Педагогика казачества в условиях модернизации отечественного высшего профессионального педагогического образования Лукаш С.Н. Армавирский государственный педагогический университет, Армавир, Россия

20.12.2017 00:58

Аннотация: в статье анализируются модернизационные парадигмы отечественного образования на основе реализации нового типа образования – открытого опережающего студентоцентрированного педагогического образования университетского типа. Рассматриваются условия реализации социально – педагогической модели подготовки педагогов – профессионалов, обладающих развитыми инновационными, творческими способностями, способных работать в воспитательном пространстве педагогики казачества.

Ключевые слова: модернизация образования, опережающее педагогическое образование, педагогика казачества, воспитательный потенциал культуры казачества, модель подготовки педагогов.

Педагогическое образование как в своем глобальном, так и конкретном российском масштабе переживает, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, не лучшие времена [1]. Его состояние можно охарактеризовать как кризисное. Разрушению во многом способствует падение престижа педагогической профессии, обусловленное рядом факторов, таких как превалирование в педагогических высших учебных заведениях старой знаниево – ориентированной модели, утрата профессионально – педагогической ориентации педагогического образования при переходе к двухуровневой (бакалавр – магистр) системы подготовки студентов, пробелами во внедрении компетентностного подхода в практику российского образования, распадом целого ряда учебно – научно – педагогических комплексов «институт- школа» и другими факторами. Действующая концепция педагогического образования характеризуется как преимущественное развитие у будущих педагогов адаптационных возможностей в ущерб инновационным; отсутствие глубоких методологических знаний, базирующихся на фундаментальности, заменяемых зачастую методическими рекомендациями; недостаточным использованием возможностей и ресурсов научно – педагогических школ; преобладанием знаниевой парадигмы педагогического образования в ущерб ценностно – смысловой ориентации изучения дисциплин. Существенным недостатком является слабая практикоориентированность педагогического образования, лишающая возможности студента достаточно глубоко погрузиться в жизнь школы, класса, сблизиться с учениками.

Модернизация отечественного образования обусловлена потребностями современного общества в воспитании высококачественных специалистов, призванных ответить на вызовы современного развития общества. В модернизационной парадигме отечественного образования высшее профессиональное педагогическое образование занимает ведущее значение, поскольку от его успешных преобразований зависит системный, синергетический эффект модернизации отечественного образования. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нацеливают педагогов высшей школы на подготовку такого специалиста, которого ждет современный работодатель: профессионально компетентного, способного быстро принимать правильные решения, готового к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильного. Однако подлинный успех модернизации системы высшего профессионального педагогического образования возможен, если будут задействованы коренные, системно – эволюционные факторы развития, превращающие педагогическое образование в систему строительства будущего на основе реализации нового типа образования – открытого опережающего студентоцентрированного педагогического образования университетского типа [1]. Новая образовательная система должна преодолеть действующую модель педагогического образования, основанного на предметно – ориентированной, когнитивной, оторванной от практики парадигме, альтернативой которой выступит педагогическое образование, ориентированное на сочетание академической фундаментальности с широкой практической направленностью, на формирование компетенций, нацеленных на подготовку студентов к работе с процессами развития человека, социума, региона, страны.

Нельзя не отметить, что предпринимавшиеся попытки реформирования действующего педагогического образования в конечном счете активировали традиционный способ преодоления указанных недостатков отечественного образования – адаптационные механизмы. Ученые – педагоги, сторонники классического рационализма утверждают, что педагог должен адаптироваться к происходящим социальным изменениям, приспосабливаться к современному рынку педагогического труда, к техногенной цивилизации, политической конъюнктуре в образовании и пр. В этой связи следует отметить, что при всей значимости адаптационных механизмов в жизни современного учителя, они ни в коей мере не должны выступать ведущим фактором, ибо система педагогического образования, построенная на адаптации, формирует эти механизмы и у будущих учителей, блокируя тем самым развитие у них инновационных способностей.

