Младший сын казачьего рода

15.06.2017 18:33

История любого казачьего рода Кубани уникальна. Не в каждой семье сохранились реликвии или старинные фотографии. Но неоспоримо то, что многие из кубанских семей являются потомками черноморских, азовских и других казаков, которые в XVIII-XIX веках пришли осваивать Кубань. Историю своей семьи на протяжении многих лет по крупицам собирает Григорий Павлович КИЯШКО, изучая боевой и трудовой путь предков-казаков.

Фамилия Кияшко в переводе с тюркского языка означает «солнце», но, возможно, имеет и украино-белорусское происхождение (белорусское слово «кия» – палка). Первый из известных представителей этой фамилии – Кирилл Кияшко – проживал в станице Петровской. Его сын Григорий родился в 1820 году и проживал с семьей в станице Покровской, нес военную службу в морской пограничной страже, которая крейсировала вдоль берегов Черного и Азовского морей. Григорий принимал участие в военных столкновениях с горцами во время Кавказской войны. В 1848 году у него родился сын Илья, еще через три года – Никита, за ним – Евстафий.

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ СЕМЬИ КИЯШКО НА КУБАНЬ

Первая партия казаков-переселенцев прибыла на Кубань 26 апреля 1863 года и состояла из 190 семей. 1 июня переселенцы ступили на берег реки Хабль и в тот же день стали размещаться внутри Хабльского станичного окопа на размеченных участках. Казаки Кияшко стали первопоселенцами и основателями образованной позднее станицы Хабльской (сегодня Холмская). К октябрю 1863 года в станице было закончено строительство 184 домов.

6 мая 1879 года казак Никита Григорьевич Кияшко был обвенчан в станичной Покровской церкви с казачкой Варварой Ефремовной Петрушиной. К слову, в строительстве той церкви участвовали и казаки Кияшко. Вместе со станичниками Никита Кияшко принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов.

У семьи другого сына Григория Кияшко, Ильи, был дом в станице Хабльской и земельный надел, на обработку которого по казачьей традиции выходила вся семья.

Во многих семьях принято передавать следующему поколению реликвию. Была такая и в роду Кияшко. Старинный кинжал передавался по наследству старшему сыну. В тяжелое для казачества первое десятилетие советской власти Андрей Ильич Кияшко был вынужден скрыть реликвию, чтобы не подвергать семью смертельному риску. Предупрежденный накануне о грядущих обысках комиссаров, он ночью выкинул в реку Хабль кинжал и шашки, и это спасло семью от расказачивания и ссылки.

Говоря о самых известных представителях рода Кияшко, нельзя не упомянуть бывшего начальника штаба Кубанского казачьего войска, генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Кияшко и его брата – архивариуса войска Ивана Ивановича Кияшко, которые внесли большой вклад в историю казачества не только Кубани, но и России.

КРЕСТИЛИ  ПОД  ГУЛ  БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ

Григорий Павлович Кияшко – один из младших представителей рода. Как он был горд, когда наконец-таки смог надеть казачий костюм и предстать перед родными и друзьями. «Красавец на все сто!» – сказала его супруга. Бешмет, черкеска и кубанка – все к лицу казаку Григорию!

Совсем недавно он ушел на заслуженный отдых после 26 лет руководства Абинским местным отделением ДОСААФ. При его участии шло планомерное восстановление автошколы в период 90-х, когда все разваливалось и закрывалось. Вместе с коллективом Кияшко выстоял, не только сохранил, но и приумножил заслуги старейшей автошколы региона.

60 лет трудового стажа, около шестидесяти грамот – федеральных, краевых и районных. 46 лет работал в системе ДОСААФ, не так давно отметил 75-летний юбилей и передал дела своему преемнику.

– Я начал работать с шестнадцати лет. У родителей нас было четверо – две дочери и два сына. Я, как раньше принято было говорить, последыш. Мама Зоя Максимовна – донская казачка, мягкая по характеру и беспокойная за хозяйство. В доме всегда пахло пирогами, мама отличалась гостеприимством. Папа Павел Ефимович – коренной казак из станицы Удобной Отрадненского района. Строгий, очень требовательный, учил нас ответственности и трудолюбию. Он всегда говорил нам: «Сынки, наш род старейший, предки были служивыми, не посрамите и вы нашу фамилию, берегите, любите Родину, ведь вы казаки не по слову, а по духу, по вере своей».

