12 августа митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл ознакомился с ходом выполнения работ по росписи Казанского кафедрального собора г. Ставрополя.
Вместе с епархиальной комиссией Владыка осмотрел готовые работы, поднявшись по деревянным ступенькам под самый свод.
Украшать храм изнутри еще в 2012 году начала группа художников из Владимирской области под руководством Владимира Некрасова. Они полностью оформили алтарную часть. Напротив Царских врат поместили изображение Воскресения Христова, над ним – сюжет Тайной вечери, а под самым сводом – Богоматерь с предстоящими ангелами. В левом и правом алтарных приделах изобразили сюжеты, посвященные страстям Христовым – снятие с креста и положение во гроб.
В этом году работы по росписи храма продолжили 12 художников из г. Ставрополя и г. Санкт-Петербурга. Руководит процессом Вячеслав Пахомов — руководитель собственной мастерской, художник, в творческой биографии которого уже немало расписанных храмов по всей России.
Работы по росписи идут уже 8 месяцев. На сегодняшний день готовы центральный и левый приделы. В соборе уже порядка 30 образов, четыре многофигурные композиции и 3 купола. Содержание композиций лично утверждалось митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом.
«Мы постоянно беседовали с художниками, отрабатывали эскизы, списки святых и сюжеты, — говорит Владыка Кирилл. — Всё здесь продумано, включая канонические традиции и традиции Кавказа».
Среди образов на стенах много изображений святых, особо почитаемых на Северном Кавказе: Георгия Победоносца, Дмитрия Донского, Александра Невского, Андрея Первозванного, Дмитрия Ростовского и Иоанна Кронштадтского. Уже написан образ святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Ставропольского и Кавказского. Присутствуют и образы новомучеников, пострадавших за веру в период гонений ХХ века.
Собор расписывается в академическом стиле. Это сделано для того, чтобы внутренне убранство соответствовало архитектурному облику. Никаких эскизов или фотографий внутреннего убранства старого Казанского собора, разрушенного советской властью, не сохранилось. Решение украшать храм именно в таком стиле было принято коллегиально — духовенством, иконописцами и архитекторами. Церковный совет возглавил митрополит Кирилл.
«Казанский собор был построен в XIX веке, и стилистическим направлением, превалировавшим в то время, был академизм, — рассказывает Вячеслав Пахомов. — По архитектуре храм имеет направление нарышкинского барокко и оформлялся он в академическом направлении».
Традиционно роспись начинается с подготовки поверхности, а уже потом художники работают масляными красками — всё в соответствии с рецептами старых мастеров.
Уникальность росписи Казанского собора в том, что она включает в себя много авторских работ. Практически все ростовые фигуры воспроизводятся впервые, они не повторяются в других храмах.
«Здесь достаточно много образов новомучеников, святых ХХ века. Сохранились фотографии некоторых из них, но нет ни икон, ни живописных полотен», — говорит Вячеслав Пахомов.
В самое ближайшее время начнется разбор центральной части лесов и подготовка храма к проведению богослужения. Первая Божественная Литургия после росписи состоится 7 сентября, в день памяти св. апостола Варфоломея, покровителя Терского казачьего войска. Нерасписанным останется только левый придел, который завершат к концу осени.