Таким образом, существующая концепция действующего педагогического образования не отвечает ни одному из вызовов обращенных к современному образованию. Необходимо разработать новую концепцию, отвечающую стратегии социально – экономического развития страны на период 2020 – 2030 годов, где образованию отводится роль ведущего фактора инновационного развития и превращения нашей страны в одну из развитых мировых держав. В свою очередь, обеспечить данную цель возможно при условии широкой модернизации высшего педагогического образования, которое в данных обстоятельствах должно выступить метаобразованием по отношению к образовательной сфере в целом, при условии, если учитель будет уметь работать с процессами развития личности, социума, школы, образовательного пространства и деятельности.

Решение этой цели актуализирует к жизни ряд компетенций и способностей современного учителя: педагогическая поддержка индивидуально – личностного развития ребенка в его культурной и гражданской идентификации, развитии его способностей и талантов, духовно – нравственных качеств; работа с содержанием образования в его конструировании в соответствии требованиями современной науки, культуры и общества; способность создавать образовательную среду и шире образовательное пространство, в котором ученик может свободно проявлять себя как субъект духовной, творческой, профессиональной жизни; способность разрабатывать и применять современные технологии образования, основанные на исследовательском, проектном подходах; изменять бытие студентов, включая их в созидательные процессы, связанные с личностным жизненным целеполаганием, построением планов и моделей собственной жизни.

В современной социально – экономической жизни страны, не смотря на кризисные явления общемирового масштаба, санкционную политику Запада по отношению к России, наметилась линия устойчивого социального и экономического роста, социальная политика страны стала более человекоориентированной. Разрабатываются программы развития социокультурной сферы, здравоохранения, физкультуры, спорта. Роль образования в создавшихся условиях меняется: на него возлагается миссия быть реальным фактором опережающего развития общества и государства через человека. Целью педагогического образования становится подготовка педагога, обладающего развитыми инновационными, творческими способностями, с развитой духовно – нравственной культурой. Реализация этой цели требует коренного изменения типа профессионально – педагогического образования.

Существующая практика показывает, что преодолеть кризис в образовательной сфере разовыми несистемными модернизационными преобразованиями невозможно. Изменения должны носить концептуальный, системный характер, включающие:

– обоснование мировоззренческой картины мира современного студенчества периода постмодерна как объекта исследования;

– обоснование целостного педагогического процесса в педагогическом вузе как предмета исследования с учетом ценностных ориентаций и авторских взглядов на этот процесс.

Реализовывать модернизационный ресурс педагогического образования, с учетом его значимости для развития общества, следует в контексте общей социальной технологии развития страны, через образование и воспитание педагогов, обладающих сознанием личной ответственности за судьбу своей Родины, занимающих в личной и общественной жизни позицию человека культуры, моделирующих культурное пространство в профессиональной сфере деятельности и вовлекающих в него своих учеников.

С учетом многообразия социально – культурной среды России существенное значение в условиях эффективных преобразований в системе высшего профессионального педагогического образования играет региональная специфика. ФГОС высшего образования по направлению подготовки «педагогическое образование» уровень магистратуры указывают на необходимость формирования компетенций у выпускников, связанных с «проектированием и реализацией комплексных просветительских программ, ориентированных на потребности различных социальных групп, с учетом региональной и демографической специфики». В социально – исторических условиях развития юга России такой региональной спецификой в современных реалиях обладает воспитательный потенциал культуры казачества, трансформировавшийся ныне в социально – культурный феномен педагогики казачества – социокультурной концепции воспитания, основанной на традициях и инновациях казачьей культуры [4].

