Митрополит Волоколамский Иларион: Миссионерская деятельность может принимать самые разные формы

24.04.2018 15:38

15 апреля 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!

Е. Грачева: Владыка, в прошлой программе мы обсуждали так называемые дипломатические войны. Но дипломатические войны, как известно, всегда сопровождаются и медийными войнами: с 1 апреля телеканал RT, известный как «Russia Today», прекратил свое вещание в столице США — Вашингтоне. Там, надо сказать, работала большая команда, в том числе и наших журналистов. Как это расценивать? Как поражение? Как победу их медийного контента? И нужно ли вообще бороться за сигнал в недружественной стране?

Митрополит Иларион: Думаю, бороться, конечно, нужно, потому что люди должны иметь право на альтернативную позицию. Когда все средства массовой информации, как это происходит сейчас в Америке, в той или иной степени заражены антироссийской истерией, когда они наперебой внушают американскому зрителю или слушателю, что Россия — источник всех бед и всех зол, то, по крайней мере, у людей должно быть право на альтернативную точку зрения. Такую точку зрения представляет телеканал «Russia Today». И я должен сказать, что этот телеканал пользуется большой популярностью не только в Соединенных Штатах, но и во многих других странах.

Мы привыкли думать и слышать о Соединенных Штатах как о стране, где свобода слова и свобода совести торжествует, но если посмотреть на реальную ситуацию, то она очень далека от представления о том, что в этих странах существует свобода слова. Там средства массовой информации подконтрольны единой политической линии, и в абсолютном своем большинстве они озвучивают только одну точку зрения.

Е. Грачева: Владыка, глава Центра стратегических разработок, экс-министр финансов нашей страны Алексей Кудрин в интервью журналистам заявил, что при растущей продолжительности жизни в нашей стране, если она достигнет 80 лет, придется уже в перспективе 10-16 лет повышать пенсионный возраст. Что Вы думаете о перспективе повышения пенсионного возраста в России?

Митрополит Иларион: Я думаю, что рано или поздно какое-то решение о повышении пенсионного возраста будет принято, потому что продолжительность трудовой деятельности человека не может не соотноситься со средней продолжительностью жизни. Если возрастает средняя продолжительность, значит, может увеличиваться и трудоспособный возраст.

Если сравнить пенсионный возраст в России с пенсионным возрастом других стран, то мы увидим, что у нас люди выходят на пенсию раньше. Это имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Например, у нас в Церкви пенсионный возраст, если говорить об архиереях, священнослужителях, — 75 лет, и мы совершенно не стремимся к тому, чтобы этот возраст снизить. Наоборот, у нас, я знаю, священники и архиереи, если их почисляют на пенсию в 75-летнем возрасте, для них это, как правило, большой удар. Некоторые после этого даже умирают. Настолько человек прирастает к своему служению. Мы стараемся обеспечить для наших престарелых священнослужителей какие-то щадящие условия труда, но могу сказать по наблюдением не только за священнослужителями, но и за другими людьми, которые свою профессию воспринимают как призвание, что выход на пенсию они переживают очень тяжело.

Е. Грачева: В этом году весенний призыв по числу срочников в войска и на флот оказался на 10 процентов меньше, чем в 2017 году. Между тем, статистика показывает, что выросло число желающих служить по контракту. Я знаю, что Вы служили в армии. Как Вы относитесь к службе по контракту?

Митрополит Иларион: Я отношусь положительно к службе по контракту. И считаю, что в современных условиях самая боеспособная армия — это профессиональная армия. В конечном итоге в России должна быть профессиональная армия, где не будет воинской повинности, не будет солдат срочной службы, а будут профессионалы, которые будут служить по контракту и относиться к своим воинским обязанностям именно как к профессии, как к призванию.

Е. Грачева: А как Вы, владыка, относитесь к службе женщин в армии по контракту?

