Одна из самых острых проблем Ставрополья последнего двадцатилетия – отток русского населения. Этот процесс более всего характерен для восточных районов. Как следствие, там усилилась конфронтация старожилов и мигрантов из кавказских республик. Что делает Русская православная церковь и епархия, чтобы мирно изменить ситуацию? Об этом и многом другом нам рассказал митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
– Владыка, расскажите о ситуации на востоке Ставрополья. Почему вы решили уделять особое внимание этой части края?
– Пять лет назад Святейший Патриарх назначил меня на Ставропольскую кафедру. Я заинтересовался ситуацией в приграничных районах и стал готовить программу по прекращению оттока русскоязычного населения. В соседних к востоку епархиях ситуация еще хуже, так как русскоязычное население составляет абсолютное меньшинство в республиках. Особенно если говорить о Чечне, где происходили непростые военные события. Но и на Ставрополье на сегодняшний день ситуация непростая. Русские люди потеряли волю, потеряли желание трудиться на земле. Государство в 90-е годы оставило село, отчего разрушилась местная инфраструктура, культура в целом. А частное хозяйствование было на корню уничтожено в годы так называемого «раскулачивания» и добито в правление Хрущева. Поэтому сейчас очень сложно начинать развивать хозяйство, особенно молодым семьям, не имеющим опыта и средств. Основной причиной оттока коренного населения можно назвать неконтролируемую миграцию из соседних республик. Может быть, мигранты приходят и с добром. Но имея совершенно другой менталитет, культуру и религию, не всегда могут встраиваться в ту среду, куда приезжают жить. Зачастую они ведут себя агрессивно, заставляя русских покидать свои земли. Это очень плохо. Ведь на самом деле русские и кавказские народы жили довольно мирно на протяжении столетий. Этому нужно снова учиться. Учиться культуре совместного проживания. Большая проблема для восточного Ставрополья – теракты и ваххабизм. Как мы видим, от рук террористов гибнут и мирные жители всех национальностей, и даже имамы и муфтии. Это большая проблема, которая до сих пор не решена. Получив благословение Святейшего Патриарха поддержать русскоязычное население, я дал задание своим помощникам провести анализ ситуации в восточных благочиниях, стал сам собирать сведения из разных источников, провел несколько совещаний, на которых мы выработали программу активизации духовно-просветительской, миссионерской и социальной работы на этих территориях.
– Расскажите подробнее об этой программе.
– Мы начали ее реализовывать еще в 2012 году. Она включает, в том числе, строительство новых храмов в восточных благочиниях. Восток Ставрополья – это 5 благочиний, объединяющих 10 муниципальных районов. Среди приоритетных пунктов – строительство 24 храмов для наиболее крупных сел, где есть школа. Помимо храмов есть острая нужда в священнических кадрах. Необходимо направить туда не менее 59 пастырей. Несмотря на деятельность Духовной семинарии, священников в епархии катастрофически не хватает. Поэтому восток Ставрополья будет приоритетным при распределении рукоположенных священников. Отправляя их в восточные благочиния, я прекрасно понимаю, что служить там зачастую очень сложно. Плотность русскоязычного, православного населения там гораздо ниже, чем в других районах. Соответственно это влияет на доходы духовенства и храмов в целом. Думаю, со временем мы обязательно подготовим программу финансовой поддержки этих подвижников. Если просто перечислить пункты программы, то это строительство духовно-просветительских центров, воскресных школ, открытие кадетских классов, организация сельскохозяйственных фермерских хозяйств при церковных приходах, открытие образовательных классов по изучению русского языка и русской литературы при культурных центрах благочиний для прибывающих мигрантов, вне зависимости от их вероисповедания. Создание мощного информационно-аналитического интернет-портала о духовной, общественной, социальной и экономической жизни восточных районов. Разработка миссионерского маршрута по всем населенным пунктам, где нет храма. Миссионерская группа включает в себя священника, малый хор Ставропольской духовной семинарии, медиков широкого профиля, психолога и юриста. Для организации поездок планируется изготовление передвижного автобуса-храма. Открытие в каждом районном центре музеев казачьей истории и культуры, поддержка районных и сельских казачьих обществ.Открытие в каждом благочинии филиалов Спасо-Преображенского реабилитационного центра для граждан, страдающих от наркотической и алкогольной зависимости, из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.Организация цикла антисектантских и апологетических лекций во всех районных центрах и крупных населенных пунктах. Издание Священного Писания Нового Завета на языках проживающих здесь народностей. Аналогичный перевод пасхальных, рождественских и других праздничных телепрограмм «Ставропольский благовест» на «малые языки» с последующей трансляцией на муниципальном уровне. Организация ежегодных межконфессиональных, а именно православно-мусульманских, и спортивно-патриотических молодежных лагерей. Слава Богу, что по моей просьбе Святейший Патриарх и Священный Синод приняли решение об открытии новой Георгиевской епархии на территории восточных районов и разработанную программу подхватил епископ Гедеон. Насколько возможно я ему в этом помогаю.