По воспоминаниям своей матери Григорий Павлович знает, что его крестили в храме под гул моторов вражеских самолетов и бомбежку города Пятигорска. Шел первый год войны. Своего сына Павел Ефимович увидел уже после войны, когда демобилизовался.

В начале пятидесятых отца переводят на другую работу, и семья переезжает под Армавир. После окончания семилетки Григорий поступает в Григориполисское училище механизации и сельского хозяйства. Тяга к технике у него была с детства. После учебы устроился в детский дом. Вместе с воспитанниками педагоги-наставники производственного обучения работали на подсобном хозяйстве – пахали землю, сеяли пшеницу, учили ребят работать на тракторах, комбайнах.

Потом пришла пора идти в армию. Удостоился чести служить в охране элитного подразделения Министерства обороны.

– Проверяли меня тогда до седьмого колена, – делится Григорий Павлович. – Служил исправно и взысканий не имел.

И вот летом 1964 года он приехал в Абинск. Городок ему сразу понравился. Приехал с молодой женой, начинающим педагогом.  В 1970 году в Абинске открывается местное отделение ДОСААФ, и с той поры его судьба была тесно связана с этой организацией.

Сегодня Григорий Павлович все свое свободное время посвящает вопросам районного казачьего общества.

– Для меня работа в казачестве не нова, продолжаю работать с подрастающим поколением, с допризывной молодежью. Занимаюсь вопросами патриотического воспитания молодых ребят. Было у меня казачье звание есаул, а теперь я – войсковой старшина (по армейским меркам – подполковник).

Труднее всего, по его словам, было работать в девяностые годы: «Кругом развал. В автошколе не хватает запчастей, горючего, машин. А ребят надо было учить вождению,  объединять их общими интересами, чтобы они не ушли в криминальные структуры. Вот тогда у нас появилась идея тесно работать со школами через учреждения дополнительного образования. Стали привлекать к своей деятельности преподавателей НВП, а позже – ОБЖ. Совместно организовывали спортивные соревнования, стрельбы в тире, строевые смотры…».

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ 

Его деду, за то что был казаком, дали десять лет сталинских лагерей. Когда началась война, его даже на фронт не взяли. Два его родственника-казака тоже отсидели по десять лет в Карлаге (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь – один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в 1930-1959 годах). Дед Ефим Иванович – полный Георгиевский кавалер, участник войны с турками, германской и гражданской войн – получил Карлаг за преданность казачеству. А ведь он служил знаменосцем в отряде Кочубея (И.А. Кочубей организовал на Кубани конный красногвардейский отряд, во главе которого участвовал в обороне Екатеринодара от добровольческой армии), до 1937 года работал председателем райисполкома, потом – директором сахарного завода под Армавиром…

А потом его, как троцкиста и казака, признали врагом народа и отправили в Карлаг. Освободили через двадцать лет, восстановили в партии, вернули ордена и медали, в том числе орден Ленина.

В девяностые заговорили о возрождении казачества, стали изучать культуру, обычаи предков, вспоминать казачьи песни.

– Я шел в казачье общество с мыслями о продолжении нашего славного рода. Сегодня казачество вышло на тот уровень, когда мы уже знаем, как дальше ему развиваться, к чему мы идем и чего хотим добиться. Надевая форму, каждый из нас осознает, что это не шутовской наряд, а весь смысл жизни твоего рода, его уклад. Казак без веры – не казак. Вера в Бога, в страну, в свои силы – это наше понимание жизни. Отрадно, что люди во власти понимают роль казачества и его предназначение – быть защитником семьи, Отечества. Казачество на Кубани – это большая сплоченная семья, которая живет в кругу многонационального братства, восстанавливает прошлое и передает все самое лучшее будущим поколениям, – сказал Григорий Павлович Кияшко, представитель большого казачьего рода, уходящего своими корнями в далекий восемнадцатый век. А потом он показал мне «славу казака» – свое снаряжение и вооружение. «Добре, – сказал я Григорию Павловичу. – Будьтя здравы!».

Олег САФАРОВ. Фото автора
ВОСХОД
Поделиться:
Наверх