Митрополит Иларион: Я отношусь к этому положительно, опять же, если женщина чувствует в себе призвание к такой службе. Нельзя забывать о том, что воинская служба включает в себя не только участие в военных действиях или подготовку к военным действиям. Есть еще много, так сказать, сопутствующего персонала, допустим, преподаватели военных университетов. Я знаю одну женщину, которая носит генеральские погоны, она преподает в военном университете и именно в этом видит свое призвание.

И таких людей сейчас немало. Думаю, что для всех, кто хочет служить в армии, должна быть открыта дорога. Если люди хотят добровольно служить, то для них должны быть созданы условия. Но полагаться на тех, кто в силу воинской повинности идут в армию, я бы не стал.

Е. Грачева: Все-таки есть какая-то связь? Меньше желающих служить в армии среди прихожан храмов, если сравнить с невоцерковленными молодыми людьми их же возраста?

Митрополит Иларион: Я не могу Вам дать точную статистику по прихожанам, потому что ко мне обычно подходят молодые люди, которые не хотят служить в армии и спрашивают, что им сделать, чтобы не служить в армии? Обычно это студенты тех высших учебных заведений, где нет отсрочки от армии. Или есть еще какие-то причины, по которым они не хотят служить. И они приходят за советом.

Я, например, поступил в консерваторию и с первого же курса меня забрали в армию. Я служил два года. Но так как я не собирался учиться в консерватории, а уже помышлял о том, чтобы пойти служить Церкви, то для меня это не было трагедией. Я благодарен Богу за то, что я отслужил два года в армии. Это был очень полезный для меня опыт. Но для кого-то из тех, кто, например, готовились стать концертирующими пианистами, скрипачами, для людей, которые должны все-таки жить и содержаться в особых условиях, это означает, по сути, конец их музыкальной карьеры.

Е. Грачева: Представители религиозной организации «Свидетели Иеговы», которые, как известно, были признаны экстремистской организацией и запрещены в России, массово устремились в Финляндию. В январе-феврале они стали второй по численности группой, после иракцев, которые попросили убежище. Какие в этой связи перспективы Вы предрекаете этой стране?

Митрополит Иларион: Я знаю об этой организации не понаслышке, потому что мне доводилось встречаться с людьми, которые вышли из этой секты, и я знаю, что они становятся изгоями в собственных семьях. То есть, например, если мать или отец принадлежат к секте «Свидетелей Иеговы», а сын или дочь решили с этой сектой порвать и прийти в Церковь, то они становятся изгоями в собственной семье, родители не должны садиться с ними за один стол, не должны говорить с ними на религиозные темы, и вообще максимально сократить общение с собственными детьми. Я думаю, что это в своей основе человеконенавистническая идеология, которая взяла на вооружение некоторые элементы христианства. Они, например, читают Священное Писание, но у них своя версия Священного Писания, в том числе Нового Завета. Они себя называют христианами. Если в Финляндии хотят приютить этих людей, это, конечно, право Финляндии, но я думаю, что рано или поздно те страны, в которых «Свидетели Иеговы» действуют свободно, столкнутся с теми же проблемами, с которыми столкнулась Россия.

Е. Грачева: Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий перед стартом Союза МС-8 благословил космонавтов к полету на МКС. Об этом лично просил космонавт Олег Артемьев. Помню, Вы говорили, что Ваш любимый сериал о расследовании авиакатастроф и о человеческом факторе как причине этих катастроф. Вы предпочитаете все-таки летать на самолете, когда им управляет верующий пилот, или для Вас это не имеет значение?

Митрополит Иларион: Это сложный вопрос. Пилот должен быть прежде всего профессионалом, он должен очень тщательно подготовиться к полету. Он должен выдержанно себя вести во время полета. Это все то, что я почерпнул как раз из этого сериала «Расследование катастроф».

Верующий он или неверующий — это, конечно, дело его совести. Но насколько я знаю, очень многие люди, у которых профессии связаны с повышенным риском для их собственной жизни, для жизни тех людей, за которых они несут ответственность, либо являются верующими, либо становятся верующими по мере исполнения своей профессиональной деятельности.