– Вы также являетесь председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Какие задачи в связи с этим стоят перед вами?
– Сегодня наш комитет совместно с архиереями Русской православной церкви назначил уже более 1000 духовников для окормления казачьих обществ по всей стране. На каждое общество – хуторское, станичное, сельское, окружное, войсковое – на территории Северного Кавказа поставлен сегодня священник. Сегодня мы регулярно проводим с ними семинары, разрабатываем методические документы, с тем, чтобы помочь духовникам в работе по воцерковлению нашего казачества. И это замечательно. Мы не имеем права эту работу останавливать не только на Кавказе, но в целом по России. Сегодня все казаки заявляют себя сынами Русской православной церкви, православными людьми. Так было исторически, и сегодня нужно пройти большой путь, для того чтобы казачество себя обрело по-настоящему. Я называю три кита, на которых оно стояло и должно стоять. Первое – казачьи традиции, без которых казака просто не будет, а будет обычный человек в форме. Второе – это воцерковленность, церковная жизнь, без этого тоже будет человек в форме, человек, находящийся в некотором клубе по интересам, и не будет здесь того воина или православного рыцаря, христианина, которыми всегда были казаки. И третье – это служение Отечеству и народу. Веками казаки жили на границе, охраняли свои семьи, земли и в целом государство. Власти нужно это поддерживать, помогать и, может быть, нагружать казачество этим служением. Такие задачи сегодня поставлены Святейшим Патриархом.
– А какие проблемы сегодня важнее всего?
— С одной стороны, казачество становится все более серьезным фактором нашей жизни, активно предлагает свое служение государству. На Кубани уже 2000 казаков несут службу наравне с полицией, пошли такие процессы и на Ставрополье. С другой стороны, казачий мир пока еще, к сожалению, не готов к принятию ответственных полномочий. Об этом говорят печальные случаи сепаратизма. Вот почему, если сами казаки говорят, что, мол, мы уже возродились, я отвечаю им: еще далеко до окончательного возрождения! Мы только в начале пути. Когда сжигают городок геологов на Хопре, при всей противоречивости проекта разработки никелевого месторождения и угрозе уничтожения природных ресурсов, с такими методами протеста согласиться нельзя. Не во всем правы порой и наши терские казаки, в том числе атаманы.
– Наверное, не так просто встраиваться казачеству в современный уклад…
– Совершенно верно. Я советую им глубже изучить законы государства, в котором живут, нравятся они кому-то или нет. Но еще важнее то, что далеко пока до духовного возрождения казачества! Настоящий духовный казак — ратник, всецело отдающийся служению Отечеству. А бездуховный казак часто — бунтарь и разбойник. В истории России этого было достаточно. Почему матушка Екатерина переселила казаков из Запорожской Сечи? Потому что они за денежки служили турецкому султану или польскому королю, против единоверных братьев. И какая там была духовность, какая вера? Одно название. Поэтому еще много нужно прошагать по пути возрождения. Надеюсь, эти шаги казачество сделает вместе с церковью, прививая детям подлинные казачьи традиции, а не надуманные.
