«Мы не хотим быть случайными людьми». Директор Шахтинского казачьего кадетского корпуса им. Я.П. Бакланова о паломническом служении в Донском монастыре

15.05.2012 21:35

14 мая 2012 года в Донской монастырь прибыли учащиеся Шахтинского казачьего кадетского корпуса имени Я.П. Бакланова, который был основан как филиал Донского кадетского казачьего корпуса города Новочеркасск имени Александра III. Дети, только что закончившие свой первый год обучения в кадетском корпусе, впервые прибыли в Донской монастырь, но для директора корпуса Виталия Александровича Бобыльченко это уже одиннадцатая поездка с кадетами в Донскую обитель, ставшую, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла центром духовного окормления всего российского казачества.

Шахтинский казачий кадетский корпус уже в течение двух лет сотрудничает с Донским монастырем. 19 мая 2011 года, усилиями Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, между монастырем и кадетским корпусом был подписан договор о соработничестве и духовном окормлении.

Регулярно в течение последних двух лет отделения от 10 по 15 учащихся Шахтинского ККК в сопровождении офицера-воспитателя приезжают в Донской монастырь для труда и молитвы, изучения основ Православия и истории России. Дети посещают монастырские богослужения и беседуют с монахами обители, а в завершении поездки причащаются Святых Христовых Таин за Литургией в Большом соборе монастыря.

Нам удалось пообщаться с Виталием Александровичем Бобыльченко, который поделился своим видением перспектив сотрудничества кадетского корпуса и монастыря, рассказал о жизни молодых казаков и о том, что казачье воспитание невозможно без православного компонента.

 

«Прежде всего, мы хотим соработничества»

Всех ребят, конечно, я не могу привезти. Вот сегодня приехали младшие классы, шестиклассники, которые первый год отучились в кадетском корпусе. И я очень хотел, чтобы, по завершении учебного года, они познакомились с Донским монастырем. С ними приехал куратор этого класса, молодой офицер.

Я не открою тайны, если скажу, что взрослые люди, в особенности военнослужащие и офицеры люди не только не воцерковленные, но, зачастую, еще и неготовые воспринимать Православие так, как хотелось бы.

Поэтому я делаю эти поездки ценными не только для детей. Стараюсь присылать не очень опытных офицеров, которые в монастыре могут почерпнуть очень и очень многое. Не просто знания, но сам дух монастыря – пообщаться, поучаствовать в молитвах. Вот за эти годы соработничества я могу гордиться даже офицерами-оставниками, которых мы тоже присылаем сюда. Казалось бы, их ни в чем нельзя уже убедить, но, оказывается, это возможно.

Решающую роль играет монастырь. Ведь то, что буду говорить я, или штатный духовник кадетского корпуса, будет воспринято офицером как часть службы, работы – отработал и ушел, ничего не усвоил. А здесь для человека открывается новое восприятие веры – он видит, как живут и как веруют действительно глубоко православные люди. И наши офицеры меняют свое мнение, подчас меняют свои жизненные устои, и для меня это – самое главное в таких поездках в монастырь.

Потом офицер приезжает другим человеком, передает свой опыт. Уже другие офицеры – теперь их очередь – едут в монастырь. И я говорю офицерам, что другие ездили, теперь ваш черед, вы должны совершить эту поездку, потому что вы работаете у меня в корпусе.

Корпус казачий, а значит – православный, – подчеркивает Виталий Александрович. – Офицеры, даже неверующие, едут, и возвращаются другими людьми.

В Шахтинском кадетском корпусе действительно делается очень большой акцент на православном компоненте. Такое же внутренне преображение отмечают и у тех детей, которые посетили монастырь. Возвращаясь к своим товарищам, кадеты передают им свои «православные впечатления», благодаря чему корпус постоянно меняется изнутри, меняется  внутренняя среда, потому что меняется – и, очевидно, что в лучшую сторону – сердечное расположение людей. Как работников, так и юных казаков.

