История Амурской земли не перестает удивлять своими поворотами. Казалось бы, ну что еще можно откопать в 21-м веке? Но не тут-то было. Оказывается, потомки наших казаков живут в столице Китая, да не просто живут, а хранят традиции русского православия. На днях трое из них посетили Благовещенск и свою историческую родину – Албазино.
По паспорту русские
О том, как мог оказаться амурский казак Дубинин в Китае, есть несколько версий. По одной из них, это случилось после очередной осады (скорее всего, это была вторая осада 1685 года), когда защитники Албазинского острога не сдюжили под натиском китайских воинов и им пришлось оставить острог. Части казаков пришлось сдаться на милость победителям.
– Версий много. По одной из них, когда защитники острога и китайские военачальники договорились о сдаче крепости с условием, что казакам позволят уйти в сторону Забайкалья, часть казаков, скорее всего – тяжело раненные, те, кто не смог идти, сдались победившим маньчжурам. Так казаки и оказались в Пекине, где некоторые даже попали в гвардию императора. Им позволили сохранить православную веру и отвели место для молитвы. Что касается фамилии Дубинин, она распространена в амурской казачьей среде, но не так, как, например, те же Эповы и Мунгаловы, – рассказал нам историк Владимир Пушкарев.
Более трехсот лет потомки Дубинина хранили традиции родной земли и свою веру. Среди них был даже китайский православный епископ, и вот современное поколение потомков смогло посетить историческую родину.
– К нам в область из Пекина с паломнической миссией приезжали три двоюродных брата – потомки казака Дубинина, это Ду Чжунцзе – по-русски его зовут Петр Павлович Дубинин, Ду Чжунсяо, или Касьян Тихонович Дубинин, и Ду Чжунци – Василий Владимирович Дубинин. Последний из братьев приехал, чтобы на родине предков принять крещение. Они давно собирались приехать. Поддерживали связь с протоиереем Дионисием Поздняевым (настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата), он-то и помог Дубининым с организацией паломничества в Россию, – поведала «КП» начальник паломнического отдела Благовещенской православной епархии Ольга Аникина. – Интересно, что за все это время от фамилии Дубинин у них осталось только Ду. Но они считают себя больше русскими, у них даже в паспортах в графе национальность написано «русский».
Крещение в Амуре
После посещения Благовещенской епархии и Благовещенского кафедрального собора паломники отправились в Албазино, что в 730 километрах от Благовещенска, где Ду Чжунци (Василий Дубинин) принял крещение от рук игумена Игнатия.
– Я проводил обряд крещения, погружая Василия с головой в Амур, где было отведено место для иордани (место крещения). Это очень трудно объяснить, но во время крещения я почувствовал какое-то тепло, исходящее от Василия. Уже после третьего погружения в воду он как-то замер, словно впитывая дух православия и родной земли, – подделся впечатлениями игумен Игнатий (Чигвинцев).
Вообще, по словам священника, гости из Китая были в полном восторге от своего визита. И немудрено – они, зрелые (младшему крещеному Василию уже 48 лет), состоявшиеся в жизни люди, граждане другой страны, исполнили мечту всей жизни – оказались на земле предков.
– Знаете, по-русски они говорят с трудом, но вы бы слышали, с какой гордостью произносят свои русские имена, делая акцент на фамилии. С каким трепетом относятся к своей вере. В музее, когда они увидели фрагмент обгоревшей части Албазинского острога, их глаза загорелись неподдельным восторгом. С каким благоговением они кланялись Албазинской иконе Божией Матери, нашей дальневосточной святыне. Кроме того, гости привезли с собой землю с могилы своих родителей, чтобы оставить ее в Албазино, а с собой взяли землю из Албазино. Нам, где все это рядом, стоит поучиться у них, волею судьбы оказавшихся так далеко от своих корней. А для нас, амурчан, это вообще знаменательное событие, ведь это живые потомки тех самых амурских казаков, – добавил игумен Игнатий.
Сами Дубинины в силу недостаточного знания языка были немногословны – да и нужны ли слова, когда глаза говорят?
– Сегодня мы на родине предков. Какое счастье! У нас две матери – Россия и Китай, – лаконично, но с неподдельной глубиной поделился впечатлениями о возвращении к корням Ду Чжунцзе (Петр Дубинин).
СПРАВКА «КП»
Село Албазино в Сковородинском районе Амурской области – первое основанное в 1651 году русское поселение на Амуре. Население – несколько сотен человек. Работают лесхоз и средняя школа. С недавних пор Албазино является туристической достопримечательностью Приамурья, здесь открыт музей, посвященный амурским казакам-первопроходцам.
История Албазино началась в 1651 году, когда Ерофей Хабаров занял укрепленное селение даурского князька Албазы. В 1665 году там обосновались русские казаки, промысловики и крестьяне во главе с Никифором Черниговским. Сибирская администрация формально не признавала поселения, но албазинцы считали себя подданными России и отсылали в ближайшие остроги собранную на Амуре пушную дань. В 1672 году Черниговский и его люди были прощены, в Албазин назначили приказчика. В 1682 году было образовано Албазинское воеводство, в которое вошло Приамурье по обоим берегам от слияния рек Шилки и Аргуни. Туда был послан воевода Алексей Толбузин. Албазино дважды подвергалось осаде Маньчжурской армии – в 1685 и 1686 годах. Неся огромные потери в сравнении с потерями казаков, маньчжуры выдворяли албазинцев из острога. Окончательно Албазин был покинут русскими только после подписания Нерчинского договора в 1689 году, по статье 3 которого город подлежал «разорению до основания», при «клятвенном обязательстве» самих Цинов не заселять «Албазинские земли».
КП.RU