Первые итоги раскопок в Албазино

14.08.2015 15:52

a._cherkasov_i_a._zabiyako_na_angayskom_mogilnikeАрхеологи завершают полевой сезон раскопок в Албазино. Основными открытиями этого года стало обнаружение девятнадцати одиночных захоронений в гробах и, предположительно, новой скудельни – массового захоронения защитников Албазинского острога XVII века.

11 августа все основные археологические работы сворачиваются, раскопки консервируются. Специалисты продолжат научную работу с найденными артефактами в лабораториях. Но уже сейчас можно сказать о некоторых предварительных результатах полевого сезона 2015 года.

Первое упоминание об Албазинском остроге относится к сентябрю 1650 года, когда русский исследователь Ерофей Хабаров с отрядом казаков без боя занял городок, принадлежащий даурскому князю Албазе. Укрепив поселение, казаки обосновались там и назвали его Албазинским острогом. После зимовки отряд ушёл, предав городок огню. Спустя пятнадцать лет здесь снова появились русские казаки, крестьяне и промысловики. Но пограничный Албазин постоянно атаковался маньчжурскими отрядами.

В 1685 и 1686 годах острог держал осаду против многотысячного манчжурского войска, вошедшую в историю как “Албазинское сидение”. В результате Албазин оказался на китайской территории и был покинут русскими. И только через полторы сотни лет, во времена нового освоения русскими Приамурья, здесь была основана казачья станица, сегодня – село Албазино. Остатки Албазинского городища, расположенные на мысу, сохранились до настоящего времени и представляют собой ровную площадку, окружённую с трёх сторон невысоким валом.

На основном раскопе на территории исторического памятника федерального значения “Городище “Албазинская крепость” археологи обнаружили 19 одиночных захоронений в гробах, которые, скорее всего, относятся к периоду начала осады, когда у защитников острога ещё было достаточно сил, чтобы копать индивидуальные могилы и сколачивать домовины для каждого погибшего. Часть из этих погребений была разобрана и кости погибших извлечены для дальнейшего изучения, другая часть законсервирована для продолжения работы в новом сезоне. Несколько гробов оставлены расчищенными и нетронутыми для демонстрации участникам торжественной церемонии перезахоронения останков защитников Албазина, которая пройдёт в начале сентября.

Другим интересным открытием археологов стало обнаружение предположительно новой скудельни – массового захоронения защитников крепости. В одном из секторов основного раскопа на остроге были обнаружены сразу шесть крупных 12-фунтовых ядер в границах жилой или хозяйственной постройки с очагом. При дальнейшем изучении этой постройки на её территории начали проявляться кости и черепа. Специалисты считают, что это ещё одна скудельня – в землянку, ранее служившую для жилья или хозяйственных целей позднее стали складывать погибших, так как хоронить их больше было негде. Если это действительно скудельня, то в предстоящем археологическом сезоне экспедиции предстоит очень много работы. Только дальнейшие раскопки подтвердят или опровергнут предположения археологов. В прошлом году в подобном сооружении – землянке площадью 3х4 метра были обнаружены останки 64 погибших.

Особо следует отметить важную работу, которую провели для экспедиции маркшейдеры группы компаний “Петропавловск”. Они создали точный топоплан села и окрестностей, привязали к нему все интересующие археологов объекты, ранее проведённые раскопки, перспективные для дальнейшего исследования места. Помимо этого, им удалось создать точнейшую 3D-модель острога с помощью лазерного сканера. Такая технология применяется в отечественной археологии впервые и в перспективе может значительно обогатить методы археологических исследований, так как модель позволяет с недостижимой ранее точностью привязывать к местности все сделанные находки, обнаруженные археологические объекты – строения, погребения и прочие памятники.

Не менее интересные результаты удалось получить и на новом археологическом памятнике – Ангайском могильнике – в двух километрах от острога, открытом в прошлом году сотрудниками Амурского государственного университета под руководством профессора, доктора философских наук Андрея Павловича Забияко. В новом сезоне 2015 года на памятнике были начаты активные раскопки, в ходе которых обнаружилось, что это не одиночное, а коллективное захоронение местного населения, предположительно, дауров, живших здесь ещё до прихода русских. Возможно, они также связаны с периодом XVII века. Из захоронения было извлечено пять скелетов хорошей сохранности и множество материальных артефактов: бусы, монеты, подвески, серьги и кольца, украшения одежды.

