Паломничество атаманов и казаков Центрального казачьего войска на Святую гору Афон

25.10.2016 15:34

В первой половине октября 2016г. по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, митрополита Ставропольского и Невинномысского, председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне[1] делегация Центрального казачьего войска совершила паломническую поездку на Святую гору. Атаманы и казаки – представители разных отделов Центрального казачьего войска, окормляющие отделы войска священники поклонились святыням святогорских обителей.

Паломничество состоялась в рамках реализации проекта «Православная культурно-этнографическая экспедиция «Святой Афон»», осуществляемого по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Организацией поездки занималось правление Центрального казачьего войска во главе с Войсковым атаманом казачьим генералом Иваном Кузьмичом Мироновым, Православное содружество Святой горы Афон «Святогорец» под руководством генерального директора Игоря Валентиновича Фролова, при поддержке Совета при Президенте РФ по делам казачества.

Возглавили группу заместитель войскового атамана ЦКВ, атаман Отдельского казачьего общества Московской области казачий полковник Геннадий Николаевич Сидорин и войсковой священник ЦКВ, настоятель храма св. равноап. кн. Владимира при МсККК им. М.А. Шолохова иерей Марк Кравченко.

По прибытии на Святую гору паломники разместились в странноприимном доме (архондарике) русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря. Основанная в середине XVIII века русская обитель стала преемницей духовных традиций и монашеских уставов двух более древних русских афонских монастырей: «Пресвятой Богородицы Ксилургу» и монастыря «Фессалоникийца» (ныне известен как «Старый Русик»).

Согласно благочестивым гостеприимным традициям обители паломникам предоставляется ночлег и питание. Благодаря пребыванию в русском Пантелеймоновом монастыре паломники-казаки приобщились к строгому уставному порядку жизни монашеской общины. Краткий сон, ночные монастырские Богослужения, исповедь и причастие Святых Христовых Таин, аскетичная трапеза позволили казакам не понаслышке узнать о трудноисполнимости монастырского устава, но при этом пробудили в их сердцах и умах мысли и переживания о высоте и красоте монашеского подвига.

Более пяти дней пробыли паломники на Святой горе. Используя Свято-Пантелеимонов монастырь в качестве своеобразной базы, казаки в течение нескольких дней совершали пешие и автобусные паломнические походы по обителям Святой горы. Паломники побывали в древних и значимых обителях Афона: Великая Лавра св. Афанасия Афонского, монастыри Ватопедский, Иверский, Хиландарский, Зограф, Дохиар, Ксенофонт и других; посетили обители отмеченные русским присутствием: скит Успения Пресвятой Богородицы Ксилургу, Старый Русик, скиты св. апостола Андрея Первозванного и пророка Божия Илии; поклонились величайшим святыням святой Горы: частицам Креста Господня, святому Поясу Пресвятой Богородицы, чудотворным образам Матери Божией (Скоропослушница, Троеручица, Иверская, Млекопитательница, Елеусса, Всецарица и др.), честным мощам и иконам святых почитаемых во всем христианском мире (пророка Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна, вмч. и целителя Пантелеймона, вмч Георгия Победоносца, апостолов Христовых, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, свт. Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца, прпп. Афанасия и Силуана Афонских, св. прпп. Симеона и Саввы Сербских и многих других). Всего за время пребывания на Афоне делегация посетила 11 монастырей и 5 скитов.

В один из дней паломничества, когда группа находилась на юго-восточном побережье полуострова, взорам казаков стал доступен остров Лемнос. После трагических событий 1920-21 годов, этот остров называют казачьей Голгофой. Эмигрировавшие из советской России казачьи части оказались заключенными на этом острове в тяжелейших условиях, в результате чего значительная часть упокоилась в его каменистой земле, оставшиеся в живых разъехались по разным странам мира, понимая, что возвращение на Родину означает неминуемую гибель. Глядя на выступающий из туманной дымки на морском горизонте остров, казаки Центрального казачьего войска воспомянули подвиг своих прадедов и дедов, поскорбели об их страдальческой кончине, пропели «Вечную память» вождям и воинам жизнь свою за Веру и Отечество положившим.

Заключительный день пребывания на Афоне был отмечен для делегации ЦКВ встречей и общением с новоизбранным игуменом Свято-Пантелеймонова монастыря иеродиаконом Евлогием (Ивановым), посещением единственного в мире храма в честь Благоверных русских князей и музея Пантелеймонова монастыря.

Паломническая поездка группы Центрального казачьего войска продолжилась посещением святынь города Салоники и его окрестностей. Казаки побывали в храме вмч. Димитрия Солунского, где поклонились его святым мощам, в храмах св. Софии Премудрости Божией, Крестителя Спасова Иоанна, содержащем подземные христианские катакомбы, в храме Григория Паламы архиепископа Фесалонитского и других. В окрестностях города паломники посетили монастырь в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы, побывали на могилке прп. Паисия Святогорца, находящейся в основанном им женском монастыре святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в поселке Суроти недалеко от Салоников.

Паломники возвращались на Родину с благоговейным чувством благодарности ко Господу и Царице Небесной за то, что сподобились побывать в Её Святом Уделе в канун праздника Покрова, издревле сугубо почитаемого казаками. Воспринимая это как особый промысл Божий и водительство Царицы Небесной, каждый из участников поездки искренне надеется, что проект «экспедиция Святой Афон» будет осуществляться и в последующие годы.

Сердечной и молитвенной признательностью к Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу, Войсковому атаману Ивану Кузьмичу Миронову, Игорю Валентиновичу Фролову и ко всем организаторам поездки переполнены сердца казаков, посетивших Святую Гору Афон. Сугубая благодарность от паломников за теплый прием наместнику Пантелеймонова монастыря иеродиакону Евлогию и братии обители.

СЛАВА БОГУ, ЧТО МЫ КАЗАКИ!!!

[1] Первое известное письменное упоминание о древнерусском монашестве на Афоне относится к 1016 году. Под этой датой в одном из святогорских документов, хранящихся в библиотеке Великой Лавры Афанасия Афонского, мы находим подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них такая надпись: «Герасим – монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов. Собственноручная подпись».

Источник: Русский Афон – Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон: http://afonit.info/biblioteka/istoriya-russkogo-monastyrya/russkij-afon-1000-letie-stoyaniya-v-molitve

Клирик Князь-Владимирского храма, диакон Александр Шмат

 

Поделиться:
Неделя 26-я по Пятидесятнице.
23 декабря 2024
Зачатие праведною Анною (икона) Пресвятой Богородицы. Пророчицы Анны (икона), матери прор. Самуила (икона). Свт. Софрония (икона), архиеп. Кипрского. Прп. Стефана Новосиятеля. Сщмч. Владимира пресвитера. Сщмч. Владимира пресвитера и мц. Евфросинии. Сщмчч. Василия и Александра пресвитеров. Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость" (икона).
Наверх