В образовательном пространстве Юга России педагогика казачества как инновационный процесс за последнее десятилетие заняла достаточно прочное место [4]. В Ростовской и Волгоградской областях, в Краснодарском и Ставропольском краях, во всю силу проявился   народный феномен педагогики казачества, который включает в себя тысячи классов казачьей направленности; сотни школ, профессиональных училищ, лицеев со статусом «казачьи»; многочисленные кадетские казачьи корпуса; молодежные клубы; учреждения дополнительного образования, детские дошкольные учреждения, реализующие региональный «казачий» образовательный компонент. Активными субъектами профессиональной деятельности выступают сегодня десятки тысяч учащихся и их родителей, учителей казачьих классов, казаков – кураторов, священнослужителей, объединенные в едином воспитательном пространстве педагогики казачества. Однако, столь мощный организационно – практический вектор заметно опережает профессиональную методологическую оснащенность педагогов, работающих в воспитательном пространстве педагогики казачества. Осуществленный нами анализ показывает, что единственной организационно – методической формой, частично удовлетворяющей потребность учителей – практиков в формировании соответствующих компетенций, являются курсы повышения квалификации. Системная подготовка будущих учителей, способных профессионально работать в воспитательном пространстве педагогики казачества, на сегодняшний день в педагогических вузах отсутствует. Анализ социально – педагогической ситуации в аспекте профессиональной подготовки педагогов к работе в воспитательном пространстве педагогики казачества выявляет следующие противоречия: между

– потребностью перехода к новой образовательной парадигме, основанной на опережающей функции педагогического образования, реализующей открытое, студентоцентрированное педагогическое образование и сложившейся системой высшего педагогического образования, основанного на когнитивной, предметно – ориентированной, оторванной от практики модели педагогического образования;

– социальными потребностями в использовании воспитательного потенциала культуры казачества в современной социо – культурной среде и фактическим уровнем ее использования в региональном педагогическом процессе;

– реальным уровнем применения в образовательной практике юга России регионального социокультурного казачьего компонента и практическим отсутствием профессиональной подготовки педагогических кадров, способных работать в воспитательном пространстве педагогики казачества.

Разрешение этих противоречий возможно в методологическом переосмыслении социальных процессов постсовременного общества. В частности, общей тенденцией постсовременности, успешно противостоящей   культурной унификации и детрадиционализации, выступает явление глокализации – диалектического взаимодействия локального и глобального, обусловливающего смещение локальных процессов на уровень глобальных и превращение их в процессы, сохраняющие и усиливающие региональные отличия и разнообразия. Одним из свойств постсовременного общества с позиций глокализации   является обращённость в прошлое, ибо «возврат к достижениям прошлых эпох, переосмысление накопленного опыта даёт человечеству шанс к подлинному прогрессу» [3,С.21]. При всех педагогических новациях для современной культурно-образовательной парадигмы весьма значимо обращение к мудрости прошлого, к традиции, ибо «…нельзя забывать, что воспитание призвано удерживать национальную традицию, которая является фундаментом восстановления культуросообразных форм бытия современного нам общества»[2,С.19]. Одним из феноменов, отвечающих потребностям глокализации, является современная педагогика казачества, основанная на воспитательном потенциале культуры казачества, игравшей существенную роль в российской социально – культурной парадигме.

В частности, проведенные нами историко – педагогические исследования показывают, что идеалы казачьего образа жизни в XIX столетии находят своих сторонников среди представителей разных сословий: крестьян, мещан, дворянства и даже высшей аристократии. Великие русские писатели А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой в поисках примеров лучшей народной доли обращаются к казачеству, к его социальному устройству, к его ценностям, видя в них приемлемые формы и смыслы жизни для российского общества, формируя, тем самым, совершенный образ-идеал человека российской национальной культуры [4].

С точки зрения этнологии и социальной педагогики правомерно говорить о культуре казачества как об интегрирующей составляющей российской нации. В своем культурогенезе казачество, выступая как этносоциальное явление, выполняло еще и чрезвычайно важную объединительную функцию в создании евразийской общности – российской нации, закладывая предпосылки для формирования национально-цивилизационной российской идентичности, преодолевающей этнические и конфессиональные различия в российском обществе.

Естественный процесс общенационального российского строительства, выразителем которого выступала, в том числе, казачья культура, был прерван известными событиями отечественной истории в 1917 году. Однако, возрождение казачества в 90 – х годах XX столетия открыло другую его сторону – педагогический, воспитательный потенциал культуры казачества, основывающийся на ценностях российского народовластия, на традициях государственности и служения Отечеству. Прерванная цивилизационная миссия культуры российского казачества в формировании российской национальной идентичности продолжилась в современном феномене педагогики казачества, основанной на традициях культуры казачества. Динамично развиваясь в образовательном пространстве краев и областей Юга России, включая в себя сотни образовательных учреждений, десятки тысяч участников (в том числе и представителей разных народов), современная педагогика казачества возрождает в воспитательном пространстве широкого социума востребованные ныне ценности российской цивилизации: любовь к России и своей малой родине, служение Отечеству «не за страх, а за совесть», народовластие, гражданственность, веротерпимость.

