им Господом этой особой со всех точек зрения пастве.
Зачастую наблюдается, что духовник со своей стороны воспринимает свое назначение как некое внешнее послушание, которое он должен выполнять по благословению своего правящего архиерея. Не секрет и то, что бывают случаи, когда священник, поставленный окормлять казачество и занявший какую-нибудь административную должность в церковной системе, видит в этом прежде всего некую карьерную ступень. А стремление написать хороший, красивый и грамотно составленный отчет затмевает реальную, каждодневную работу по духовному окормлению казачества.
Понятно, что священник несет еще и множество других послушаний, может быть настоятелем, благочинным, как приходской батюшка обязан уделять внимание и остальной пастве — прихожанам своего храма. Однако нужно помнить, что Господь не дает послушания не по силам, а цена такого нерадения подчас может оказаться слишком высокой.
Чтобы это понять, достаточно вспомнить совсем недавнюю историю нашей многострадальной Родины. В годину лихолетий выяснилось, что внешняя, казалось бы, монолитность и целостность казачества — это миф. Казаки оказались разобщены и разделены, как и все общество. Присягая на верность государю-императору, они в самую тяжкую годину испытаний не встали за него, а пошли по неверному пути — пути разрушения. И в Гражданскую войну разобщенность эта привела к катастрофическим последствиям.
Стремление к особости, избранности, подогреваемое деструктивными силами и элементами, неправильное истолкование знаменитых вольных казачьих традиций и порядков привело к желанию, по сути, отделиться от своей Родины и самим командовать в своих регионах. Ослепленное желанием «самостийности», казачество очень часто не хотело прислушиваться даже к своим предводителям.
Так, донской атаман генерал-лейтенант Африкан Петрович Богаевский в 1919 году писал: «…вся суть в том, кому нужна вся эта «самостийность», безусловно, нарушающая единство и могущество России, заранее обрекающая ее на длительные внутренние трения, а то и кровавые столкновения, в исходе которых, при огромном неравенстве в силах, сомневаться не приходится?
Скажу прямо: не казачеству, в его массе, измученному и униженному, однако со всем русским народом, кучкой каторжников и убийц, нужна эта «самостийность», враждебная России. Она полезна тем нашим соседям, которые не хотят видеть нашу Родину могучей и крепкой.
Их мечта — слабая, бессильная Русь, раздираемая внутренними усобицами, без Кавказа, с обрезанными окраинами…Не нужна нам, казакам, вся эта на чужие, недобрые деньги раздуваемая «самостийность».
Злое дело творят ее проповедники, разжигая вражду ко всему русскому, стараясь забыть все общее, что навеки связывает нас с Россией, придумывая какие-то фантастические теории о происхождении казачества будто бы чужого — враждебного ей».
Я часто задаю себе вопрос: а где корни такого поведения казаков, живших совсем недавно, менее 100 лет назад? И нахожу совсем, увы, неутешительный ответ: виной всему бездуховность и гордыня. А кто, как не пастыри, окормлявшие казачество, просмотрели в свое время это, недоработали, не осознали всей полноты ответственности, которая лежала на них? Надо всегда помнить те уроки, которые преподносит нам история, и осознавать, что Всещедрый Господь, научая и просвещая нас, тем не менее строжайше спросит за наше нерадение и нашу леность.
Несмотря на имеющиеся сложности и проблемы, я хотел бы вспомнить пророческие слова величайшего подвижника, молитвами которого крепнет и развивается Русь Святая, преподобного Серафима Саровского о том, что Господь за Православие помилует и сохранит Отечество наше.
Полагаю, что государственные границы — это все ж таки дело рук человеческих. И часто границы, как ни парадоксально, формально разделяя, еще более сплачивают людей. И самый яркий пример этому — именно казачество, которое несет в себе этот пламень веры, является, несмотря на все нестроения, тем, что объединяет православных людей — патриотов Отечества, и возрождается величественно и славно.