Директор корпуса продолжает:

Дети обязательно исповедуются, причащаются. Они должны сделать это здесь, в монастыре. Донской монастырь – для нас, казаков, это чуть ли не центр Вселенной, центр православной жизни в России. Поэтому, опять же, важно, что Таинства Церкви осмысляются именно здесь. И я хочу подчеркнуть, что мы не только пользуемся благами монастыря в потребительском отношении – спальные места, питание, лекции. Нет, мы хотим именно сотрудничества, соработничества. Прежде всего, естественно, духовного. 

 

«Мы кадеты, наследники кадетов»

Позвольте рассказать о нашей жизни в кадетском корпусе. У нас есть духовный наставник, молитвы до и после принятия пищи, утренние и вечерние молитвы обязательны. В воскресный день все кадеты посещают богослужение в кафедральном соборе Шахтинской епархии в городе Шахты. Богослужения проводит епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий, и наш корпус находится под его покровительством. Это все совместный труд, труд духовный. Наши мысли смыкаются в едином ключе, и это очень важно для нас.

Кроме того, что делается здесь, в Донском монастыре, у себя в кадетском корпусе мы проводим работу по духовному воспитанию учащихся. Мы занимаемся исследовательской работой. Так, например, уже пятый год мы проводим исследование «Утерянные и восстановленные храмы Ростовской области». Мы исследуем храмы: когда они строились, в честь кого освящались, в каких населенных пунктах. Отказывается, часто престолы храмов перемещали, и от одного, скажем, храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ростовской области появилось множество Покровских храмов в новых местах, куда переезжали казаки из той станицы, где был построен первый Покровский храм. Мы отслеживаем историю храмов – и то, как они погибали в советские времена, и как возрождались и возрождаются усилиями людей, подвигами сельских батюшек, которые сами собирают строительные материалы для храма.

Бывает, даже прихожане чего-то не помнят, но наши дети работают, восстанавливают память и берут пример с человеческого подвига, примеряют подвиг на себя, соизмеряют с нашим временем. И я часто задаю им вопрос: могли бы мы сами поступить так, как поступали наши предки в тяжелое время гражданской войны. С одной стороны, это было время трагедии, а с другой стороны, именно тогда люди давали пример подвига. Ведь кто-то за какие-то блага продавал и родных и веру, а кто-то, наоборот, не боялся пожертвовать временным, кажущимся благополучием ради сохранения веры и спасения души. 

Это огромный пример для нас. Кроме того, мы проводим значительную работу о подвиге кадет и юнкеров в Гражданскую войну. Результатом этой работы стал большой кадетский крестный ход по Ростовской области, в ходе которого мы обнаружили множество старинных хуторских храмов, древних икон, мы познакомились с сельскими батюшками – для нас это тоже большие открытия, да и им было интересно познакомиться с нами.

Мы ведь тоже кадеты, и наследники тех кадетов, положивших свою жизнь за Веру и Отечество. Мы наследники той России, когда она была настоящей, сильной и великой. И в той России мы видим пример для нашей собственной деятельности и нашего будущего.

Святой покровитель кадетства

В прошлом году на территории Казачьего кадетского корпуса мы открыли памятник Цесаревичу Алексею, святому царственному страстотерпцу. Цесаревич Алексей был сверстником моих детей, ведь ему было всего 13 лет, когда он погиб. Он погиб, не отрекшись от своего служения, которое он принял по наследству. Ведь цесаревич – это наследственный атаман всех казачьих войск Российской Империи, и он умер атаманом. И разве это не пример для наших мальчишек? Ведь он был таким же ребенком, он бегал, шалил, но, в то же время, носил казачью форму, принимал участие в смотрах и парадах, выполняя то, что было завещано ему отцом. Ведь это тяжелый труд – носить форму, отвечать за то, что у тебя на плечах эполеты, и выполнять нагрузку, свойственную вполне взрослому человеку в 13 лет.

Этот памятник был сделан специально по нашему заказу, он единственный в стране, и, быть может, единственный в мире. Мы ничего подобного больше не видели.

