Основы казачьего семейного воспитания

07.05.2013 02:13

001-1Крыжанстовская Елена Викторовна – кандидат педагогических наук,
доцент кафедры теории и методики 
профессионального образования АГПА (г. Армавир)

В жалованной грамоте черноморским казакам, переселившимся на Кубань, императрица Екатерина II указала их основную задачу: «Войску Черноморскому принадлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских». Эта задача стала основным законом жизни казаков Кубани, определив их жизнь, семейный уклад, воспитание подрастающего поколения.

Самобытным было воспитание в казачьих семьях. Главными качествами личности считались: трудолюбие, честность, общительность, радушие и добрый нрав. На первом месте – вера и служение долгу. Казаки не мыслили себя вне православной веры, которая сказывалась на всех сторонах жизни.

Важнейшую роль в сохранении казачьих традиций играли старики, пользующиеся огромным авторитетом. Уважение к старшим – основа семейного уклада. Воспитание сознательной дисциплины, военно-патриотических традиций было главным в семье казаков.
Под методами патриотического воспитания понимались конкретные пути формирования у казаков любви к своему Отечеству и качеств, необходимых для его вооруженной защиты, включающие совокупность средств и приемов, используемых воспитателями (командирами и представителями духовенства) в совместной деятельности с казаками для достижения поставленной цели.

К числу таких методов в первую очередь целесообразно отнести: просвещение, религиозное внушение, пример, награждение, нравственное приучение.

Система методов патриотического воспитания выполняла ряд функций. Важнейшими из них являлись:
– оказание влияния на сознание казака (идеологическое воздействие);
– передача опыта отношений (норм и правил поведения);
– организация поведения казаков в соответствии с установленными традициями, нормами и правилами;
– стимулирование духовных и физических сил казаков при выполнении требований военной службы;
– предупреждение развития нежелательных, негативных черт характера и поведения казаков.

С историей казачества дети знакомились в семье, где передавались от старших примеры ратных подвигов. Главный девиз казаков: «За Веру, Царя и Отечество» был определяющим в воспитании казака с детских лет. Казак считал: «Без догляду и дети не растут». В казачьих семьях радовались рождению будущего казака: « Сын – зернышко, а дочь – полова, ветер дунет – от дома улетит». В беседе, в рассказах, действиях казак передавал свой жизненный опыт, уклад всей казачьей жизни сыновьям. Все секреты, от военных до бытовых, казаки передавали детям. А казачью форму готовили сыну задолго до посвящения в казаки. В семье царил культ казачьей формы, которую одевали по праздникам и в строю. На войсковые празднества, сходы и другие важные мероприятия, проходившие в Екатеринодаре, непременно приглашали смышленых мальчиков от всех казачьих поселений края, с тем, чтобы эти события были запечатлены в их детском сознании. Они передавали все увиденное своим детям. Так и ковалась эта живая цепочка казачьей жизни, культуры.

Семья казаков строго выполняла свои обязанности перед казачьей общиной. Казак должен был строго воспитывать детей, учить чтить старших, выполнять 10 Заповедей Господних, являющихся жизненным правилом казака-христианина. Он разъяснял, толковал, показывал их значения детям. В семьях детям постоянно напоминалось, что за непослушание последует наказание, чтобы проступки больше не проявлялись, и ребенок должен научиться избегать повторения ошибок. В детстве и подростковом возрасте это было действенным способом нравственной школы, формировалось самосознание, социально-культурная адаптация. Семья, казацкая община являлись главными воспитателями. Это была народная педагогика с ее особыми воспитательными традициями и результатами воздействия на психику воспитуемых, отшлифованная вековыми традициями. Она воспитывала характер воина, защитника, ответственного за свое доброе имя.