– Вы посещаете ряд российских областей, где эта тема тоже актуальна.
– Да, довелось встречаться с казаками в Тамбове, Нижнем Новгороде, Омске, Красноярске, других регионах страны. Там свои этапы развития, более скромные по масштабам. В целом же, надеюсь, казачество, духовно встав на ноги, обязательно будет замечательным инструментом служения Отечеству и людям.
– Находясь на Ставропольской кафедре, вы также являетесь ректором старейшего на Северном Кавказе духовного учебного заведения – Ставропольской семинарии. Совсем недавно она отметила 170-летний юбилей со дня своего основания. За эти годы семинария дважды закрывалась, но вновь открывала свои двери для всех желающих. Расскажите об этом.
– Ставропольская духовная школа была основана согласно постановлению Святейшего Синода в 1846 году и называлась тогда Кавказская духовная семинария. Местное духовенство в то время в большинстве своем было неграмотным. Мало того, священнослужителей катастрофически не хватало. И это вполне объяснимо – в регионе шла долгая, мучительная Кавказская война. К тому же здесь процветало язычество, а между православными людьми и теми, кто исповедовал ислам, диалог только начинался. И тогда семинария стала главным на Кавказе учебным заведением – не только духовным, но и гуманитарным. Нужно низко поклониться основателям и преподавателям Духовной школы за тот подвиг в деле воспитания семинаристов, который они совершали. Ведь пастыри, выходившие из стен этого учебного заведения, становились не просто священниками, но вдобавок к этому нередко еще и землепашцами, и учеными, и врачами, потому что полученное ими образование было достаточно высокого уровня. В 1920 году Ставропольскую духовную семинарию закрыли. И только после Великой Отечественной войны, в 1946 году, при Крестовоздвиженском храме Ставрополя она возродилась. В июне 1960 года Духовная школа была расформирована. А в 1989 году семинария вновь открылась, теперь уже в третий раз, благодаря попечению архиепископа Ставропольского и Бакинского Антония (Завгороднего). И это, надеюсь, навсегда.
– Среди выпускников есть те, чьи имена нам хорошо известны…
– Плеяда наших знаменитостей велика. Многие из них в советские безбожные годы приняли мученическую смерть за Христа. Это священномученики Иоанн Восторгов, Николай Кандауров и другие святые новомученики и исповедники Российские. Также Ставропольскую духовную школу окончили митрополит Гедеон (Докукин), который впоследствии управлял Ставропольской епархией на протяжении долгих лет, архимандрит Матфей (Мормыль) – известный регент Троице-Сергиевой Лавры, протоиерей Петр Сухоносов, протоиерей Иоанн Белевцев, протоиерей Богдан Сойка и многие другие священнослужители, профессора духовных академий, подвижники благочестия.
– Нужно ли священникам, не так давно окончившим семинарию, повышать свой уровень образования?
– Хотя выпускники нашей Духовной школы имеют достаточно высокий уровень образования, мы организовали курсы повышения квалификации для священнослужителей. Около 90 пастырей их уже прошли, примерно столько же человек пройдут их в следующем учебном году. Такие курсы нужны, чтобы освежить в памяти некоторые предметы, и самое главное – познакомиться с новыми решениями церкви, которые выходят после каждого Архиерейского Собора, а также вырабатываются комиссиями Межсоборного присутствия, органами Священного Синода и Высшего церковного совета. Эти документы в обязательном порядке публикуются на сайте Патриархии. Каждый священник должен их знать, и лучше, если он познакомится с ними на курсах повышения квалификации, где можно что-то спросить и обсудить.
– Вы возглавляете семинарию уже пять лет. Можно ли сегодня подвести какие-то итоги?