Вскоре мы обратились к нашему епископу с предложением построить на территории корпуса часовню, посвященную кадетам и юнкерам, погибшим в горы Гражданской войны и освященную в честь Цесаревича Алексея. Слава Богу, епископ поддержал эту инициативу. И теперь у нас на территории строится не просто часовня, а храм-памятник погибшим кадетам и юнкерам в честь Цесаревича Алексея.

Повторюсь, мы проводим огромную исследовательскую работу, и в этой области тоже. Мы отыскиваем данные о погибших кадетах и юнкерах, находим их фамилии. И еще особенно важно для нас выявить причины таких катастроф, как гражданская война на Дону. Ведь мы все живем под одним небом, сидим на одним столом, живем на одной земле, и у нас в целом один воспитательный пример. Почему же вдруг внезапно между людьми возникает ненависть, как любовь подменяется враждой? Чтобы ответить на эти вопросы, я ставлю перед собой и ребятами задачу спроецировать происходившее тогда на себя. Я ставлю цель почувствовать причины катастроф, чтобы не допустить их в дальнейшем. Ведь то, что началось в 1917 году все еще продолжается, и остановится лишь тогда, когда мы сможем понять и преодолеть корень тех проблем.

«Монастырь – источник живительный »

Приходит ребенок ко мне в корпус, и первые вопросы у него: «Почему у нас обращение «господин воспитанник», «господин кадет», «господин офицер», «госпожа учитель», «госпожа преопдаватель»»? Немного уходя от своей простой мирской терминологии, кадет должен понимать смысл этих слов, понимать их важность. Это не просто традиция. Важно видеть в своем ближним образ самого Господа.  

Владыка Кирилл был у нас в гостях, и он отметил, что корпус обустроен немного по-монастырски. Наш быт, и правда, в чем-то сродни монастырскому – замкнутое пространство, в котором дети живут, и уходят лишь на выходные и праздники. Все время они проводят в корпусе и на территории, живя по уставу, правилам, исполняя обязательные молитвы.

Каждый визит в монастырь – это сокровищница бесценного опыта. Здесь можно что-то увидеть, чему-то научиться, что-то понять, чтобы затем привнести это в жизнь кадетского корпуса.

Монастырь для меня это источник живительный, и его потеря будет для нас необратимой катастрофой. Не дай Бог, если вдруг вновь закроется доступ к храму и к монастырю.. Это мы уже проходили. Я помню время, когда храмы были закрыты, когда чтобы зайти со школьниками в храм, я должен был бы брать в городской администрации специальное разрешение – но и то, лишь чтобы посмотреть. Нечего было и говорить о поклонении святыням, о разговоре с батюшкой.

Живое общение с Богом в Церкви должно быть. Иначе все это бессмысленно. Я к счастью знаю цену свободы – и знаю, что наши родители, деды и прадеды были лишены этого.

И сегодня, приезжая в монастырь, мы не ходим быть случайными людьми, мы хотим соработничать, и в первую очередь, духовно.

Дети, которые сегодня приехали – это фактически малыши, они первый раз приехали в монастырь, и все, что их окружает здесь – большое открытие для них.  Вы видели их удивленные глаза.  Дети должны понимать, для чего нужно молиться, для чего дорога ведет в храм, для чего и почему я привожу их сюда, в Донской монастырь. Очень хочется, чтобы они понимали. С чего-то нужно начать.

Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
23 ноября 2024
Апп. от 70-ти Ераста (икона), Олимпа (икона), Родиона (икона), Сосипатра, Куарта (икона) (Кварта) и Тертия. Колесование вмч. Георгия (икона) (Груз.). Мч. Ореста (икона) врача. Сщмч. Милия (икона), еп. Персидского, и двух учеников его. Мч. Константина, кн. Грузинского. Прп. Феостирикта (икона), иже в Символех. Прмч. Нифонта и мч. Александра. Сщмчч. Прокопия, архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна и Петра пресвитеров. Сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна пресвитера, прмч. Иоанникия и Серафима, мчч. Алексия, Аполлона, Михаила. Мч. Николая и мц. Анны и св. Бориса исп., диакона. Мцц. Ольги и Феоктисты.
Наверх