У казаков были свои обычаи, язык, культура, своя история, психология, своя структура бытия и быта. Нерушимыми были – верность славе предков, любовь к родной земле и ее защита. В казачьих семьях из поколения в поколение передавались сказания о подвигах и ратных делах. Все это было эмоционально окрашено. Речь богата поговорками, пословицами, ярко отражающая атмосферу вольности и независимости, геройства. Язык казаков – чудесный сплав украинского и русского языков, завораживал душу. Поэтому рассказы отцов и дедов становились запоминающимися, воспитание проходило без нудных нравоучений. Детей редко били. Достаточно было отцу, старшему брату, деду выразить свое неудовольствие укоризненным взглядом или нахмуренными бровями. Чтилась в семье мать. Она оставалась за главную в семье, когда казак уходил в поход: « Жинки дома хозяйнуют, а казаки в Сечи». На ее плечи ложились все хозяйственные заботы, присмотр за детьми, уход за стариками. Мать выражала основную нравственную задачу в семье – забота о близких, трудолюбие, воспитание.

В казачьих семьях в труде принимали участие даже малые дети. Мать следила за тем, чтобы с малых лет дети умели заботиться о других, оказывали помощь друг другу, старикам. Именно в раннем детстве мать первая вкладывала в воспитание народную мудрость. В воспитание включалось старшее поколение, поощряли трудовые умения и учили, как действовать в тех или иных ситуациях. Их опыт был неоценим. Именно в семье дети усваивали систему норм и правил поведения, учились подчиняться и брать ответственность на себя. Казаки-ветераны были для детей идеалом личности, нравственным компасом, помогали войти им во взрослый мир во всех его проявлениях.

Роль отца возрастала по мере роста мальчика. Он учил «порядку и делу», как говорят в народе. Меньше баловал, был строг, требователен. Он учил держаться в седле и джигитовке, ухаживать за лошадью. Но главной задачей отца было вырастить настоящего казака, готового к воинской службе. Народная мудрость сохранила об этом много пословиц: «Где саблей не возьмешь, пикой достанешь», «Казак без коня – как зима без снега», «Сабля казаку и славу принесет, и честь спасет».

Воспитание в казачьей семье не передавалось в «готовом» виде детям, а накапливалось. Развивалось и обогащалось всеми членами семьи. Оно плавно выходило из ее рамок, передавалось казачьему обществу, то есть становилось намного шире. Здесь и школа воинской подготовки шире, и жестче наказания, вплоть до порки публичной и даже смертной казни. Молодой казак уже ощущал себя членом казачьего братства, понимая значимость этого членства. Особенностью воспитания было то, что дети осознавали уникальность истории казачества, специфику своей культуры (одежда, обычаи, язык), то есть в казачьих семьях легче происходила этническая самоидентификация детей, отождествление себя с казачьей общностью.

Детей учили уважать обычаи народов Кавказа. Обычай быть гостеприимным воспитывался с детства, что в условиях территориальной разобщенности на Кавказе было очень важно. Казаки интересовались жизнью, бытом, культурой горских народов, сравнивали со своим укладом. Учили детей уважать человека, понимать состояние и желание людей, преодолевать конфликты, неурядицы, быть терпимыми к религиозным чувствам горцев. Хотя и встречались случаи нетрадиционных решений конфликтов между горцами и казаками. Но все эти случаи обсуждались, устанавливались правила достижения цели без крови.

Особое значение предъявлялось в семье к здоровому образу жизни: физической закалке, трезвости, чистоте. Казак не мог показаться пьяным на улице, только в темноте через огород он мог пройти к дому. Дети не имели права садиться за стол с грязными руками. В семье строго следили за репутацией детей, ведь семейная жизнь казака в станице становилась достоянием всех. Казачье общество оценивало казака и членов его семьи по поступкам, делам, строго судило о его надежности – ненадежности, умении держать данное слово. Благодаря этому поддерживались определенные взаимоотношения между поколениями: дочь и сын не могли противоречить отцу, старики всегда сидели на почетном месте, почтительно со старшими здоровались.

Педагогика казачества представляет большие возможности в воспитании нравственности, доброты, трудолюбия, патриотизма, терпимости. Современный педагог должен изучать опыт прошлого поколения в воспитании личности, возрождая традиции народной педагогики.

Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

Официальный сайт Кубанского казачьего войска
Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
22 ноября 2024
Мчч. Онисифора (икона) и Порфирия (икона). Прп. Матроны. Прп. Феоктисты. Мч. Александра Солунского. Мч. Антония. Прп. Иоанна (икона) Колова. Прпп. Евстолии и Сосипатры. Прп. Онисифора Печерского. Свт. Нектария (икона) Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца. Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия. Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (икона).
Наверх