Точная датировка захоронения пока представляет определённую сложность, так как найденная на месте раскопок китайская монета датируется XI веком, но могла находиться в обращении и многие столетия спустя.

Возможно, будет проведена работа по восстановлению облика женщины-даурки, найденной в захоронении. Ранее такой проект был осуществлён Фондом “Петропавловск” с одним из черепов защитника Албазинского острога, но никто ещё не пытался восстановить облик представителей местного населения Приамурья по найденным в ходе археологических раскопок останкам. Это очень важно для пополнения антропологической картины расселения русских и представителей местных народов на территории Приамурья. Понять, как выглядели и откуда были родом русские первопроходцы на Дальнем Востоке, кого они могли встретить в ходе своего движения на Восток – это крайне важная задача для современной отечественной исторической науки.

Погибшие защитники Албазина

Руководитель Албазинской археологической экспедиции, учёный секретарь фонда “Петропавловск” Андрей Черкасов отметил, что полевой сезон 2015 года был удачным. Интересные результаты на раскопе на остроге, изучение даурского Ангайского могильника – все это новые данные в копилку знаний об истории Албазинской земли.

“Хочу напомнить, что экспедицией также открыто и изучается многослойное поселение Ульдугичи-I, таким образом, мы исследуем все эпохи и культуры – от неолита до средневековья, от осиноозерской археологической культуры до периода русского освоения Приамурья”, – заявил Андрей Черкасов.

По его мнению, Албазинский острог представляет собой уникальный памятник, его изучение важно не только для исследования истории Дальнего Востока, но и в целом для истории России. “Находки керамики, оружия, предметов быта, одежды позволяют не только пополнить музейные фонды Амурской области, но и являются серьезным вкладом в археологическую науку. Исследование погребений на территории памятника дают нам возможность восстановить облик, образ жизни первых русских жителей Амура, изучить популяционные и демографические процессы, а также предоставляет возможность отдать последний долг нашим предкам, перезахоронив их в торжественной обстановке”, – рассказал руководитель экспедиции.

Албазинская археологическая экспедиция инициирована и организована Фондом “Петропавловск” совместно с Центром по сохранению историко-культурного наследия Амурской области в 2011 году. Полевой сезон 2015 года проходит при поддержке Русского географического общества и Министерства культуры РФ. Проект предполагает, в частности, проведение археологических исследований на месте памятника федерального значения “Городище “Албазинский острог”” с привлечением высокоточных технологий; поддержку и модернизацию крупнейших культурных учреждений области; научно-исследовательскую работу с артефактами; пополнение музейных фондов; реставрацию памятников истории и культуры; просветительскую работу посредством публикации научных статей в крупных профильных изданиях и участие в профильных мероприятиях; патриотическую работу с молодёжью. 

Материал подготовил пресс-секретарь “Албазинской экспедиции” Роман Сорокин
Официальный сайт ВОО “Русское географическое общество”
Поделиться:
Седмица 27-я по Пятидесятнице.
23 декабря 2024
Мчч. Мины (икона), Ермогена и Евграфа. Свт. Иоасафа (икона), еп. Белгородского. Мч. Гемелла Пафлагонянина. Прп. Фомы. Блж. Иоанна и родителей его блжж. Стефана и Ангелины (икона), Бранковичей, правителей Сербских. Сщмчч. Иакова и Александра пресвитеров, сщмч. Евграфа пресвитера и сына его мч. Михаила. Сщмчч. Анатолия, Александра, Евгения, Константина, Николая пресвитеров, и с ними мчч. Петра, Евсевия, Михаила, Дорофея, Лаврентия, Григория и мцц. Александры и Татианы. Сщмч. Михаила пресвитера. Прмч. Сергия. Сщмч. Николая и Алексия пресвитеров. Свв. Анны и Татианы испп. Св. Феклы исп. Прп. Анны исп.
Наверх