Подобные посылы весьма значимы, поскольку устанавливают историко-социальные связи и объединительные парадигмы, работающие на целостность российской государственности и единения россиян, что является важным фактором национального строительства современной России. Такие стержневые ценности казачьей метакультуры как «служение Отечеству не за страх, а за совесть»; народовластные, демократические основы мироустройства; веротерпимость; свободное личностное развитие; патриотизм и державность; труд как основа казачьего жизнеустройства востребованы в социальной жизни современного российского общества, пытающегося найти адекватные ответы на вызовы современности. Вполне правомочна, в этой связи, конкретизация воспитательного потенциала казачьей культуры, рассматривающая его как общенациональную российскую культурно – образовательную ценность и образующую плодотворное воспитательное пространство для трансформации традиций прошлого в инновации сегодняшнего дня [4].

С учетом вышеизложенного современную педагогику казачества целесообразно интерпретировать как фактор укрепления национального единства россиян и, в определенной мере, как фактор опережающего развития общества и государства. В этой связи актуальной научной задачей в сфере высшего профессионального педагогического образования является теоретическая разработка и экспериментальная апробация социально – педагогической модели подготовки педагогов – профессионалов, обладающих развитыми инновационными, творческими способностями, с развитой духовно – нравственной культурой, способных творить в воспитательном пространстве педагогики казачества. Принципиально важным в данной модели является подготовка специалистов, владеющих методами и технологиями «работы с будущим», способных к развитию инновационных процессов, готовых к развитию производства, страны, региона.

На практике эта задача конкретизируется в создание образовательно – научно – педагогических комплексов, включающих в себя педагогический университет, общеобразовательные школы, казачьи общества, учреждения дополнительного образования, как структур опережающего образования, способных стать “точками роста” для перехода образовательного пространства от знаниевой, адаптационной парадигмы к модели опережающего образования, к широкой ценностно – смысловой ориентации, создающей для студентов возможности работать с процессами развития, достаточно глубоко погрузиться в жизнь школы, класса, сблизиться с учениками.

Список использованной литературы:

1.Бондаревская Е.В. Концепция и опережающая стратегия системной модернизации педагогического образования в федеральном университете. Образовательный метапроект: монография.- Ростов – на – Дону: Издательство ЮФУ, 2015.- 216 с.

2.Бондаревская, Е.В. Концепция и стратегия воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института ЮФУ / Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2007. 80с.

  1. Гулыга, А. В. Русская идея и ее творцы / А. В. Гулыга. М.: Изд – во «Эксмо», 2003. С 448с.
  2. Лукаш, С. Н. Казачество Юга России: от традиций к инновациям: монография. 2-е изд., перераб. и доп. Армавир: РИО АГПА, 2014. 344 с.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

  1. Лукаш Сергей Николаевич – доктор педагогических наук; профессор кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики; Армавирский государственный педагогический университет. 352931 Краснодарский край, Армавир, ул.Новороссийская 3-5-7. кв. 6. сот. Тел. 8-918-432-71-95. lukash.serg@yandex.ru
Фото: Армавирский государственный педагогический университет
Тэги: # #
Поделиться:
Неделя 26-я по Пятидесятнице.
22 декабря 2024
Зачатие праведною Анною (икона) Пресвятой Богородицы. Пророчицы Анны (икона), матери прор. Самуила (икона). Свт. Софрония (икона), архиеп. Кипрского. Прп. Стефана Новосиятеля. Сщмч. Владимира пресвитера. Сщмч. Владимира пресвитера и мц. Евфросинии. Сщмчч. Василия и Александра пресвитеров. Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость" (икона).
Наверх