Сохранение традиций казачества в России в последние годы приобрело особую актуальность. Для чеченского общества, где вопросы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений занимают не последнее место, а пропаганда добра, мира и согласия ведется повсеместно, проблемы казачества так же актуальны, особенно в свете того, что последние годы все чаще имеют место быть дискуссии на тему происхождения казачества и его этнической принадлежности.
В связи с этим, 27 октября в Грозном состоялась IIIмежрегиональная конференция «От Терека до Дона», основной темой которой стало «Возрождение казачества в России: проблемы, перспективы». Конференция собрала представителей Донского, Кубанского и Терского войск, органов государственной власти СКФО, а также общественных организаций Чеченской Республики.
В состав рабочего президиума вошли заместитель председателя Парламента ЧР Шаид Жамалдаев, директор Департамента по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства ЧР Рустам Абазов, первый заместитель министра ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации Сайд-Селим Абдулмуслимов, заместитель атамана Терского казачьего войска Валерий Саничев, а также настоятель храма Рождества Христова станицы Наурской Амвросий.
В своих приветственных словах участники президиума неоднократно делали акцент на актуальности подобного рода мероприятий в плане укрепления межнациональных отношений народов как Чеченской Республики, так и СКФО и ЮФО в целом.
История чеченцев тесно переплетается с историей казачества с давних времен. Как отметила в своем докладе Берсанова Залпа – представительница Академии наук ЧР, в истории взаимоотношений между казаками и чеченцами есть разные моменты. Но неоспоримо то, что всегда существовал культурный обмен. Это видно и по элементам одежды, и по некоторым блюдам, которые перекочевали из одной кухни в другую, и т.д. Во все времена имело место быть куначество, взаимное уважение. Именно из дружбы между отдельными людьми и складывалась дружба между казаками и чеченцами.
Как и чеченцы, казаки всегда были и остаются патриотами своей родины. Главные принципы казачества – патриотизм и служение на благо Отчизне. Конечно, казак был и хлеборобом, и землепашцем, но дело защиты страны всегда было для него на первом месте. После становления Советской власти, казачество утратило многие права, и сегодня огромное внимание уделяется восстановлению таковых. Как отметил в своем докладе Валерий Саничев, за прошедшие четверть века многое сделано в этом направлении.
– На первых порах, представители органов власти не воспринимали всерьез казачьи общественные движения, многих пугала и продолжает пугать излишняя самостоятельность казаков. Тем не менее, на сегодняшний день казаки привлекаются к выполнению государственных задач, вопросы относительно прав казачества рассматриваются на законодательном уровне. Казак XXI века значитничуть не меньше, чем казак века XIX, и в первую очередь он всегда будет думать о Родине, и только потом – о себе, – подчеркнул В. Саничев.
В Чеченской Республике за три года работы проекта по Стратегии развития российского казачества была создана благоприятная обстановка для возвращения казаков в свои станицы, условия для комфортного проживания, рабочие места.
– Полтора года назад была создана подпрограмма по развитию казачества, которая затронула и вопрос благоустройства православных кладбищ. Прошлый год был объявлен годом Наурского и Шелковского районов. Эти два района были восстановлены и изменились до неузнаваемости. Не остался без внимания и вопрос трудоустройства представителей казачества: было дано указание принимать их на работу в районные администрациии другие организации, дан старт созданию ГУП для казаков в Наурском и Шелковском районах, – рассказал Ш. Жамалдаев.
По итогам конференции было принято решение активизировать работу по реализации Стратегии развития российского казачества до 2020 года, выстроить работу органов власти с учетом мнений и пожеланий представителей казачьих обществ на территории субъектов РФ, использовать вековой опыт братского отношения казаков и совместного проживания с представителями других народов, проживающих на территории Юга России, а также продолжать работу в направлении возрождения и развития самобытной казачьей культуры, духовных казачьих ценностей.