Если говорить о космонавтах, то, несмотря на все развитие космонавтики, мы знаем, что эта профессия сопряжена с огромными рисками, нагрузками, перегрузками организма. Конечно, мне очень приятно, что наши космонавты молятся перед полетом, что космические корабли освящают, что Святейший Патриарх имеет возможность на Пасху или на Рождество связаться с космонавтами, поздравить их с праздниками. Мы видим, как они реагируют на это. Я думаю, что это вполне естественно, что и космонавты, и летчики обращаются к Богу.

Надо сказать, что и пассажиры авиалайнеров тоже нередко обращаются к Богу, когда чувствуют какую-то опасность. Не так давно я подлетал к одному аэропорту, был сильный ветер и внутри самолета в пассажирском отсеке экраны уже показывали, как самолет идет на посадку, приближается к взлетной полосе. И вдруг мы все увидели и почувствовали, как самолет начинает сносить в сторону от взлетной полосы. И после того как самолет, уже спустившись вниз, прошел мимо полосы, и ему пришлось резко взмыть вверх, и потом сделать круг и снова пойти на посадку, тогда весь пассажирский отсек затих, и я увидел, как многие начали молиться. То есть, это вполне естественно в такой ситуации.

Е. Грачева: Очень много шума среди хабаровских прихожан наделал батюшка-бариста. В свободной от проповедей и Литургии время отец Андрей служит за барной стойкой. Как он сам говорит, греха он за собой не признает, потому что разливает исключительно безалкогольные напитки, а еще ко всему прочему подает к этому душеспасительные беседы. Как Вы относитесь к такому соединению?

Митрополит Иларион: Я отношусь к этому положительно. Я знаю, что местный архиерей митрополит Хабаровский Владимирподдержал это начинание. Он сам пришел и освятил это кафе. Надо сказать, что это не городской бар, это кафе при храме. Конечно, туда приходят люди в основном верующие. И что священник стоит за барной стойкой и, с одной стороны, выполняет обычные обязанности, а, с другой стороны, использует возможность поговорить о Боге тогда, когда его спросят, — это один из хороших способов миссионерской деятельности.

Миссионерская деятельность вообще может принимать самые разные формы. Это не только проповедь с церковного амвона, с экрана телевизора. Это, прежде всего, беседа с человеком в бытовой обстановке. Такая беседа иногда гораздо больше действует на людей, чем классическая проповедь с церковного амвона.

Е. Грачева: А у Вас была когда-то мечта совмещать свое служение с еще какой-то профессией? Если да, то какая это была профессия?

Митрополит Иларион: Я так или иначе совмещаю свое служение даже с целым рядом профессий, ибо у меня есть основное служение: я — священник. И мое самое прямое служение — предстоять алтарю, совершать богослужения. Я этим занимаюсь в течение более 30 лет.

Но у меня еще есть церковное послушание — меня часто называют министром иностранных дел Русской Православной Церкви. Я веду церковно-дипломатическую деятельность. Есть у меня и богословская работа: я пишу книги. Также я пишу музыку. То есть, по сути, я уже совмещаю несколько профессий. Но все эти профессии выстраиваются в одно общее дело, которое я воспринимаю как миссию, то есть, прежде всего я хочу донести до людей Христа, Его учение и позицию Русской Православной Церкви по актуальным вопросам.

Е. Грачева: Владыка, в Иерусалиме, на горе Сион в конце марта снесли памятник царю Давиду. Эта скульптура была подарена Иерусалиму нашим фондом Николая Чудотворца. Почему у израильтян такое отношение к фигуре царя Давида, к подарку от России?