– Конечно, я только продолжаю дело своих предшественников, но, надеюсь, что за эти пять лет тоже немало сделал для Духовной школы. Наши преподаватели вышли на новый уровень обучения, появились новые педагоги, в том числе наши выпускники, которые впоследствии окончили магистратуру, аспирантуру в Москве, Санкт-Петербурге. Ими написаны монографии и другие научные работы. Сегодня на двух языках – русском и английском – выходит «Вестник Ставропольской духовной семинарии». Постоянно развивается наш сайт. В ноябре прошлого года Духовную школу посетила комиссия Учебного комитета Русской православной церкви, совершающая по благословению Святейшего Патриарха плановое инспектирование. По итогам проверки наша семинария получила высокую оценку.
– Сколько студентов обучаются сейчас? Все ли они будут востребованы?
– Сегодня на очном отделении учатся 60 человек, на заочном – 110. У нас обучаются студенты не только из Ставропольского края, но и из Волгоградской и Ростовской областей, Краснодарского края, Калмыкии и других регионов. Мы не имеем права никому отказывать. Все выпускники Ставропольской духовной школы востребованы, поскольку священнослужителей сейчас не хватает. Также у нас есть регентская школа (структурное подразделение семинарии), которая на протяжении уже более четверти века готовит руководителей церковных хоров. Сегодня там учатся 15 девушек, и они очень востребованы на приходах. Большинство студенток после обучения становятся регентами храмов не только Ставропольской, но и многих других епархий. Кроме того, в Духовной школе есть отделение подготовки приходских специалистов, где учатся сейчас около 150 человек. Именно они станут главными помощниками настоятелей в приходах. Слава Богу, наша семинария развивается и дает прекрасное духовное образование будущим пастырям Церкви Христовой. Конечно, есть некоторые нерешенные вопросы, но – с Божией помощью – мы их обязательно решим. У нас есть самое главное – наши замечательные преподаватели и студенты, а также колоссальный опыт, который мы будем передавать новым поколениям. Надеюсь, что клир нашей епархии, митрополии и всех епархий благословенного Кавказа будет постоянно пополняться замечательными священниками – выпускниками Ставропольской духовной семинарии, которые будут трудиться на приходах, служить своему Отечеству, а главное – Богу.
– А как в епархии обстоит дело со строительством новых храмов? Ведь до сих пор даже в краевой столице есть места, где нет своего храма.
– В епархии уже не первый год действует программа «20-20», целью которой является строительство 20 храмов до 2020 года. Все они должны быть возведены в новых районах, где на 30-50 тысяч человек приходится один храм, а в некоторых нет ни одного. Слава Богу, город расстраивается, и храмы очень нужны. Было бы хорошо, если бы планируя развитие города, разрабатывая генплан населенного пункта, заранее было определено место под школу, детский сад и, обязательно – под храм. Я обратился с этим вопросом к архитекторам, предлагаю делать это всем населенным пунктам. Ведь 80% нашего населения – это крещеные православные люди. В программу «20-20» некоторые храмы были внесены на этапе строительства, и сегодня они уже почти полностью построены. Также храмы обязательно должны быть на территории больниц. – Кто принимает участие в программе «20-20»? – На наши средства, которые жертвуют верующие, покупая свечи или подавая записки, это сделать просто невозможно. Этого хватает только на содержание или ремонт храма. Конечно, большая благодарность нашим прихожанам, что хотя бы эти средства у нас есть. Но построить на них что-либо нереально. Сегодня главный помощник настоятеля в строительстве храмов – жертвователи. Такое всегда было святым делом на Руси. Эти люди строили храмы, богадельни, дома для сирот и другие благотворительные учреждения. В данном случае я хочу поблагодарить нашего многолетнего благодетеля Юрия Ивановича Иванова, генерального директора известной строительной компании «Югстройинвест», который много лет помогает в строительстве, ремонте наших храмов, а недавно выкупил участок в Юго-Западном районе Ставрополя, где будет построен храм на тысячу человек, духовный центр и православный детский сад. Что интересно, Юрий Иванович подарил нам участок в год памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. Поэтому храм и детский сад будут носить имя князя Владимира. Пусть Господь благословит всех добрых тружеников, которые занимаются такими святыми делами, как храмостроительство.
Беседовала Екатерина Зубкова