Митрополит Иларион: Не у всех израильтян такое отношение, а только у ортодоксальных иудеев. У них существует множество запретов: на изображения, на то, как человек должен быть изображен. Я где-то читал, что кто-то из ортодоксальных раввинов разъяснял, почему эта статуя им не нравится: если бы царь Давид был изображен с каким-нибудь дефектом, тогда бы эта статуя могла стоять, а так как его изображение вполне человекоподобное и он выглядит красиво, то это противоречит ортодоксальному иудаизму.

Должен сказать, что есть две религии, иудаизм и ислам, которые не создали своего изобразительного искусства, за исключением орнаментального искусства, по той причине, что они продолжают буквально следовать заповеди из Ветхого Завета: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5). В христианстве с самого начала эта заповедь была истолкована как призыв к отказу от идолопоклонства, то есть если какая-то статуя изготовляется в качестве идола, которому начинают поклоняться как божеству, то, конечно, это противоречит заповеди о поклонении единому Богу.

Но самого по себе запрета на изображение в христианской традиции никогда не было. И мы знаем, что именно на христианской почве изобразительное искусство развилось так, как оно не развивалось нигде. Достаточно вспомнить мозаики Равенны, византийские фрески, балканские фрески, древнерусские фрески и иконы. Это колоссальный объем изобразительного искусства, который был создан именно в христианской традиции. Ничего такого не было создано ни мусульманами, ни иудеями. Поэтому я думаю, что такие памятники нужно ставить там, где это будут ценить и уважать.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Что делать, если человек умер и у него не осталось родственников, которые могли бы молиться за него? И как понять тогда утверждение, что наши родные молятся за нас на небесах, если у души нет воли, и она не может молиться за себя?

Митрополит Иларион: Если человек умер, и у него на земле не осталось родственников, то это не значит, что за него никто не молится. В Церкви все воспринимают друг друга как родственников, как членов единого церковного тела. И всякий раз на Литургии мы молимся не только за наших близких, которых мы помним и называем по именам, но и за всех умерших в христианской вере, за всех безвинно погибших, в том числе погибших при несчастных случаях. И молитвенная память Церкви объемлет всех людей, которые были ее членами. Поэтому никто из верующих, даже если у них нет родственников, не остается без молитвенного попечения Церкви.

Если же говорить о том, что наши сродники молятся за нас на небесах, то здесь речь не идет о наличии или отсутствии воли у человека, потому что воля есть у всякого человека, и она сохраняется у человека даже тогда, когда он уже перешел в иную жизнь. Только Церковь учит, что здесь, на земле, у нас есть возможность эту волю направить на благие дела, а там, в будущей жизни, мы уже будем либо вознаграждены за эти добрые дела, либо станем расплачиваться за свое бездействие, за свои злые дела. В этом плане в вечной жизни уже нельзя исправить все то, что человек сделал здесь, на земле. Но молиться за тех, которые остались на земле, такая возможность у человека остается. И мы верим, что святые за нас молятся. Именно поэтому мы обращаемся к ним с молитвой, с просьбой о том, чтобы они ходатайствовали о нас перед Богом.

И мы знаем, что и наши усопшие сродники, наши близкие тоже молятся за нас, и ожидают того момента, когда мы воссоединимся с ними, но уже не здесь на земле, а в будущей жизни, в Царстве Небесном. А молитва за усопших, кроме того, является еще и исполнением Божией заповеди, потому что Господь нам заповедал любить не только тех ближних, которые находятся с нами здесь, на земле, но и тех, которые перешли в иную жизнь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Поделиться:
Седмица 27-я по Пятидесятнице.
28 декабря 2024
Сщмч. Елевферия (икона), матери его мц. Анфии и мч. Корива епарха. Прп. Павла (икона) Латрийского. Свт. Стефана исп., архиеп. Сурожского. Сщмч. Илариона (икона), архиеп. Верейского. Собор Крымских святых. Мч. Елевферия кувикулария. Прп. Парда отшельника. Прп. Трифона (икона) Печенгского, Кольского. Собор Кольских святых. Сщмчч. Александра и Василия, Викторина пресвитеров.
Наверх